Центробанк и Минфин подготовили поправки ко второму чтению в законопроект о финомбудсмене: граждан могут обязать идти со своей проблемой к финуполномоченному прежде, чем обращаться с иском к банку, микрофинансовой организации или страховой компании, пишут «Известия».
Институт финансового уполномоченного по правам граждан решили создать для того, чтобы дать россиянам возможность в досудебном порядке решать споры с участниками рынка, поднадзорными Банку России: банками, микрофинансовыми организациями и страховыми компаниями. Изначально предполагалось, что граждан будет альтернатива: либо попробовать решить проблему через финомбудсмена, либо сразу подавать судебный иск. Однако теперь Минфин и ЦБ обсуждают возможность сделать досудебное обращение к уполномоченному обязательным, а если его решение, обязательное к исполнению, не удовлетворит какую-то из сторон, спорщики в течение 30 дней смогут пойти в суд.
Руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута считает, что такой подход снизит нагрузку на судебную систему и вынудит банки чаще идти навстречу клиентам. Кроме того, он выгоден и для граждан: обращение к финомбудсмену для них будет бесплатным, а расходы на содержание этого института лягут на плечи ЦБ и кредитных организаций. Участники рынка идею поддерживают при условиии, что она не будет противоречить законодательству.
«Мы понимаем, что людям нужно привыкнуть к этому институту, его полезности. Поэтому должен существовать определенный разбег между моментом времени, когда присоединение к институту финансового омбудсмена становится обязательным для финансовой компании, и моментом, когда обращение к нему становится обязательным для гражданина. Это полгода-год, в зависимости от разных рынков», — рассказал Мамута о перспективах введения досудебного урегулирования споров при помощи финомбудсмена.
Служба заработает не ранее первого квартала 2018 года. Сначала на омбудсмена переложат обязанность по урегулированию в досудебном порядке споров по ОСАГО, а потом, постепенно, по остальным видам страхования, спорам с банками и МФО. Граждане смогут обратиться к уполномоченному как лично, так и по электронной почте или через портал госулуг.
По ОСАГО с 2014 года и так действует претензионный порядок, согласно которому автовладелец должен перед подачей иска в суд обратиться к страховщику. «По ОСАГО речь идет о переносе претензионного порядка на омбудсмена. Это, на наш взгляд, можно сделать достаточно быстро. Какое-то время — например, полгода — это должно поработать параллельно, потому что институт финансового омбудсмена еще должен будет встать на ноги», — рассказал Мамута, добавив, что для банковского и микрофинансового рынка этот порядок станет новым. При этом участники рынка, прежде всего, банки сами будут заинтересованы решать конфликты в досудебном порядке: чем реже на них будут жаловаться финомбудсмену, тем меньше будет размер взноса кредитной организации на содержание этого института.
Представитель «Альфастрахования» рассказал «Ведомостям», что новый институт существенно снизит нагрузку на мировых судей. Павел Самиев, директор Национального рейтингового агентства считает, что он сократит и судебные расходы автостраховщиков, поскольку снизит влияние недобросовстных автоюристов на убыточность ОСАГО — ведь обратиться к омбудсмену смогут только граждане. Гендиректор компании МАКС Надежда Мартьянова говорит о повышении финансовой нагрузки на страховые компании, поскольку их также могут привлечь к финансированию работы уполномоченного.
Минфин предложил ввести институт уполномоченного по правам потребителей финуслуг в конце 2012 года, а в 2013-м подготовил соответствующий законопроект, рассмотрение которого после первого чтения в 2014 году было приостановлено. Так, думский комитет по финансовому рынку тогда посчитал, что необходимость обращения к омбудмену лишает граждан права выбирать способ защиты своих интересов. ЦБ и кабмин вернулись к его обсуждению в конце 2016 года, начав работу над поправками ко второму чтению.
19.07.17 Право.ру pravo.ru
Последние комментарии