Типичная картина: человек хочет оформить, например, договор ОСАГО, а страховщик говорит, что автостраховка идёт «одним пакетом» со страхованием жизни автовладельца.
Без ОСАГО ездить никак нельзя. Что же делать? Разъясняет начальник ГУ Банка России по Центральному ФО Ильшат Янгиров.
Время на «подумать»
Навязывание клиентам страховых услуг обычно происходит при заключении договоров. Это нарушение законодательства. За навязывание страховки при заключении договора ОСАГО даже предусмотрена административная ответственность. Но беда в том, что доказать факт навязывания достаточно сложно.
Именно поэтому Банк России ввёл так называемый период охлаждения — срок, в течение которого клиент может расторгнуть договор страхования и получить назад уплаченную страховую премию без предъявления каких-либо обоснований, без обращения в суд и без административных процедур. Раньше этот период составлял 5 рабочих дней, но с начала 2018 г. был увеличен до 14 календарных дней. Страховая компания имеет право установить и более длительный срок, но никак не меньший.
Кстати, страхование жизни предлагают не только вместе с ОСАГО, но и с ипотечным кредитом, а полис КАСКО навязывают как дополнение к кредиту на покупку автомобиля. С помощью такой страховки банк снижает свои риски и потому может предложить клиенту более выгодные условия кредитования. Следует внимательно читать кредитный договор: в нём может быть пункт, по которому отказ от дополнительной страховки даже в «период охлаждения» вызовет рост процентной ставки по кредиту или расторжение договора.
Как отказаться от полиса?
Для начала убедитесь, что у вашей страховки есть «период охлаждения» и он ещё не прошёл. В противном случае деньги страхователю не вернут. Страховые компании принимают отказ от услуги только в письменном виде. Подать заявление можно в офисе или отправить по почте. Форма заявления свободная, но некоторые страховщики предлагают готовые бланки. В офис нужно приходить с документом, удостоверяющим личность. Если отказываться от страховки придёт не сам владелец, а его представитель, то у него должна быть нотариально заверенная доверенность. Также многие компании просят предъявить оригинал договора страхования и квитанцию его оплаты.
В тот день, когда компания получает отказ, договор расторгается и страховка перестаёт действовать. Деньги обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного отказа. Если страховой договор ещё не начал действовать, клиенту вернут полную стоимость полиса. А если начал, из неё вычтут часть суммы, покрывающую прошедшие дни действия страховки. Клиент вправе выбрать, как получить деньги: наличными в кассе офиса или безналичным переводом. Однако если в «период охлаждения» по договору наступил страховой случай, деньги уже не вернут.
Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обратиться с жалобой в Банк России. Её можно направить в письменном виде по адресу ближайшего регионального подразделения ЦБ либо в электронном виде через раздел «интернет-приёмная» на сайте Банка России.
23.03.18 Аргументы и Факты aif.ru
Последние комментарии