Компания «Цезарь Сателлит» предложила новые телематические продукты в автостраховании.
Павел Бородин, заместитель руководителя департамента автострахования компании «Росгосстрах»:
Бесспорно, перспектива у мероприятий, направленных на снижение аварийности в стране, есть. Тем не менее, стоит отметить, что проникновение страхования каско автомобилей /доля застрахованных по каско в парке страны/ по сравнению со страхованием ОСАГО мала, поэтому о действенном эффекте возможно говорить только при массовых продажах такого продукта. Пока, как показывает практика нескольких подобных инициатив на рынке, доля продаж таких продуктов ничтожно мала даже в портфелях самих инициаторов.
Важна и активная государственная поддержка и популяризация мероприятий, направленных на снижение аварийности, инициированных правительством в тесном сотрудничестве с РСА.
Существует также ряд вопросов, связанных с адекватностью восприятия судами объективности доказательств отчета из базы данных мониторинга передвижения застрахованного транспорта с помощью электронных систем при расследовании обстоятельств ДТП для признания случая страховым.
Важно отметить тот факт, что не менее 50 проц из случаев ущерба по каско, заявляемых страховщику, это случаи повреждений, не связанных со столкновениями транспорта, а также высокую аварийность с участием водителей автомобилей, имеющих малый стаж вождения. Последнее косвенно указывает и на низкое качество подготовки будущих водителей в учебных заведениях начального уровня.
Мотивация участника дорожного движения к безопасному участию в дорожном движении – комплексная задача в рамках государства. Заинтересовать клиента можно только с помощью снижения стоимости полиса в случае установки подобного оборудования, компенсируя ему затраты, и использования показаний прибора при расследовании страховых случаев.
Однако, повторюсь, есть ряд вопросов при спорах, связанных с принятиями решений не в пользу застрахованного, если в качестве доказательной базы будут использованы отчеты по мониторингу в электронной базе данных.
Мы не исключаем для себя возможности продажи таких продуктов. При разработке продукта будет приниматься во внимание несколько принципиальных вопросов:
Использование оборудования, способного работать с системой ГЛОНАСС.
Опыт работы компании «Росгосстрах» в рамках страховой программы «Помощь на дороге», динамично расширяющей территорию действия.
Однако спрос на данного рода продукты пока наблюдается у предприятий-перевозчиков, лизинговых компаний, такси и прочих, активно использующих программные средства мониторинга эксплуатируемого транспорта.
Дмитрий Кузнецов, начальник отдела страхования автотранспорта физических лиц департамента страхования автотранспорта «РОСНО»:
С точки зрения перспектив это направление /телематические системы и продукты с телематикой/ можно считать интересным, но сложным и пока не до конца понятным и проработанным. На сегодняшний день на пути его развития есть несколько нерешенных вопросов и проблем:
1. Отсутствие в РФ статистики по таким системам, на сбор которой СК понадобится значительное время. Пока же страховщики предлагают клиентам условия страхования /скидки, ограничения и т.д./, статистически никак не подтвержденные.
2. Юридический вопрос. В судебных разбирательствах, когда клиент говорит одно /и это подтверждается справками из компетентных органов/, а система показывает другое, большая вероятность, что показания системы не будут приняты к рассмотрению, а если и будут приняты, то только вместе с другими факторами /заключение независимой экспертизы, трассологическая экспертиза и т.д./.
3. Стоимость системы будет превышать возможный размер скидки, который клиент получит по каско за установку системы, что фактически делает это предложение не выгодным для клиента.
4. Утверждение о том, что на Западе установка подобных систем приводит к резкому снижению мошеннических выплат, скорее всего, не сработает в России. Мошенников мы этим не отсечем, так как, могу предположить, они не будут ставить телематические системы.
5. На российском страховом рынке фактически не работает система Бонус-Малус /клиенты при убытках переходят в другие СК/, соответственно клиент, который имеет плохую статистику по этой системе, вместо корректировки тарифа в сторону повышения на пролонгацию просто уйдет в другую СК, где его без проблем застрахуют без установки телематической системы.
В целом, сложно оценить, насколько СК выгодно с финансовой точки зрения продажа подобных продуктов, какие дополнительные поступления они принесут. Так, для нашей компании, у которой ВИП сегмент является целевым, это направление не особенно актуально, так как эта категория клиентов неохотно идет на то, чтобы за ними наблюдали, поэтому вряд ли они будут устанавливать телематические системы. Пока в самом ближайшем будущем запуск подобных продуктов мы не планируем, однако мы будем внимательно следить за развитием этого направления.
Юрий Стрекалов, начальник отдела методологии департамента методологии и андеррайтинга ОСАО «Россия»:
На мой взгляд, перспективы продаж всецело зависят от продвижения. Заинтересовать клиента приобретением такого продукта возможно только при предоставлении скидки на полис в размере не менее стоимости продукта.
В настоящий момент такого продукта в ОСАО «Россия» нет, и возможность его разработки пока не рассматривалась.
