РБК-Татарстан провел очередной круглый стол по страхованию ОСАГО, где эксперты сошлись во мнении, что тарифы по ОСАГО должны регулироваться рынком, а не государством.
На круглом столе РБК-Татарстан, посвященном автострахованию, представители отрасли определили главные тенденции развития рынка ОСАГО. И хотя, по их словам, за прошедший год в целом был зафиксирован рост и сборов, и выплат, все показатели считать однозначными нельзя.
Про то, как «рынок переваривает реформы»
«Рост сборов в 2015 году составил порядка 42%, рост выплат показал 36%. На первый взгляд, цифры говорят о достаточно успешном продвижении проекта. Но это не так…
Надо понимать, что с 1 октября произошло увеличение тарифов по ОСАГО и увеличение лимитов ответственности, — заявил Рустэм Сабиров, президент союза страховщиков Татарстана. — Если в течение года ничего не произойдет и, предположим, все, у кого есть машины, пролонгируют свои договоры, мы получим нулевой рост сборов, а рост выплат будет порядка 70% и выше. Рынок только переваривает реформы, которые были произведены в этой сфере».
Напомним, с 1 октября 2015 года в России вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. В соответствии с ними размер выплат в случае причинения ущерба только имуществу во время ДТП теперь составляет 400 тыс. руб. Прежде максимальная компенсация равнялась 120 тыс. руб. Изменились и суммы выплат пострадавшим.
«На 1 сентября прошлого года Российский союз автостраховщиков опубликовал средний убыток: по ОСАГО – 61 тыс. руб., а по КАСКО — 58 тыс. То есть, убыток по ОСАГО уже превысил убыток КАСКО. По моим оценкам, на сегодня средний убыток уже явно в районе 80 тыс. Убыточно ли ОСАГО для компаний сегодня? Это вопрос бесспорный. В тот момент, когда поднимали тарифы, он был назревшим вопросом. Если бы тарифы не подняли, часть рынка просто не пережила бы 2015 год, я думаю. Это был некий кредитным ресурс, страховщикам дали благополучно закончить 15 год за счет сборов ОСАГО. Но это очень токсичный кредит, за который придется платить очень высокую цену тем компаниям, которые имеют большой портфель «автогражданки», — отметил Иниль Габдулхаков, директор филиала «Согласие» в Татарстан.
Про «Отрасль с сумасшедшим ростом доходов и рентабельности»
Напомнили представители отрасли о таком распространенном в последнее время явлении, как «автоюристы». Зачастую, по словам страховщиков, результатом деятельности этих «Робин Гудов» является то, что из-за разницы оценки ущерба в сумме меньше пятисот рублей, в результате судебного решения компаниям приходится выплачивать не только эти деньги, но и судебные издержки и работу частных автоюристов.
«У нас есть одна отрасль, где зафиксирован сумасшедший рост доходности и рентабельности – автоюристы. Для этого была создана почва. Мы не взяли западный опыт (в страховом законодательстве – РБК-Татарстан), мы открыли шлюзы, чтобы правом этим злоупотреблять. Эти убытки не ложатся в убытки страховых компаний. Они проходят по другим статьям. Но это убытки», — отметил Рустэм Сабиров.
«По компании «Ренессанс» мы ведем эти цифры. И если брать судебные расходы, то там сумма страховых выплат составит 20%, а 80% — это накладные расходы, которые несет компания. Судебные разбирательства могут идти просто по кругу: клиент вдруг вспоминает, что он забыл моральный вред в 500 рублей указать в иске, а после еще находит, что эксперт его ему же неправильно посчитал УТС. И опять страховая компания несет убытки», — рассказывает Гульнара Ибрагимова, директор филиала группы «Ренессанс страхование» в Казани.
Про «легкомысленного» водителя, за которого платит «дисциплинированный автовладелец»
Недоработки в законодательстве и государственное регулирование тарифного коридора, говорят страховщики, приводят к тому, что за «легкомысленного» водителя платят дисциплинированные автовладельцы. Ведь тарифы по ОСАГО для всех одни. Поэтому все эксперты недавно поддержали идею ввести повышающий коэффициент ОСАГО для злостных нарушителей ПДД, о котором в программном документе заявил в начале года регулятор Банк России.
«Я всегда вспоминаю одного клиента почтенного возраста, который говорил, что машиной он пользуется два раза в год: весной, чтобы отвезти на дачу рассаду, и осенью, чтобы поехать с дачи с урожаем домой. И при этом всем он платит такую же стоимость страховки, как другой известный мне клиент, на счету которого 36 ДТП за год. Поэтому эту тарификацию я могу только искренне поддержать. Вот деду такому, наверное, можно продать и за 200 рублей, а вот для лихачей с нарушениями – такая, чтобы он или менял стиль вождения или вообще ходил пешком. Потому что тут дело уже не в деньгах, а в безопасности людей», — прокомментировал Р.Сабиров.
Но подобное может стать реальностью, утверждает президент союза страховщиков, только при условии, если тарифы «отпустят». По словам Сабирова, в этом случае сработает закон рынка и конкуренции при которых сформируются «адекватные» цены как для «спокойных водителей», так и для «аварийщиков». В противном же случае, рынку автострахования грозит отток компаний и отсутствие выбора, как это случилось в Зеленодольске, где еще несколько лет назад действовало около 40 филиалов страховых компаний, а сегодня осталось только 3. Вопрос журналистов, не станет ли «свободное плавание» причиной еще большего взлета тарифов, парировал представитель компании «Согласие» Иниль Габдулхаков, сославшись на пример своей организации.
«Если у меня есть определенное число постоянных клиентов, с которыми я работаю, неужели, я захочу его потерять? Для проверенных автовладельцев я не захочу повышать цены, чтобы они просто не ушли от меня. А вот «проблемных» я удерживать не буду», — рассудил Габдулхаков.
Отметим, что в конце прошлого года глава Банка России Эльвира Набиуллина, по информации Российского союза автостраховщиков, уже поручила организации разработать «дорожную карту» либерализации тарифа ОСАГО. Либерализация тарифа означает, что страховые компании будут сами определять стоимость полиса ОСАГО, а не ориентироваться на указания ЦБ, как сейчас.
04.02.16 РБК rbc.ru
Последние комментарии