Заемщики могут получить право в течение определенного периода времени (так называемого периода охлаждения) после заключения договора потребительского кредитования отказаться от услуги коллективного страхования. Возможность распространения «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования обсуждалась на заседании экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг, которое 26 октября прошло в Банке России, сообщается на сайте регулятора.
Как констатируют в ЦБ, сейчас гражданин, желающий взять потребительский кредит, нередко получает от банка предложение оформить договор на дополнительную услугу за отдельную плату, например застраховать жизнь или здоровье в пользу кредитора. Это может быть оформлено индивидуальным договором страхования между заемщиком и страховой организацией, однако значительное распространение получила другая модель — когда заемщик включается в список застрахованных лиц по договору страхования между банком и страховой компанией. В последнем случае использовать «период охлаждения» и впоследствии отказаться от страховки заемщик не может.
Для того чтобы решить эту проблему, Банк России предлагает внести в федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» изменения, согласно которым у заемщика появится возможность отказаться от страховки в течение 14 календарных дней после подачи заявки на кредит. «При этом заемщик должен быть проинформирован, что договором займа может быть предусмотрена зависимость процентной ставки от наличия страховки. При отказе от договора страхования в «период охлаждения» кредитор или страховщик обязаны будут вернуть гражданину уплаченную при подключении к программе коллективного страхования сумму в полном объеме», — указывают в ЦБ.
По мнению регулятора, данная мера поможет решить проблему скрытых платежей, которые не входят в полную стоимость кредита (займа) и становятся дополнительной нагрузкой для заемщика.
Напомним, что с 1 января 2018 года «период охлаждения» по договорам добровольного страхования увеличивается с пяти рабочих дней до двух недель. О поиске Центробанком механизма для распространения «периода охлаждения» на коллективные договоры заемщиков сообщалось еще в мае, а в сентябре Всероссийский союз страховщиков объявил, что намерен направить регулятору предложения по соответствующим законодательным поправкам.
По последним данным, четверть жалоб россиян в Центробанк в сегменте потребительского кредитования, на который, в свою очередь, приходится 41% всех жалоб граждан на банки, касаются навязывания дополнительных услуг при заключении договора.
В распространенном уже сегодня комментарии президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса вновь подчеркивается, что ВСС поддерживает распространение «периода охлаждения» на коллективные договоры страхования.
По мнению Юргенса, заемщик, подписываясь на страховку при заключении кредитного договора, как правило, «не отдает себе отчета в том, какой именно договор он заключил». При этом в случае коллективного страхования сторонами договора выступают не страховая компания и физлицо, а два юридических лица: банк и страховщик.
«Агрессивность политики банков заключается в том, что они не дают возможности отказаться от участия в таком договоре, ставя потребителя в дискриминационные условия. И страховая компания никак не может повлиять на ситуацию, однако от этого зависит имидж страхового сообщества в целом. Введение «периода охлаждения» позитивно скажется на взаимоотношениях всех заинтересованных сторон», — считает президент ВСС.
26.10.17 Банки.ру banki.ru
Последние комментарии