Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieСтраховые компании начинают активно продвигать «антикризисные» варианты программ добровольного медицинского страхования, которые помогают предприятиям сэкономить на соцпакете. Один из самых простых вариантов и для работодателя, и для страховщика — переложить часть затрат на медицину на самого застрахованного работника.

Лечимся от кризиса

Количество договоров добровольного медицинского страхования (ДМС) в 2015 году упало на 1 млн штук, то есть примерно на 10%, следует из статистики Центробанка (10,3 млн договоров против 11,3 млн в 2014-м). «В течение прошлого года несколько корпоративных клиентов отказались продлевать договоры ДМС по причине финансовых сложностей», — объясняет тенденцию директор департамента по сопровождению ДМС компании «Либерти Страхование» Игорь Степин.

При этом сборы страховых компаний на рынке ДМС выросли на 4% (до 128,9 млрд рублей), но страховщики указывают, что этот рост обусловлен медицинской инфляцией, которая, по разным оценкам, составляет от 15—20% до 50%. Поэтому на самом деле все не так радужно.

«Маржа на рынке ДМС снижается: проще говоря, этот бизнес из прибыльного становится убыточным», — говорит президент страховой компании «МетЛайф» Александр Зарецкий. Также страховщики отмечают тренд повышенной заболеваемости застрахованных, вызванной в том числе «избыточным потреблением медицинских услуг». «Каждый кризис мы это видим. Люди начинают активно пользоваться программой ДМС «на всякий случай» — просто провериться, сделать диагностику, воспользоваться страховкой, пока ты еще работаешь в компании», — объясняет Зарецкий.

«Кроме того, в кризис возрастают злоупотребления со стороны медицинских учреждений: медики тоже заинтересованы в том, чтобы их объемы работы не сжимались, и поэтому предлагают пройти «лишние» анализы и так далее. Поэтому растет стоимость услуг, оказанных на одного обратившегося», — отмечает Александр Зарецкий.

Медпомощь работодателю

В условиях кризиса, когда предприятия оптимизируют бюджеты, вырос спрос на альтернативные программы ДМС, отмечают страховщики. ДМС с франшизой (то есть с участием застрахованного в оплате счета на медицинские услуги) недавно запустили у себя компании «МетЛайф» (в тестовом режиме для своих сотрудников в Москве) и «Либерти Страхование» — для предприятий Петербурга. Крупные игроки рынка ДМС — «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Уралсиб», «Альянс», «РЕСО-Гарантия» — предлагают такой вариант кто уже несколько месяцев, а кто несколько лет, но в последнее время отмечают рост интереса к нему.

Франшиза предполагает, что застрахованный сотрудник сам оплачивает определенную часть стоимости медуслуг (от 10% до 50%, обычно 10—20%), а остальное — страховая компания. Такие условия обходятся работодателю дешевле на 20—58%, отмечает начальник управления продуктов ДМС «РЕСО-Гарантии» Марина Черноморова. Контракт ДМС для сотрудников завода стоит порядка 10 млн рублей, с программой ДМС с франшизой цена договора составит около 7—7,5 млн рублей, приводит пример Игорь Степин из «Либерти Страхования».

Несмотря на то что страховщик получает меньшую страховую премию, программа с франшизой выгодна и ему. По данным исследования страхового брокера Finassist, убыточность такого договора ниже примерно на треть: люди обращаются к врачу на 27—36% реже, выплаты по одному обращению снижаются на 33—47% (данные по одной страховой компании). «Франшиза часто закрывает большой объем спроса, вероятность крупных выплат для страховщика уменьшается», — комментирует председатель правления общественной организации защиты потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максим Стародубцев.

