Блогер и автор паблика «Адские бабки» Александра Баязитова — о том, на что готовы пойти банки, чтобы не возвращать деньги за навязанные страховки.
Для начала — хорошая новость. Каждый третий клиент Сбербанка в этом году воспользовался «периодом охлаждения» и смог вернуть деньги за навязанную страховку при получении кредита. И теперь — новость плохая. Источники в Сбере рассказали, что юристы банка в пожарном порядке готовят поправки как в правила страхования, так и в организацию продаж и «финансового сопровождения» страховых продуктов. Мне удалось узнать подробности грядущего страхового ада на российском финансовом рынке. Ведь аналогичные правила тут же захотят ввести и другие банки, недовольные всё возрастающей финансовой грамотностью россиян.
Страховки по кредитам, как показало моё недавнее расследование, практикуют абсолютно все российские банки. Стоимость этой «услуги» может доходить до 25% от суммы кредита, и отказаться от неё довольно проблематично. Как во время получения кредита, так и пытаясь вернуть деньги с помощью «периода охлаждения»: согласно пункту № 8 Указания Банка России № 3854-У, банк обязан вернуть всю сумму добровольной страховки по заявлению клиента.
Теперь госбанк готовит новые правила, которые минимизируют все возможные выплаты. Поскольку сложившаяся ситуация очень и очень не нравится руководству «Сберстраха», ведь там отвечают за «показатели бизнеса» перед Грефом, а тот бывает крут в кадровых решениях.
Как обойти «период охлаждения»
Как рассказали мои источники, основные изменения коснутся правил страхования клиентов Сбера, в частности, правил расторжения договоров страхования. Написаны они намеренно очень путано и туманно с массой сносок и перекрёстных ссылок, но, если пробиться через юридическую казуистику, вот три основные новации. Во-первых, для расторжения договора клиенту потребуется собрать пакет документов! И только после того как этот «пакет» пройдёт через систему компании, клиент получит ответ, будет ли расторгнут договор и на каких условиях. Во-вторых, срок рассмотрения заявления клиента составит 30 дней. И, в-третьих, размер возврата средств при расторжении договора определяется компанией за вычетом части премии пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, и расходов, которые понесла компания в связи с обслуживанием договора.
Тот, кто подписан на мой канал в «Телеграме» или в YouTube, а значит, обладающий высокой финансовой грамотностью, тут же мне возразит: «Погодите, а как это новые правила Сбербанка отменят законный «период охлаждения», установленный регулятором, и вообще права потребителей, о которых вы сами часто пишете?» Но и тут не спешите. При подписании договора у вас будет текст, где вы соглашаетесь с порядком выплат и возврата денежных средств в случае расторжения договора страхования. И тем самым правоотношения сразу переходят в другую плоскость. По мнению юристов «Сберстраха», они будут регулироваться ст. 421-й ГК РФ и вы, подписывая договор, соглашаетесь и с этим.
То есть задача новых «правил страхования» такова: если клиент уже принёс свои деньги, то ему их ни под каким предлогом не возвращать, а если и возвращать, то как можно меньше и как можно позже. Да-да, «за вычетом расходов» означает, что после разрыва договора страхования вы получите копейки. Если получите.
Новый механизм отлажен
Под эту задачу реорганизуют и структуру. Задумано так: во фронт-офисе сотрудники Сбербанка, продающие кредитные продукты, официально будут иметь трудовые отношения и со «Сберстрахованием», доверенность и т.д. Такая структура заметно экономит на количестве необходимых специалистов для впаривания кредитов и одновременно увеличивает их интерес навешивать страховку. А по поводу «конфликта интересов» — Сбер уже заручился поддержкой ЦБ, который не усматривает никаких проблем в новой сберовской схеме, ведь он и сам одновременно надзирает и за банками, и за страховыми.
Но есть ещё и бэк-офис. И вот именно там решается, что делать с клиентом, который вдруг решил забрать свои деньги или обратился за выплатой по страховому случаю. Прежде всего в «бэке» теперь будут юристы, которые постараются сделать всё, чтобы убедить клиента, подписавшего договор, что он не прав, если пытается что-то вернуть.
Пока все новации ещё в стадии доработки и заведения в единую систему обработки данных, а тестирование в одном из регионов уже вот-вот начнётся. А когда правила будут окончательно утверждены, у себя на канале я расскажу, как с этим бороться.
15.08.18 Банки.ру banki.ru
Последние комментарии