Доход только посредников от продажи полисов какско в Петербурге достигает 30-40%. Из-за высокой цены страховки страдают только владельцы автомобилей.
Прежде чем попасть к конечному потребителю, договор каско или ОСАГО обычно проходит нескольких посредников (иногда четыре–пять юрлиц). Данная схема выгодна всем, кроме конечных потребителей: в цене полиса каско на посредников закладывается до 35%, ОСАГО — до 45%. В результате полисы каско в Петербурге зачастую самые дорогие в России. Например, на машину Toyota Land Cruiser Prado стоимостью 2,5 млн рублей каско в Москве будет стоить 217 тыс. рублей, в Краснодаре — 139 тыс. рублей, а в Петербурге — 260 тыс. рублей.
В этой финансовой сфере сложился абсолютно легальный оборот наличных платежей. В год страховщики прокручивают через посредников более 10 млрд рублей (если предположить, что более 50% полисов проходит через посредников, а сборы по каско и ОСАГО в Петербурге превышают 23 млрд рублей в год). Эксперты говорят, что невозможность контроля за оборотом со стороны собственников компаний приводит к приватным договоренностям наемных руководителей страховщиков с посредниками.
Канал продаж через посредников зачастую опасен. Так, посредники не отчитываются перед Страхнадзором и не всегда правильно планируют работу. В середине марта, судя по всему, с рынка ушел посредник «Агентство «Страховые Решения»: сайт не работает, офисные телефоны не отвечают. Евгений Дубенский, директор Северо–Западной дирекции «РОСНО», говорит, что с агентством компания расторгла договор в июне из–за просроченной задолженности. «РОСНО» подало на посредника иск в Арбитражный суд Петербурга на 10 млн рублей.
На страхового посредника «Бриг» (оборот 500 млн рублей в год) четыре страховщика подали иски в Арбитражный суд на сумму почти 10 млн рублей. Инна Чехович, генеральный директор «Брига», говорит, что задолженность связана с субагентами, которые сами задолжали «Бригу» за проданные страховки. По ее мнению, часто посредники вкладывают деньги в свой бизнес, вместо того чтобы своевременно отдавать их страховщикам.
Эксперты говорят, что страховщики сами испортили рынок автострахования, давая завышенные комиссионные. Альтернативный способ продаж (прямое страхование) не слишком популярен, в том числе и потому, что компания не может держать низкие цены, чтобы не подставлять другие каналы продаж. Создание агентской сети — это кропотливая работа. По расчетам специалистов «РЕСО–Гарантии», чтобы пустить через своих агентов 500 млн рублей сборов, надо 3 года.
«Все страховщики устали от этой гонки. Но их сговор между собой маловероятен, — считает Алексей Кузнецов, генеральный директор юридической компании «Правила страхования».
Директор автоклуба «А–24» (предоставляет посреднические услуги) Денис Шубин считает, что посредники живут за счет оборота и не всегда просчитывают, что деньги не их, а страховщиков. «Они расширяются и не справляются с увеличенной нагрузкой», — заключает он.
Рынок посредников не столь публичен, как страховой. Крупные игроки: «АЙ Брокер», «Бриг», «А–24», «Барс», «Автополис партнер», «Союз профессиональных брокеров» и др.
06.04.2011 dp.ru
Последние комментарии