Полисы добровольного страхования гражданской ответственности автовладельцев /ДСАГО/, известные в народе как «расширенное ОСАГО» или «добровольная автогражданка», становятся все более и более популярными в России. По итогам 2010 года объем их продаж вырос почти на треть.
Полис добровольной автогражданки работает очень просто. Если ремонт поврежденного в ДТП автомобиля укладывается в 120 тыс. руб. /максимальная сумма выплаты по ОСАГО по одному автомобилю/, то выплата производится по полису ОСАГО. Если же вам «посчастливилось» въехать в дорогой автомобиль и 120 тысячами не обойдешься, то все, что превышает 120 тыс. руб. выплачивается в рамках ДСАГО /естественно также в пределах установленного лимита/. Аналогично работает полис и в части причинения ущерба жизни и здоровью, с учетом той разницы, что лимит по ОСАГО по жизни составляет 160 тыс. руб.
ПРАЙМ-ТАСС попытался выяснить, как часто в настоящее время не хватает лимитов ОСАГО для покрытия всех убытков от ДТП. Сводной статистики по рынку нет, а ситуация от компании к компании разнится. Так, по словам Павла Шевцова — директора управления методологии департамента автострахования «Росгосстраха», который занимает 1-е место на рынке ОСАГО, «по нашим данным, чуть более 2 проц ДТП повлекли в 2010 г причинение ущерба на сумму выше предельных лимитов, установленных ОСАГО». На первый взгляд, в процентном отношении цифра небольшая, но в абсолютных показателях – это не так уж и мало. Как отметил П.Шевцов, «только по компании «Росгосстрах» это более 28 тыс. случаев, но далеко не все застрахованные по ОСАГО имели полис ДСАГО». Стоит отметить, что в случае отсутствия добровольной автогражданки бремя выплаты /сверх лимитов ОСАГО/ ложится на автовладельца – виновника ДТП и платить эти деньги ему приходится из собственного кармана.
По словам андеррайтера по автострахованию ГСК «Югория» Дмитрия Бирюкова, по статистике компании при повреждении имущества третьих лиц лимита ОСАГО не хватает не слишком часто, примерно в 5 проц случаев. «Основная часть ДТП происходит в плотном потоке, т.е. в пробках. Наиболее распространены такие повреждения как царапина или вмятина», — констатирует он. Такие же данные приводит заместитель генерального директора по операционной деятельности компании «ОРАНТА Страхование» Гюнтер Гайслер. По его словам, «хотя сами выплаты могут составлять более миллиона рублей, доля убытков по ним не очень велика и не превышает 5 проц».
Представители страховщиков называют разные причины роста объема продаж полисов ДСАГО. Так, П.Шевцов говорит об активности агентской сети и офисов продаж «Росгосстраха». Д.Бирюков отмечает в качестве одного из факторов стабилизацию экономической ситуации в России. «Конечно, нельзя говорить, что кризис сильно сказался на продажах ДСАГО из-за цены полиса, но свою часть он, безусловно, внес, так как часть ДСАГО приобреталась совместно с каско», — говорит он.
Кроме того, страховщики констатирует повышение страховой культуры автовладельцев. Так, по словам директора департамента методологии и андеррайтинга имущества и ответственности СК «Русские страховые традиции» Марины Никитиной, «изначально страховщикам приходилось разъяснять преимущества заключения двух полисов одновременно, уговаривать. Сейчас множество клиентов, понимая, как работают механизмы ОСАГО, либо напрямую столкнувшись с урегулированием убытков, самостоятельно решает вопрос в пользу расширения объема ответственности сверх лимитов, установленных законом об ОСАГО».
Заместитель генерального директора «АльфаСтрахование» Александр Горин также отмечает рост дороговизны автопарка больших городов. «Если раньше машины в среднем стоили 15 тыс долл, то теперь эта сумма составляет 20 тыс долл, кроме того изменился и сам курс доллара, а лимит по ОСАГО как был 120 тыс руб, так и остался. Любой здравомыслящий человек понимает, что 120 тыс руб могут покрыть далеко не все», — говорит он.
Автовладельцы в Москве и регионах обычно ориентируются на разные страховые суммы по полису ДСАГО. По словам Д.Бирюкова, в «Югории» в мегаполисах популярны лимиты от 500 тыс до 1 млн руб, так как на дорогах много иномарок различного класса. В регионах ситуация иная. Там наиболее популярны лимиты до 500 тыс руб.
В «Росгосстрахе», как отмечает П.Шевцов, минимальное покрытие по ДСАГО составляет 300 тыс руб, однако, наиболее популярными являются в настоящее время лимиты от 600 тыс до 1,5 млн руб, что он также связывает с дорожающим парком иномарок.
В ОСАО «Россия», по словам начальника отдела методологии Юрия Стрекалова, наиболее популярные лимиты – 300 тыс руб и 600 тыс руб.
Стоит отметить, что стоимость полисов добровольной автогражданки отнюдь не запредельная. Так, например, еще на заре ОСАГО страховая компания «РОСНО» запустила продажи полисов «АГО миллион». Стоимость полиса составляла 1 долл, а покрытие по нему предоставлялось на 1 млн руб. Эта программа для мощных автомобилей действует и сейчас по той же цене. В большинстве компаний за доллар, конечно, расширение на миллион не купишь, но стоимость полиса добровольной автогражданки обычно не превышает 70 долл для больших лимитов /от 1 млн руб/ и составляет порядка 20-40 долл для более низких лимитов. По статистике Росстрахнадзора, средняя стоимость полиса ДСАГО для физических лиц составляет 717 руб, что является вполне приемлемой суммой для большинства автовладельцев.
26.04.2011 prime-tass.ru
Последние комментарии