Граждан защитят от сговора банков и страховщиков
Банк России увеличил до 14 дней период, когда заемщик может отказаться от сопутствующей кредиту страховки. Эксперты сходятся во мнении, что это полумера. Основная проблема заключается в нераспространении «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования, к которым заемщика часто подключают без согласия. Регулятор уже занялся этим вопросом.
Вчера Банк России опубликовал указание, увеличивающее «период охлаждения» для отказа от договора добровольного страхования при получении кредита. С 1 января отказаться от страховки можно будет в течение 14 календарных дней вместо нынешних пяти. «14 дней — это универсальный, нормативно установленный срок для защиты прав потребителей. Именно такой срок определен в законодательстве для досрочного возврата суммы потребительского кредита (займа) (без оплаты процентов.— “Ъ”)»,— уточнили в ЦБ.
По словам банкиров, последствия увеличения срока вряд ли будут заметными. «На практике сейчас возможностью отказа от страховки в “период охлаждения” пользуются всего 4–5% числа заемщиков,— говорит глава “Ренессанс Кредита” Алексей Левченко.— Причина не в том, что люди не успевают, просто большинство занимает пассивную позицию». «Если заемщик не хочет пользоваться услугами страхования, то, как правило, сразу отказывается,— соглашается зампред правления ОТП-банка Александр Васильев.— У нас в банке “период охлаждения” составляет 30 дней, при этом доля отказывающихся от страховки клиентов не превышает 10%». Но правозащитники считают изменения актуальными. «Объективно пять дней это мало, у заемщика может не быть возможности столь оперативно обратиться с заявлением»,— говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Между тем основная проблема в том, что «период охлаждения» действует только в отношении индивидуальных договоров с физлицами и не распространяется на коллективные. По словам страховщиков, нередки случаи, когда заемщик становится участником коллективного договора, не подозревая об этом. «Между страховщиком и банком уже есть договор, к нему присоединяют заемщика, чтобы избежать возврата страховой премии по процедуре “охлаждения”,— рассказывает собеседник “Ъ” на страховом рынке.— Как правило, это делается, когда банк и страховщик аффилированы, вознаграждения банка тогда доходят до 90% от страховой премии».
Вернуть страховую премию в этом случае практически невозможно ни за пять дней, ни за 14 дней, добавляет господин Климов. По данным мониторинга ОНФ, каждый четвертый банк из топ-20 на рынке потребкредитования подключает заемщиков к договору коллективного страхования. По данным АКРА, по итогам первого полугодия 2017 года объем страховых премий за страхование жизни заемщиков составил 20,5 млрд руб. В 15% банков сотрудники уверяют, что при отказе от страховки шансы на одобрение кредита снизятся вплоть до отказа.
Как заявил “Ъ” президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, «ВСС выступает против использования коллективных схем без ведома клиента страховщика и предлагает распространить “период охлаждения” и на коллективные договоры». Предложение союз уже направил в ЦБ. Составили обращение и в ОНФ: «Мы просим ЦБ рассмотреть возможность запрета коллективного страхования заемщиков или распространения на них “периода охлаждения”». В ЦБ подтверждают, что уже занимаются проблемой и намерены распространить «период охлаждения» на коллективные договоры страхования, регулятор ищет «соответствующую юридическую конструкцию».
22.09.17 Коммерсант kommersant.ru
Последние комментарии