Евгений Храбсков — руководитель направления сельскохозяйственного страхования «АльфаСтрахования»:
Беспрецедентная летняя засуха прошлого года уничтожила большую часть урожая и оставила многих сельхозпроизводителей практически без прибыли. Несмотря на это, сегодня на предприятиях АПК все так же отсутствует система риск-менеджмента, а перспективы массового добровольного страхования сельхозпроизводителей, даже на условиях государственной поддержки, пока остаются туманными.
Прошлый год действительно запомнился жарой, засухой и пожарами, лишившими многие хозяйства практически всего урожая. И компенсацию потерь пришлось взять на себя государству, потому что застраховано оказалось всего около 20% сельхозплощадей. На эти цели из бюджета было выделено порядка 40 млрд рублей.
А те хозяйства, которые всё-таки застраховали урожай, фактически оказались в проигрыше: по существующему законодательству страховые компании могут начать выплачивать компенсацию только после того, как получат документы, подтверждающие гибель урожая, с элеватора, а это происходит только осенью. То есть даже при очевидной гибели всех посевов, которую видно, что называется, невооруженным глазом, получить выплату сразу невозможно.. Кроме того, часть страховых компаний просто не справляются с темпами выплат — настолько велики оказались убытки.
В этой ситуации возникает вопрос – зачем вообще страховаться, если государство все равно компенсирует потери? Но такой вопрос возникает только в отсутствие закона «»О государственной поддержке в сельхозстраховании»», который сейчас находится в стадии утверждения. О его необходимости не раз говорили и Президент, и Правительство, и ожидается, что он начнет действовать в 2012 году.
Согласно подготовленному законопроекту, при страховании предприятий АПК 50% платежей осуществляют аграрии, а 50% берет на себя государство (в 2011 году, пока закон еще не вступит в силу, государство уже готово потратить на поддержку страховых программ 5 млрд рублей). Гибель сельхозкультур определяется как недобор более 50% урожая озимых и более 35% урожая яровых на всей площади посева, предусмотренных в договоре сельскохозяйственного страхования. И, ключевой момент для тех, кто рассчитывает на государственные средства: дополнительная господдержка предприятий АПК будет предоставляться только после заключения договора со страховой компанией.
Отдельное внимание закон уделяет страховым компаниям, которые будут работать в сфере АПК. Они должны создать объединение, которое будет заниматься разработкой и согласованием страховых продуктов с уполномоченным регулирующим органом, а также отстаивать во властных структурах интересы страховых компаний. Кроме того, профессиональное сообщество будет отвечать за расходование средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций, который будет сформирован за счёт перечисления 10% от полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
Комментируя законопроект, некоторые специалисты указывают, что масштабы гибели урожая, обозначенные в законе, скорее всего, могут быть следствием какого-либо масштабного бедствия, подобного погодным катаклизмам, уже пережитым нами прошлым летом. Это подтверждают и заявления руководителей Минсельхозпрода, которые подчеркивают — государственная поддержка будет распространяться только на страхование от катастрофических рисков.
Однако вероятность повторения, например, глобальной засухи, через год-два не так уж велика. Таким образом, компенсацию за потери 15-20% урожая, что случается гораздо чаще, получить будет все так же проблематично, как сейчас. И в целом рынок сельхозстрахования сохранит свои особенности: низкий платежеспособный спрос со стороны предприятий АПК, отсутствие достоверной статистики, необходимой для установления разумных тарифов, низкая страховая культура, когда еще не сформировалось доверие к страховым компаниям.
В этой связи специалисты считают, что государству необходимо уделить особое внимание не только страхованию АПК от последствий природных катастроф, но и страхованию от актуальных рисков. Кстати, это вызовет снижение финансовой нагрузки как на бюджеты, так и сельхозпроизводителя, но при этом предоставит выбор «»нужного»» риска и конкретную защиту отечественному фермеру.
Для объективного анализа и достоверного прогнозирования, какие риски наиболее вероятны в конкретном регионе, необходим научно-инновационный подход и серьезная база для мониторинга, например, с применением системы наблюдения за Землей со спутников. Например, космическое зондирование полей для определения урожайности, контроля севооборота уже стали нормой во многих странах с развитым аграрным сектором, а применение космической навигации стало основой точного земледелия.
Подобные разработки в настоящий момент проходят апробацию в российских условиях в рамках исследовательской группы Института Инновационных Технологий, постоянным участником которой является ОАО «АльфаСтрахование».
Таким образом, появление федерального закона о господдержке страхования АПК, скорее всего, не изменит ситуацию в корне, а лишь сдвинет её с мертвой точки. Хотя правительство надеется, что предлагаемая им система охватит до 70% всех хозяйств, однако для повсеместного внедрения страхования агропрома необходима более детальная проработка закона, внесение в него поправок, гарантирующих защиту предприятий АПК не только в случае масштабного бедствия, а также повышение уровня доверия страховому сектору со стороны АПК в целом.
06.04.2011 prime-tass.ru
Последние комментарии