В марте вступят в силу новые правила ОСАГО. Если раньше попавшие в аварию автомобилисты могли получить по страховке деньги и уже на них отремонтировать пострадавшие машины, то теперь деньги им не дают, а машины отправляют в ремонт согласно страховым суммам. Как и любую реформу, эту тоже встретили с опаской. Хотя ничего нового тут нет.
Тот случай, когда при покупке ОСАГО стоило бы застраховаться и от самих страховщиков. Занос на заснеженной камчатской дороге, Надежда Зайцева разбивает в аварии 5 автомобилей. А через несколько дней получает возмущенные звонки от пострадавших: ее полис поддельный, выплат не будет. И девушка оказалась должна всем.
«Два пострадавших от меня лица подали иск в гражданский суд на то, чтобы я оплатила ущерб их автомобилям. Суммы немаленькие, возможности выплатить их в досудебном порядке, естественно, не было», – рассказала Зайцева.
И так не только на Камчатке. Последние годы этот рынок и ситуация на дорогах уверенно катились к коллапсу, и забытые анекдоты про братков с битами на 600-м «Мерседесе» могли стать ежедневной реальностью. Система ОСАГО построена на денежных компенсациях. И манипуляции с ними вывели целую касту так называемых автоюристов, которые правили бал на рынке обязательного страхования последние 5 лет. Появилось даже специальное определение – «токсичные регионы». Те, в которых «черные автоюристы» развили бурную деятельность, оставляя без денег и сами страховые компании, и их клиентов.
Объявления сейчас можно увидеть почти в каждом крупном городе России. И это не благотворительная акция от ГИБДД. Для так называемых автоюристов важна каждая минута – Василия Овчинникова на светофоре, что называется, догнал идущий сзади автомобиль. Солидные мужчины с папками под мышкой приехали к месту аварии намного раньше полиции. Напугали тягомотиной со страховой компанией, которая закончится копеечной выплатой. И тут же обнадежили.
«Они мне дали документы, что они имеют право представлять меня в суде, и предложили мне 50 тысяч рублей. На тот момент я подумал, что на ремонт должно хватить и должно даже остаться немного сверху. Я только потом понял: откуда ни возьмись появились юристы – как раз то, что нужно», – сообщил Овчинников.
Ремонт обошелся в два раза дороже. Но мошенники наверняка получили намного больше. Через суды они вытягивают из страховой компании не только компенсацию за разбитый автомобиль, но и накручивают солидные суммы за дополнительные издержки – например, услуги эксперта. Чаще всего своего, прикормленного. Один из «черных автоюристов» рассказывает нам, сколько можно заработать на обычном ДТП.
«Если мы имеем аварию тысяч на 30 ущерба, то на ней можно заработать тысяч 150. Если обращаться к вашей Москве, здесь можно и 300 тысяч за случай получить», – поведал РЕН ТВ автомошенник.
И это не все – у мошенников остаются персональные данные водителя. А значит, их можно вписать в новый бланк, например, поддельного Европротокола. Его оформляют на месте сами участники аварии, и за несколько месяцев машина, владелец которой однажды связался с такими автоюристами, может побывать еще в десятке ДТП. Незаметно для хозяина.
«На одном автомобиле можно заработать достаточно существенно: если он сам стоит меньше миллиона условно, то 3-4 миллиона с такого автомобиля мы получим», – рассказывает автомошенник.
Тот же Европротокол помогает осуществить еще одну схему – когда авария оказывается просто подстроенной. Например, машину разбили в одном месте, а бумаги оформили в другом. Хотя умельцы смогут провернуть все это и без аварии.
Чтобы инсценировать аварию, часто используют автомобили-заготовки. За копейки покупают, например, разбитый бампер и устанавливают его вместо исправного. Намеренно искореженный автомобиль выезжает на дорогу и попадает в «липовое» ДТП. Обманутая страховая компания выплачивает мошенникам компенсацию, а им, чтобы отремонтировать авто, достаточно заехать в гараж и вернуть на место родную, не пострадавшую деталь.
