Сегодня страховка часто становится составной частью кредита.
Виктору Бобрикову из Кемерова, который решил сделать долгожданный ремонт в доме, не хватало немного денег на новую сантехнику и кухню. Получив SМS от одного из крупных банков: «Вам одобрен кредит 200 тысяч», кемеровчанин счастливый пошёл в ближайшее отделение. И лишь там узнал: из 200 тысяч 70 – страховка. Т. е. выдадут ему 130, а вернуть придётся 200 и с процентами.
Ситуация типична: наверное, каждому из нас приходило SМS на телефон или уведомление, что кредитор готов занять нам определённую сумму. А на деле выходит, что часть средств составляет страховка, которую банки сейчас включают во все свои продукты и возвращают не всегда (или не называют сроков возврата).
Коллективная порука
Нередко людям также предлагают присоединиться к системе коллективного страхования, что также увеличивает стоимость займа на 1,5-2%. Что это значит, не так и уж и важно. Важно, что редко кто внимательно изучает договор займа.
Только с марта 2017 года в Кемеровское УФАС поступило 30 жалоб кузбассовцев (в основном из Новокузнецка), которые сетуют на навязывание этого вида страховки. Грешат, что особенно прискорбно, на ведущие банки и кредитные организации. Наталья КУХАРСКАЯ, руководитель управления, пояснила, что при разбирательстве оказывается: люди не читали договор внимательно и сами соглашались на эту услугу. Большинство обращений антимонопольная служба отправляет в Роспотребнадзор и Банк России, поскольку может заниматься только лидерами рынка, – именно они теоретически могут пагубно влиять на конкуренцию и «давить» на своих коллег. В 2015-2016 гг. доминирующее положение в Кузбассе занимал лишь один единственный банк. Но нарушений с его стороны УФАС ни разу не обнаружило.
Банки не виноваты?
Как нам рассказали в пресс-службе Кемеровского отделения Центробанка, в 2015-2016 гг. было зарегистрировано по 15-20 обращений с жалобами на банки, которые именно навязывают свои услуги. За первый квартал 2017 года таких обращений поступило 18.
Банки можно понять: если человек окажется банкротом или, не дай бог, умрёт, долг придётся гасить поручителям или родственникам. Вот они и «прячут» страховку, а потом предлагают деньги в долг без залога и поручителя.
По словам Андрея ДУБСКОГО, заведующего отделом защиты прав потребителей администрации Кемерова, обращения кемеровчан по поводу нарушителей-банков были актуальны всегда. Но если четыре-пять лет назад любое дело о навязывании дополнительных услуг правозащитники выигрывали, то сейчас суды смотрят на проблему иначе: раз человек сам подписал договор, не прочтя его, вина лежит на нём, а не на кредитной организации. При этом банкиры не одобряют кредиты, если заёмщик не соглашается на страховку, мол, без неё никак. На практике доказать факт навязывания практически невозможно, ведь в договоре сказано, что страховка – дело вовсе не обязательное, и заключается она лишь по желанию или просьбе клиента.
Свет из тоннеля
Не так давно ситуация улучшилась: Центральный Банк РФ принял указание, обязательное для банков и страховых организаций, в соответствии с которым потребитель вправе отказаться от страховки в течение пяти рабочих дней (правда, это не относится к коллективному страхованию). А некоторые банки в своих программах страхования (коллективных в том числе) даже продлевают сроки отказа. Главное – обратиться своевременно. Попробуйте получить кредит, а потом отказаться от страховки! Но может вырасти процентная ставка.
Юрист Арина МУРАШКИНЦЕВА добавляет, что наличие или отсутствие страхования может влиять на условия предоставления кредита. Например, со страховкой ставка может быть ниже. Однако наказать банк за навязывание услуг сейчас почти невозможно – банки действуют по закону.
«Законом определены случаи, когда заключение договора страхования является обязательным. Так, при ипотеке необходимо застраховать заложенное имущество. Отказ от этого может послужить основанием и для отказа банка предоставить кредит. Другие виды страховок оформляются только по желанию заёмщика», — поясняет специалист.
Справка
Если вы столкнулись с ситуацией, когда вам навязали страховку, то для отказа от неё нужно обратиться в страховую организацию с письменным заявлением об отказе и попросить вернуть уплаченную страховую премию. С таким же заявлением нужно обратиться и в банк, если речь идёт о программе коллективного страхования. Если вернуть страховку откажутся, можно обращаться в суд. Бесплатно проконсультировать по этим вопросам также можно в кемеровском отделе защиты прав потребителей.
03.05.17 Аргументы и факты aif.ru
Последние комментарии