Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил план перехода ОСАГО на нерегулируемые тарифы. Согласно его предложениям, с июля 2018 года ЦБ будет регулировать лишь максимальную цену полиса, коэффициент аварийности и нарушений ПДД, пишет «Коммерсант». Все остальное – наценки и скидки за стаж, мощность авто, регион вождения отдадут в ведение страховых компаний. С 2020 года регулятору предлагается вовсе отказаться от регулирования тарифов ОСАГО.
На либерализацию «автогражданки» ЦБ дал «добро» осенью 2015 года. Тогда его глава Эльвира Набиуллина поручила страховщикам разработать «дорожную карту» этого процесса. Согласно предложению РСА, максимальный базовый тариф для легковых автомобилей физлиц составит порядка 30 тысяч рублей. В страховом сообществе обсуждался и другой вариант – постепенная отмена коэффициентов с первоначальной максимальной планкой базового тарифа в 20 тысяч рублей для легковых автомобилей физлиц. Затем следует отказ ЦБ от регулирования коэффициентов и двукратный рост планки базового тарифа. Полностью регулятор должен уйти с рынка ОСАГО так же, как и в первом варианте – в 2020 году.
Первый этап либерализации тарифов ОСАГО может начаться к июлю следующего года, если соответствующие поправки будут приняты в весеннюю сессию Госдумы, сообщали в РСА в сентябре. Сообщалось также, что свой вариант законопроекта о либерализации ОСАГО внес Минфин – пока он проходит межведомственное согласование, и осенью может быть внесен в Госдуму.
ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА
На данный момент Банк России фиксирует наибольшую убыточность у группы розничных страховщиков, к которой относятся компании с высокой долей ОСАГО в портфеле, говорится в сообщении регулятора. Есть ряд регионов, где убыточность по ОСАГО — свыше 100%, и ряд страховщиков пытаются оттуда уходить. В результате люди просто не имеют возможности приобрести полис, или цена на «автогражданку» у оставшихся компаний слишком завышена.
Опрошенные «Прайм» эксперты считают, что либерализация – это единственный способ преодоления кризиса в ОСАГО. Это, по сути, единственный возможный путь развития этого рынка, считает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. «В противном случае ОСАГО неизбежно перестанет быть рыночным видом и будет осуществляться в том или ином виде в качестве госуслуги (например, через государственного страховщика)», — сказал он.
При этом речь не идет о росте цены полиса до верхней планки тарифа – внутри широкого коридора страховщик сможет оставлять или убирать те или иные коэффициенты в зависимости от ситуации, отмечают сторонники либерализации. Сообщалось, в частности, что страховщики могут отказаться от коэффициентов территориальности использования автомобиля, а также от коэффициента по мощности двигателя, поскольку это напрямую не влияет на аварийность. Напротив, коэффициенты за грубые нарушения правил дорожного движения (те, за которые отбирают права) могут быть пересмотрены в сторону ужесточения.
ЦЕНА ПОЛИСА
Конкретной суммы, в которую будет обходиться полис после либерализации, пока никто не называет. Однако маловероятно, что он будет стоить десятки тысяч рублей, то есть, приближаться к верхнему потолку базового тарифа. В настоящее время цена «автогражданки» и без того высока для многих граждан. По данным РСА, в России без полиса ОСАГО ездят до 6 млн автомобилистов, а поддельными бланками полисов пользуются до 1 млн человек. Если средняя стоимость ОСАГО составляет 6 тысяч рублей, и если до 6 млн человек его не купили, то свыше 10 млрд рублей страховые компании недополучают премий, отмечал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
При этом обычно при обсуждении либерализации тарифов ОСАГО все опасаются их повышения. На деле же, как показывает опыт стран Европы, которые проходили через либерализацию своих рынков ОСАГО, в первый период, наоборот, происходило резкое снижение тарифов, потом ряд компаний испытывали финансовые трудности из-за этого и тариф постепенно повышался, стабилизируясь в итоге на уровне лишь немного выше регулируемого, отметил Янин.
«Все страны, в которых действует обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев, рано или поздно пришли к свободному ценообразованию», — согласен директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
«Плюс свободного ценообразования в более справедливом распределении ответственности между автовладельцами. Те, кто ездит аккуратно выиграют, а лихачам придется платить больше. Исходя из того, что сейчас убыточность на рынке превышает 100%, диапазон повышения цен может составить 30-40%. Это в среднем. Понятно, что для кого-то цена может вырасти в два раза, а для кого-то снизиться», — отметил он.
По мнению Янина, цена полиса может снизиться, прежде всего, для опытных водителей. «Отказ от госрегулирования всевозможных поправочных коэффициентов позволит страховщикам формировать собственные гибкие модели тарификации, конкурировать между собой за счет гибкости этих моделей», — пояснил эксперт. Открываются в перспективе и возможности использовать такие прогрессивные технологии, как телематические системы контроля качества вождения, формирование комплексных программ страховой защиты, где ОСАГО будет одним из элементов, добавил он. Использование таких систем и программ может привести к снижению цены полиса.
17.10.17 Прайм 1prime.ru
Последние комментарии