Когда человек оплачивает часть чека из своего кармана, он начинает задумываться, сколько стоит каждая медуслуга и действительно ли она ему нужна, объясняет Александр Зарецкий. В этом случае люди меньше склонны обращаться к врачам «по каждому чиху», подтверждает Марина Черноморова из «РЕСО-Гарантии». «Застрахованного, которому приходится участвовать в оплате медицинских услуг, сложнее уговорить на избыточные назначения», — говорит директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС компании «АльфаСтрахование» Александр Лапунов.

Франшиза условная и безусловная

При этом лидер рынка ДМС компания «СОГАЗ» (доля рынка — 27%) программы с франшизой своим клиентам не предлагает из-за отсутствия спроса корпоративных клиентов. «Несмотря на кризис, большинство работодателей предпочитают не перекладывать расходы на медицинские услуги на своих работников, даже частично, поскольку это может иметь негативный социальный эффект», — поясняет вице-президент, директор по личному страхованию «СОГАЗа» Тамара Смирнова.

Минусом ДМС с франшизой для работника является необходимость оплаты за ранее бесплатные для него услуги, констатирует аналитик страхового сектора Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина. При этом, по ее мнению, программа ДМС — лишь один из факторов лояльности к работодателю. «Наличие полиса ДМС «добавляет очки», но не поможет сохранить сотрудников, если вовремя не платится зарплата и не создаются нормальные условия труда», — говорит эксперт.

Для застрахованного такой полис может быть полезен на случай больших трат — при онкологических, кардиологических и других серьезных заболеваниях, говорит Максим Стародубцев. «Подводные камни» для застрахованного могут заключаться в непонимании сути услуги и механизма франшизы, считает главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков.

При этом условия применения франшизы могут быть разными: ряд страховщиков применяет ее только при оплате услуг поликлиники и стоматологии, а экстренную помощь, вызов врача на дом, лечение в стационаре компания оплачивает полностью. Кроме того, франшиза бывает безусловной (когда человек платит 10—50% независимо от стоимости услуги) и условной (когда в договоре устанавливается «пороговая» сумма, в пределах которой застрахованный оплачивает все медуслуги, а если лечение обходится дороже, то все траты берет на себя страховая компания). Классический западный и более распространенный на российском рынке вариант — безусловная франшиза.

Поликлиники стали сговорчивее

Предложения по экономии на ДМС появлялись еще в кризис 2008 года. «Применялись радикально уменьшенные страховые суммы, существенные ограничения по страховому покрытию, ограниченные списки лечебно-профилактических учреждений и другие варианты», — рассказывает Игорь Степин из «Либерти». «Ранее распространенной формой участия в программе ДМС было софинансирование, когда сам застрахованный участвует частично в оплате ДМС при оплате страхового взноса. Достаточно большое количество компаний предлагали данную форму участия», — объясняет руководитель Независимого центра стратегических исследований рынка страхования FinAssist Александр Волобуев.

Спрос на программы с франшизой был мизерный, а кроме того, к ней не были готовы сами поликлиники, у которых была затруднена техническая возможность «разбивать чек». «От лечебно-профилактических учреждений требовались дополнительные затраты на оформление счетов», — поясняет заместитель директора департамента «Ингосстраха» Николай Сова. Сейчас, по признанию страховщиков, поликлиники стали гораздо сговорчивее и вынуждены «следовать трендам», доработав свои IT-системы. А компания «Альянс» придумала собственное цифровое решение: страховщик оплачивает всю стоимость услуг поликлинике, а затем списывает сумму франшизы со счета застрахованного в личном кабинете.

Несмотря на рост интереса к ДМС с франшизой, на российском рынке такие программы пока не распространены широко. По оценкам Finassist, в прошлом году с франшизой было оформлено 5% корпоративных договоров ДМС, в текущем году их доля может увеличиться до 10%, полагают в компании. До 2020 года половина рынка ДМС может перейти на механизм франшизы, прогнозирует директор центра андеррайтинга и развития продуктов ДМС компании «Альянс Жизнь» Иван Командный.

01.03.16 Банки.ру banki.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 3 + 9