Они хотят продавать пенсионный капитал.
Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) готовится в ЦБ и Минфине, и страховщики предлагают позволить им работать с накоплениями россиян на тех же условиях, что и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), – письмо об этом Всероссийский союз страховщиков (ВСС) написал министру финансов Антону Силуанову. «Ведомости» ознакомились с документом, представитель союза подтвердил, что ВСС такое письмо направил. Минфин получил письмо ВСС, вопрос прорабатывается, сказал его представитель.
ВСС пишет, что страховщики жизни готовы вступить в систему гарантирования накоплений ИПК в те же сроки, что и НПФ, и работать на аналогичных условиях. Они уверены, что будут здоровыми конкурентами НПФ: страховщики жизни, как правило, входят в крупные финансовые холдинги, у них большая общая сеть дистрибуции, они находятся под контролем спецдепозитариев и проч. Участие в пенсионных системах различных финансовых институтов – мировая практика, сообщает ВСС.
«РГС жизнь» поддерживает идею ВСС, – говорит гендиректор компании Евгений Гуревич. – Это большой новый рынок». Граждане могут копить на пенсию при участии страховщиков по договору добровольного пенсионного страхования, но спрос на эту услугу не растет (в 2015 г. премий собрано 1,4 млрд руб., в 2016 г. – 1,3 млрд, в 2017 г. – 1,4 млрд), договоров всего несколько тысяч. Сколько сборов принесет страховщикам подключение к ИПК, Гуревич оценить не смог, но выразил уверенность, что новый участник в системе ИПК подстегнет спрос граждан.
Допуск страховщиков жизни к системе ИПК выгоден и государству, считает президент Ассоциации страховщиков жизни Сергей Перелыгин: у них в отличие от НПФ уже есть инфраструктура для привлечения граждан – банки, агенты, собственная сеть. «Страховщики увеличат процент людей, которые могут остаться в системе ИПК», – обещает Перелыгин.
Страховщики в системе ИПК несут серьезные риски для всего пенсионного рынка, предупреждает президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков. Развернется жесткая борьба за клиентов, фондам тяжело будет противостоять страховщикам с их традиционно высокими комиссиями за новых клиентов, поддерживает Белякова руководитель одного из крупнейших НПФ: сам ИПК вряд ли позволит платить крупное вознаграждение, но страховщики смогут доплачивать из собственных средств.
В ноябре 2016 г. замминистра финансов Алексей Моисеев уже высказывал идею, что продавать ИПК смогут не только НПФ, но и компании с лицензией на страхование жизни, – однако его не поддержал ЦБ. В июле 2017 г. зампред ЦБ Владимир Чистюхин сказал, что допустить страховщиков к ИПК наряду с НПФ невозможно – у них разные бизнес-модели и регулирование, объединить их в систему ИПК нельзя, трудно прогнозировать последствия в области конкуренции. Подключение страховщиков и других компаний финансового рынка к ИПК можно обсуждать, только когда система заработает, уверен Чистюхин.
Запрос «Ведомостей» о письме ВСС в Минфин в ЦБ оставили без ответа. На вопрос, обсуждалось ли с ЦБ подключение страховщиков к системе ИПК перед отправкой письма в Минфин, в ВСС ответили, что эта тема не была предметом детализированного обсуждения.
Система ИПК по концепции ЦБ и Минфина, написанной осенью 2016 г., должна заменить государственную накопительную пенсионную систему, взносы в которую заморожены с 2014 г. В ИПК их будет делать сам работник.
Минфин и ЦБ хотели, чтобы к новой системе людей подключали автоматически: либо по прямому указанию закона, либо через норму в Трудовом кодексе, либо через публичную оферту НПФ, на которую человек будет соглашаться «по умолчанию». Как соотнести эти идеи с законодательством, Минфин и ЦБ пока так и не придумали. Идеи противоречат Гражданскому кодексу, настаивал Минтруд.
Планировалось, что ИПК вступит в силу в январе 2019 г., говорил Чистюхин, для этого концепцию ИПК Думе нужно было принять в осеннюю сессию 2017 г. Но правительство отложило обсуждение концепции до конца 2018 г.
09.07.18 Ведомости vedomosti.ru
Последние комментарии