Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieНа фоне падения процентных доходов банки усилили активность по продаже страховок. За 2017 год объем агентских вознаграждений, полученных банками от страховщиков, вырос на 15,4%. При этом компании вернули банкам в среднем половину от собранных ими страховых премий. Эксперты отмечают, что для кредитных организаций этот вид вознаграждения превращается в существенную статью доходов. Правозащитники и ЦБ уверены, что это приводит к массовому нарушению прав потребителей.

По данным общественной организации ОНФ, в 2017 году страховщики через банки собрали от продажи страхования жизни и здоровья заемщиков, а также их имущества 109,5 млрд руб. страховых премий. При этом объем агентских вознаграждений банкам вырос за прошлый год на 15,4%, до 53,7 млрд руб. Таким образом, 49% премий, уплаченных банковскими клиентами за страховки, было возвращено кредитным организациям в виде вознаграждения. «В условиях снижения ставок процентные доходы банков сокращаются,— говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.— Банки пытаются компенсировать это падение ростом комиссионных доходов, в том числе вознаграждением за продажу страховых продуктов». Похоже, что эти комиссии превращается для банков в существенную статью доходов, добавляет он.

Анализ международной отчетности крупнейших банков на рынке потребительского кредитования показал, что совокупный объем агентских вознаграждений по топ-5 банкам в 2017 году составил 55,8 млрд руб., увеличившись за год на 34%. Лидером по размеру полученного агентского вознаграждения стал ВТБ, заработав 18,2 млрд руб. В ВТБ сообщили, что в 2017 году банк расширил ассортимент предлагаемых страховых продуктов, это положительно повлияло на потребительский спрос и доходы банка. «В ВТБ действуют как индивидуальные договоры, так и программы коллективного страхования, выбор конкретной схемы зависит от продукта, также клиентам доступны полисы ИСЖ (инвестиционное страхование жизни.— “Ъ”),— пояснили в пресс-службе.— Мы подробно объясняем условия продуктов, каждое обращение в банк рассматриваем в индивидуальном порядке».

В топ-5 банков по объему полученных агентских вознаграждений вошли также Сбербанк (16,9 млрд руб.), ХКФ-банк (7,53 млрд руб.), Совкомбанк (7,29 млрд руб.), Россельхозбанк (5,88 млрд руб.). В Совкомбанке сообщили, что банк активно продает все виды страховых продуктов, кроме ИСЖ. «Банк реализует различные виды страхования, в том числе коробочное страхование имущества и от несчастных случаев, коллективное и ИСЖ,— пояснили в пресс-службе Россельхозбанка.— Целевые ориентиры по продажам, в том числе страховых продуктов, у сотрудников есть, жалобы пока не поступали». Руководитель индивидуальных страховых продуктов СК «Сбербанк страхование жизни» Наталья Белова отметила, что объем комиссионного вознаграждения Сбербанка за продажи отражен в отчетности «Сбербанк страхование жизни» за 2017 год, он составил 12 млрд руб. «Это комиссии банку по всем продуктам страхования жизни — инвестиционного, накопительного, рискового»,— пояснила она. В ХКФ-банке, в отличие от остальных банков, ставших лидерами по доходам от продаж страховок, этот показатель за год не вырос, а снизился — на 10,7%. Это связано с внедрением услуги «Финзащита», которая предоставляется без участия страховых компаний, пояснили в банке.

Правозащитников беспокоит, что продажа банками страховых продуктов часто приводит к возникновению недобросовестных практик.

«Обращаясь в банк за потребительским кредитом, многие клиенты даже не знают, что предлагаемые им услуги страхования являются добровольными,— отмечает господин Климов.— Банковские операционисты в неформальном общении сообщают, что у них есть ежемесячные планы по продажам добровольных страховок, за неисполнение которых руководство как минимум объявляет сотрудникам выговоры». При этом широкое распространение получила коллективная схема страхования, когда заемщик «присоединяется» к договору, заключенному между банком и страховой компанией. Отказаться от такой страховки, в отличие от персональной, в течение периода охлаждения нельзя.

Банки уверяют, что покупка страховки — добрая воля клиента. Однако в ЦБ “Ъ” сообщили, что отмечают существенный рост жалоб на навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании. «В первую очередь речь идет о страховках, в том числе по договорам так называемого коллективного страхования,— отметили в пресс-службе.— Банк России совместно с Минюстом подготовил законодательные поправки, направленные на регулирование коллективного страхования». Там также указали, что регулятору стали поступать жалобы, связанные с введением потребителей в заблуждение и навязыванием одних финансовых услуг вместо других. «Из обращений видно, что нередко вместо договоров вклада гражданам предлагались… комбинированные договоры (часть — на вклад, часть — на инвестиционное страхование) также без объяснения особенностей и рисков»,— заключили в ЦБ.

Страховщики уверяют, что постепенно ситуация с агентскими продажами страховок меняется в лучшую сторону. «То, что страхование жизни сейчас в основном продаётся через банковский канал объясняется очень просто: наибольшую динамику роста показывают продукты ИСЖ, которые по сути являются альтернативой депозиту, их доля продаж через банки близка к 100%,— говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— Мы видим также тенденцию, что банковско-страховые группы, стали активно продвигать страхование имущества». По его словам, в кредитном страховании доля договоров по коллективным схемам составляла 70%, но на фоне медиа-активности и намерении ЦБ изменить сложившуюся практику, банки уже начали сокращать эту долю, более наглядно результат будет виден после подведения итогов квартала.

09.04.18 Коммерсант kommersant.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 3 + 9