И так до бесконечности – пока не попадешься. Поэтому мошенники используют неприметные машины – дорогая иномарка быстро примелькается, и бизнесу конец. «Черные автоюристы» не скрывают, что в одиночку обманывать страховые компании по всей стране они бы не смогли.
«Эти так называемые автоюристы работают в паре с местными судами, правоохранительными органами. Лично слышал о таком случае в одном их южных регионов, где судья небольшого районного суда в течение двух часов за один вечер вынес порядка 200 решений по таким судам со страховкой, каждая в среднем на 100 000», – рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто.
«Понятно, что работаем не сами по себе. Тут нужна структура, нужны люди – эксперты, люди в разных органах, в судах. Бывает, покупаем протоколы или оформляют все, что нужно под нашу диктовку», – подчеркивает автомошенник.
Сильные «компании», куда входит криминал и крышующие его полицейские и чиновники, ворочают суммами в сотни миллионов рублей. На этом фоне проблемы автомобилистов, которые месяцами не могут купить полис, кажутся мелочью. Хотя в регионах на руки они нередко получают фальшивые документы. Их или вообще нет в базе страховщиков, или оформлены на другую машину.
«Брокер получает какой-то фиксированный объем полисов, который у него есть для продажи. Полис заполняется, полис отдается клиенту, с клиентов берутся деньги. Но впоследствии брокер отчитывается за эти 100 полисов, он говорит, что 60 полисов продались, а 40 были украдены, утрачены при наводнении, пожаре, залиты борщом», – рассказывает юрист Алексей Сергеев.
Аферистов, зарабатывающих на ОСАГО, развелось столько, что в апреле прошлого года навести в этой сфере порядок поручил Владимир Путин. С 1 января 2017-го все страховые компании обязаны предоставить клиентам возможность оформить электронный полис, чтобы отсечь тех, кто в полуразвалившихся «Газелях» на обочинах торгует непонятно чем. За первые две недели в Сети уже купили 42 тысячи страховок – это двухмесячная норма. А с 1 марта правила компенсации по ОСАГО изменятся в корне. Платить водителям теперь никто не будет. Вместо денег – ремонт.
«Выгоду однозначно будут иметь потребители, потому что введение схемы по выплате на станцию, оно подразумевает то, что убираются денежные средства, то, как раз, на чем сейчас зарабатывают преступные группы», – отметил исполнительный директор Союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Попал в аварию – выбрал из списка партнеров своей страховой компании автосервис, где машину просто починят. У автомобилистов тут же появились вопросы: что за сервис, кто будет отвечать за качество и что делать, если машина еще на гарантии дилера. Все это хотят прописать в законе.
«Какие плюсы? Первое – это то, что не нужно доплачивать за износ, все машины будут направляться на станцию ТО, новые – исключительно у дилера. На ремонт будет 6-месячная гарантия, удаленность автосервиса должна не превышать 50 километров либо от места аварии, либо от места жительства пострадавшего, что немало важно. Потому что в первом варианте было 200 километров, достаточно далеко. Сейчас это все близко, фактически, условно говоря, в шаговой доступности. Что еще из плюсов, это то, что, во-первых, помимо гарантии будет неустойка. Страховая компания выберет не очень хороший сервис, который спустя руки ремонтирует машину. За это они будут финансово отвечать», – рассказывает редактор отдела автомобильной информации журнала «За рулем» Сергей Смирнов.
Ограничения введут и на максимальный срок ремонта – на СТО должны будут уложиться в 30 дней. Страховщики понимают, что им придется серьезно раскошелиться, но даже так это перекроет многомиллиардный ущерб, который им наносят аферисты. Пока, правда, новая система существует только на бумаге, проект закона готовится ко второму думскому чтению. Его разработчики рассчитывают, что с принятием этого документа у мошенников, желающих залезть в чужой карман, не будет возможности даже попытаться сделать это.
16.01.17 Ren-tv.ru
Последние комментарии