Михаил Ефимов, директор по страхованию ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»:
Концепция подобных продуктов сама по себе интересна и инновационна, но практически все они требуют установки специального устройства на машину клиента, которое фиксирует все его перемещения. Как правило, лишь малая доля клиентов оказывается готова к этому. Мало кто захочет находиться постоянно под «колпаком» — таков российский менталитет.
Ряд британских компаний уже пытались внедрить подобные системы, но даже среди довольно сознательных англичан эти продукты вызывали отторжение. Возможно ситуация изменится, когда появятся способы реализации такого продукта наиболее простым способом для клиента. Либо нужно предлагать такой привлекательный мотивационный пакет при продаже продукта, от которого клиент не сможет отказаться. Уже сейчас действуют значительные скидки на полисы каско с такими продуктами, но как показывает практика, этого недостаточно. В ИНТАЧ мы пока не планируем внедрять подобные продукты, т.к. наша система сегментации клиентов позволяет уже на входе отсекать клиентов с высокой аварийностью. А многофакторный анализ помогает максимально понизить вероятность наступления мошеннических действий в дальнейшем.
Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга и методологии «АльфаСтрахование»:
В нашей стране это направление находится в зачаточном состоянии. По моим данным ни одна компания в России не использует такие решения в промышленных объемах. Основным тормозящим фактором была дороговизна оборудования. В настоящее время с развитием технологий стоимость значительно снизилась, расширились функциональные возможности, что, уверен, даст толчок в развитии этих технологий в России. Ценность телематического оборудования заключается в том, что с его помощью страховщик может формировать индивидуальный тариф, который зависит от характера вождения конкретного водителя. Так же страховщик получает возможность точно устанавливать причины, дату и место страхового случая, т.е. исключить мошенничество. Соответственно, для аккуратных и законопослушных водителей цена полиса снизится.
В продуктовой линейке ОАО «АльфаСтрахование» с 2010 г есть продукт «Умное КАСКО», который разрабатывался под телематические системы. В настоящее время этот продукт востребован водителями, которые проезжают в год менее 20 000 км, т.к. можно значительно снизить стоимость страхования. Так же мы уже используем телематические комплексы для водителей, которые не эксплуатируют автомобили в крупных городах, где вероятность попасть в аварию выше.
Виктор Алексеев, заместитель генерального директора СГ «МАКС»:
Первый вопрос, который возникает — кто будет платить за систему и ее абонентское обслуживание? Если страховщик, то он должен повысить тариф. Или он должен четко понимать, насколько снизится вероятность убытка либо повысится уровень объективности оценки заявленного страхового события.
Заявленное устранение мошенничества, связанного со страхованием «задним числом» не относится к обсуждаемой теме, т.к. возможная установка специального оборудования происходит уже во время действия полиса, либо в период его оформления. Добровольной же установки такого оборудования со стороны страхователей ждать не приходится, ведь возникает фактор лишнего контроля и дополнительные затраты.
Таким образом, только страховщики могут проникнуться значимостью такой системы, взяв на себя затраты, которые могут /что неочевидно/ компенсироваться за счет снижения убыточности. Я бы пошел по пути внедрения пилотного проекта с возможностью репрезентативных выводов в ту или иную сторону, то есть необходимо оценить на практике декларируемую эффективность на ограниченном количестве клиентов, а далее уже принимать глобальные решения.
Алексей Уфимцев, заместитель генерального директора, руководитель центра автострахования «ВСК»:
«ВСК» делает ставку на повышение технологичности и качества клиентского обслуживания, в том числе в автостраховании. Инвестиционная программа компании в развитие технологий составляет порядка 1 млрд руб. Поэтому любые инновационные, высокотехнологичные решения представляют для нас потенциальный интерес. Что касается данного продукта по автокаско, то страховщикам, безусловно, потребуется время для того, чтобы оценить достоинства и недостатки решения. Мы будем следить за тем, как этот продукт зарекомендует себя на рынке.
Андрей Иванов, директор департамента андеррайтинга по автострахованию компании «ОРАНТА Страхование»:
В обозримом будущем данный продукт будет «нишевым» и не востребованным массово. В текущий момент на российском рынке добровольного автострахования популярностью пользуется более прозрачное и понятное классическое каско.
Помимо упомянутого на конференции «золотого часа» в качестве аргумента «за» для этого продукта, безусловно, после сбора и анализа статистики, можно будет привести его стоимость. Для аккуратных водителей, соблюдающих правила дорожного движения, что подтверждается показаниями телеметрической аппаратуры, тариф должен быть ниже. Это логичный шаг на пути «персонализации» страховой услуги после учета стажа и возраста лиц, допущенных к управлению застрахованным автомобилем, и других риск-факторов.
Компания «ОРАНТА Страхование» имеет достаточный опыт сотрудничества с операторами телематических и поисковых систем. В текущий момент накоплена определенная статистика, и в данный момент мы анализируем экономическую эффективность от продажи подобных продуктов. По результатам анализа будут приниматься соответствующие решения.
10.05.2011 Прайм-Тасс
Последние комментарии