Одной из наиболее острых проблем рынка автострахования является большое количество банкротств страховых компаний. Причем после начала процедуры банкротства в подавляющем большинстве случаев выясняется, что никаких активов у компании нет, страховые резервы отсутствуют, и даже ликвидной дебиторской задолженности не осталось. Не остается даже имущества, достаточного для проведения процедуры банкротства компании.
В целом ситуации, связанные с банкротством страховых компаний, можно разделить на два типа — в зависимости от степени недобросовестности их владельцев. Относительно добросовестные руководители, оказавшись в результате неэффективного управления компанией в сложной экономической ситуации, решают сделать все возможное, чтобы выйти из нее с максимально возможными средствами для начала нового бизнеса. Но есть и те, кто создавал страховую компанию, рассматривая ее как своего рода финансовую пирамиду, имеющую заведомо предопределенный конец.
В случаях относительной добросовестного руководства, незадолго до банкротства компании, ее топ-менеджмент начинает замещать и выводить косвенно принадлежащие активы: чаще всего это происходит через продажу долей и акций дочерних компаний. Происходит также наполнение баланса предприятия переоцененными активами.
В свою очередь, недобросовестное руководство в период, предшествующий банкротству, начинает резко перенаправлять остающиеся финансовые потоки, в том числе выводит денежную массу и перестает платить по долгам. В частности, во время этой процедуры может происходить замена ликвидных векселей на векселя неизвестных компаний, в том числе через продажу движимого имущества и уступку ликвидной дебиторской задолженности без фактической оплаты. Впоследствии, во время проведения процедуры, недобросовестное руководство страховщика не контактирует с арбитражным управляющим, которому приходится проводить процедуру за свой счет, рассчитывая на возможность выявления имущества компании в ходе процедуры.
Две большие разницы
На этапе отзыва лицензии и прекращения деятельности относительно добросовестное руководство перестает сдерживать судебных приставов-исполнителей, при этом сдерживает волну заявлений о банкротстве, затягивая судебные процессы и частично оплачивая требования кредиторов, которые подают заявления о банкротстве. Все это делается обычно ради того, чтобы протянуть сроки для «затвердевания» сделок по выводу активов, а также превратить новых обладателей активов в добросовестных приобретателей. Одним из примеров может быть ситуация, в ходе которой компания старается подчинить процесс банкротства аффилированному с ней кредитору. Когда цель достигнута, относительно добросовестное руководство компании само подает заявление о банкротстве либо делает это через подконтрольного ей кредитора. Причем в заявлении уже заранее указывается кандидатура лояльного арбитражного управляющего. После этого вводится процедура банкротства, назначается планируемый арбитражный управляющий и в реестр требований кредиторов включается подконтрольный доминирующий кредитор. В итоге, процедура банкротства доходит до логического завершения, и страховая компания исключается из ЕГРЮЛ, а 90% кредиторской задолженности остается непогашенной. Впрочем, если у компании нет активов, ее руководство может занять абсолютно пассивную позицию ко всему процессу банкротства. В таком случае процедура возбуждается сторонним кредитором.
Недобросовестное руководство с самого начала процесса банкротства уходит в сторону и назначает новых руководителей, с которыми чаще всего невозможно взаимодействовать. Подобные «зитц-председатели» чаще всего не обладают никаким имуществом и нередко имеют судимость. Они могут даже уничтожать все документы компании. С управляющим они не взаимодействуют, и ему ничего не остается, кроме как сделать заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства и подать заявление о возбуждении уголовного дела. Однако в подавляющем большинстве случаев это ни к чему не приводит, сотрудники МВД отказываются возбудить уголовное по предоставленному объему информации, так как нет первичных документов, из которых можно было бы взять более подробную информацию о деятельности компании. В итоге, на основании недостаточности информации, сотрудники правоохранительных органов отказывают в возбуждении уголовного дела, а сотни миллионов рублей, которые находились на балансе компании, просто исчезают.
Работа за свой счет
Так как страховая компания — это финансовая организация, достаточно часто все ее активы представляют собой ценные бумаги и дебиторскую задолженность. Без первичных документов выявить ликвидную дебиторскую задолженность и осуществить ее взыскание невозможно. В свою очередь, банкротство нельзя провести без финансирования, так как необходимо оплачивать работу юристов, бухгалтеров, курьеров, а также расходы на почтовые отправления и т.п. В соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Российский союз автостраховщиков осуществляет компенсационные выплаты в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшим, если страховые выплаты по обязательному страхованию не могут быть осуществлены. Однако расходы арбитражного управляющего никто не компенсирует, и таких ситуаций становится все больше.
По данным РСА, в 2009 г. около 99% компенсационных выплат было осуществлено по обязательствам страховых организаций, у которых отозваны лицензии на право осуществления страховой деятельности. Причем количество банкротств стабильно растет с 2006 г., когда было отозвано всего 3 лицензии. В 2007 г. число таких компаний увеличилось до четырех, в 2008 г. — до семи, а в 2009 г. были отозваны лицензии уже у 17 автостраховщиков, которые на тот момент контролировали 3,26% рынка, данные за 2010 г. пока не опубликованы. Как говорится в годовом отчете РСА, в связи с большим количеством страховых союз произвел значительные компенсационные выплаты, но так и не смог взыскать указанные средства с ушедших с рынка страховых организаций ввиду отсутствия активов у этих компаний. Таким образом, недобросовестные страховщики в нынешней ситуации ставят под угрозу существование целой отрасли.
18.04.2011 prime-tass.ru
Последние комментарии