Российские работодатели не верят в полезность корпоративных программ по профилактике заболеваний
В западных компаниях здоровье сотрудника уже давно не считается его личным делом: слишком дорого оно обходится работодателю. Часто болеющие подчиненные пропускают работу, они сильнее устают и менее эффективно работают. В Европе наметилась тенденция сокращать расходы на стандартный набор медицинских услуг и все больше тратиться на программы, цель которых – воспитание здорового образа жизни у людей, говорит Елена Сазонова, заместитель коммерческого директора сети медицинских центров «Альфа – центр здоровья» (создана в 2008 г. группой «Альфастрахование»).
Отдельные опции к программам ДМС, направленные на профилактику здоровья сотрудников, не так давно появились и в России. В благополучные времена, например, работодатели не скупились и заказывали в офис офтальмологов, психотерапевтов и других специалистов. И даже несмотря на кризис, медицинские клиники и их партнеры – страховые компании – продолжают предлагать работодателям программы ДМС, включающие разного рода услуги по оздоровлению сотрудников.
Зацепить за живое
В мае этого года «Альфа – центр здоровья» начал продавать программу медицинского страхования Well-Bеing, которая помимо стандартного набора продуктов ДМС имеет дополнительную опцию – реалити-игру «Здоровое питание». По словам Сазоновой, продвигать этот продукт легче всего среди международных компаний, а вот российских директоров по персоналу еще нужно убеждать. Многие из них даже не знают, что конкретно нужно делать, чтобы люди реже болели, – бороться с курением, проводить диагностику или исправно платить медицинскую страховку.
Но разработчики страховых продуктов знают, как заинтересовать работодателя дополнительными опциями. Они внушают работодателю, что если он помимо стандартных программ будет оплачивать сотрудникам индивидуальные программы оздоровления или снижения веса, консультации с диетологом и психотерапевтом, то его репутация на рынке труда только укрепится.
ДМС же менее ценен для репутации: когда компания покупает сотрудникам полисы ДМС, люди просто ходят по врачам, лечатся и при этом не всегда вспоминают, что своим хорошим самочувствием обязаны работодателю. То же самое происходит, когда компания предоставляет сотрудникам абонементы в фитнес-клубы, рассуждает Александр Шумович, партнер Eventum Premo, агентства по организации корпоративных мероприятий. Именно поэтому, считает он, многие компании стали сегодня охотнее тратить деньги на участие работников в разных спортивных мероприятиях. Идет ли речь о спартакиаде, марафоне или велопробеге, компания – организатор или участник мероприятия убивает сразу нескольких зайцев: сотрудники чувствуют, что работодатель заботится об их здоровье, а компания лишний раз рекламирует свой бренд работодателя и свои ценности. Шумович приводит в пример участие корпоративных команд в Московском марафоне. «Россия переживает сейчас всплеск интереса к бегу, а если на марафоне появляется корпоративная команда какой-либо компании в фирменных майках, то все это сразу замечают», – говорит он. Для компании это и недорого, и выгодно, куда выгоднее, чем просто заплатить страховщикам за полисы ДМС.
Как рассказали в одной из крупных страховых компаний, в 2014 г. интерес к программам по оздоровлению сотрудников работодатели проявляли сильнее, чем в этом году. Но программы, направленные на профилактику заболеваний, они хотят получать не за дополнительную плату, а в виде бонуса. Страховщики отмечают снижение доходности ДМС. Сотрудники компаний сейчас стали чаще пользоваться страховками – в частности, число обращений в поликлиники за последние два года выросло. На то есть несколько причин: люди, предчувствуя увольнения, начинают по максимуму использовать страховку либо же, не имея финансовых возможностей отправиться на отдых летом, в период отпуска бегут в поликлиники проверять свое здоровье. С другой стороны, и медицинские учреждения, желая побольше заработать, отправляют пациентов ко всем специалистам подряд, говорят страховщики.
Лечат все!
Российские работодатели, опрошенные «Ведомостями», дружно заявили, что, несмотря на кризис, затраты на ДМС они не сокращали. А некоторые говорят, что даже дополнили медицинские пакеты для сотрудников новыми опциями. Так, по стоимости пакеты ДМС для сотрудников Parallels остались на уровне прошлого года, а набор предоставляемых услуг расширился (в этом году в медицинскую страховку вошла вакцинация от простудных и инфекционных заболеваний), рассказали в пресс-службе компании. Программы по оздоровлению сотрудников значатся в планах Parallels на будущий год. Причем если здесь и будут что-то покупать из профилактических мероприятий, то для начала ограничатся информационными рассылками и интерактивными лекциями-семинарами.
В Райффайзенбанке, по словам Владимира Химаныча, начальника управления по работе с персоналом, программа ДМС по стоимости и набору услуг осталась неизменной. То же самое ответили в компании PepsiCo. Отдельные услуги по оздоровлению сотрудников в PepsiCo не покупают, но, как рассказала Марина Зибарева, директор по коммуникациям компании, отдел обучения и развития своими силами организовывает специальные лекции на тему сбалансированного питания и спорта. Несмотря на то что профилактикой здоровья сотрудников мало кто занимается, во всех опрошенных компаниях заверили, что на здоровье людей это никак не отражается: статистика по заболеваемости из года в год не меняется.
Обычная страховка нужнее
У любой компании есть важная причина покупать ДМС своим сотрудникам, даже если из-за кризиса приходится сокращать расходы и приобретать урезанные программы медицинского страхования, рассуждает Любовь Корпачева, директор по работе с персоналом хедхантинговой компании «Агентство Контакт» (Intersearch Group Russia). Она рассказывает, что в этом году страховщики предложили ей на выбор несколько усеченных пакетов ДМС, которые радовали своей дешевизной. Компания в итоге купила страховки для двух категорий своих сотрудников: студентов без московской прописки и взрослых москвичей, которые по какой-либо причине не посещают районные поликлиники. Страховка для студентов включает лечение в поликлинике, стоматологию и экстренную госпитализацию. По словам Корпачевой, в компании сочли, что услуги плановой госпитализации молодым сотрудникам нужны гораздо меньше в силу их возраста. Зато экстренная помощь может понадобиться любому в любой момент. Москвичам же предоставили и вовсе только услуги поликлиники, так как в экстренной ситуации они всегда могут вызвать «Скорую помощь» по полису ОМС. По мнению Корпачевой, спортивная культура в российских компаниях еще недостаточно сложилась. Конечно, кто-то с удовольствием будет участвовать в производственной гимнастике, кто-то пробежит марафон, а кто-то займется фитнесом в спортивном зале. Но работодателю сложно отследить, кто каким видом спорта захочет заниматься. И поэтому почти невозможно составить единую для всех программу превентивных мер по борьбе с заболеваемостью.
Трудно представить себе пятиминутную гимнастику в банке, где есть сотрудники, которым сложно даже ненадолго оторваться от работы с клиентами, рассказывает один из представителей Газпромбанка. Кроме того, определенная часть сотрудников банка вообще не расположена заниматься спортом. Он подчеркивает, что в Газпромбанке есть и волейбольная, и футбольная команды, а также команда по картингу. Но участвуют в этих командах лишь добровольцы, которые хотят заниматься спортом.
В советские времена, вспоминает Корпачева, в Институте гигиены труда разрабатывались программы производственной гимнастики для каждой отдельно взятой профессии. Сейчас этого никто не делает, а работодателю в одиночку с такой задачей не справиться. Тем более что никакая программа по оздоровлению не спасет, если сотрудник вдруг сломает ногу. В этом случае ему поможет только старый добрый полис ДМС.
14.10.15 Ведомости vedomosti.ru
Последние комментарии