Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieМинэкономразвития готово инициировать поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии», которые вводят «ОСАГО для кинопрооизводителей»

В России может появиться система страхования частных инвестиций в кино. Соответствующую поправку в ст. 15 ФЗ-126 «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» предлагает принять гендиректор исследовательской организации «Киноэкспертиза» и секретарь Союза кинематографистов Олег Иванов.

В случае принятия поправки предприниматели будут страховать свои инвестиции в кинопроизводство и рассчитывать, что возникшие риски будут возмещены страховой компанией. В свою очередь, страховщики получают обширные права по контролю за производством — вплоть до отстранения от проекта в интересах кредиторов режиссера или продюсера.

— За рубежом сompletion bond (гарантии завершения работ точно в срок для кредиторов. — «Известия») является общепринятой нормой и позволяет за счет снижения рисков инвесторов привлекать частный капитал в киноиндустрию, — рассказал «Известиям» Олег Иванов. — Фактически такое страхование — это ОСАГО, но только в кино и совершенно добровольное.

По мнению сторонника и одного из разработчиков поправки, директора компании «КиноГарант» Андрея Терешка, нововведение позволит привить российскому кинобизнесу «цивилизованные правила игры».

— В российском практике первоначальная смета, как правило, нарушается по трем причинам. Во-первых — из-за размытой ответственности продюсеров. Часто инвесторов приглашают в проект, когда еще нет абсолютного понимания бюджета, производственного плана; в процессе производства возникают новые идеи… Всё это требует дополнительных вливаний. Во-вторых, распространен конфликт интересов — совмещение в одном лице функций продюсера и инвестора, а с собой всегда легче договориться. И в-третьих, отсутствие внятных инструментов контроля. Фонд кино вынужден внедрять какие-то контролирующие инструменты, но, конечно, полноценно контролировать производство он не в силах, — пояснил он.

Андрей Терешок полагает, что подобный производственный хаос сдерживает развитие кинопроцесса.

— Сейчас государство вкладывает большие деньги в кино, но такая ситуация не будет длиться вечно. Необходимо добиться, чтобы в индустрию пришли частные инвестиции, — считает автор инициативы.

Законопроект уже рассматривался в Министерстве экономического развития. По итогам совещания с представителями киноотрасли и страхового сообщества были даны замечания и предложения по доработке законопроекта.

— В целом Минэкономразвития поддерживает данную инициативу и готово инициировать введение новой системы страхования ответственности продюсеров, в том числе в рамках законодательной инициативы, — подчеркнули в ведомстве.

В Министерстве культуры «Известиям» сообщили, что департамент кинематографии со своей стороны готов оказать «всестороннюю поддержку» законопроекту.

По замыслу авторов, страховая компания будет следить за соблюдением съемочного графика и производственного бюджета.

— Нельзя проконтролировать качество режиссерской или актерской работы, но можно проследить, чтобы режиссер снял определенную сцену в конкретный день согласно графику и в рамках бюджета, утвержденного на стадии планирования кинопроекта, — подчеркивает Олег Иванов.

В случае превышения сметы будет возмещаться ровно столько, сколько необходимо, чтобы исправить ситуацию и не создать потерь для инвестора. Риски возможного провала фильма в прокате, конечно, в расчет не берутся.

Участвовать в кинобизнесе сможет любая страховая фирма. Собственно мониторинг кинопроизводства будет осуществлять специализированная компания, нанятая страховщиками. Именно она берет на себя обязательства, что фильм будет выпущен в сроки и в заданном бюджете, и на протяжении всего периода работы ведет жесткий мониторинг производственного плана.

Контроль над кинопроцессом будет осуществляться с помощью многоступенчатой системы санкций в отношении административной и творческой групп. Начиная с предупреждений и отстранения участников и заканчивая лишением их прав на конечный продукт. Однако, как показывает западная практика, это крайняя мере применяется редко — обычно превентивный мониторинг позволяет выявить проблему на начальном этапе.

На данный момент российский рынок услуг киномониторинга невелик — фактически его полностью замещает компания Андрея Терешка «КиноГарант». Сам он полагает, что подобные услуги имеют перспективы и как только окажутся на слуху, «конкуренты не замедлят появиться».

Сопредседатель Ассоциации кино и телепродюсеров России Сергей Сельянов назвал эту инициативу «безусловно полезной», однако оговорился, что для ее успешного внедрения в отечественную практику потребуется время.

— Для того чтобы страхование гражданских инвестиций стало успешным, необходимо урегулировать множество вопросов финансового и организационного характера. Немалых усилий потребует и «привыкание» наших кинематографистов к таким порядкам.

С осторожностью к инициативе отнеслись во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).

— Введение такого вида страхования очень удобно для недобросовестных кинопроизводителей, — полагает президент ВСС Игорь Юргенс. — Особенно успешно можно было бы пользоваться схемой, по которой сначала завышается смета на производство кинофильма, затем допускаются нецелевые траты, а в довершение ставится вопрос о получении страховых выплат, когда фильм себя не окупит.

Также эксперт отмечает проблему с прозрачностью движения финансовых потоков в отечественном кинобизнесе.

Пессимистичный взгляд на российскую индустрию разделяет главный редактор журнала «Искусство кино» киноаналитик Даниил Дондурей.

— Со своей стороны всячески приветствую эту инициативу — это, с одной стороны, еще один шаг в установлении цивилизованных рыночных отношений в кинопроцессе, с другой стороны — дополнительный источник профессиональной экспертизы, такой дефицитной сегодня. Однако я вполне понимаю опасения страховщиков — у нас в киноиндустрии множество рисков.

По мнению Дондурея, частные инвестиции не приходят в кино не из-за отсутствия страхования, а в силу того, что российское кино, «и качественное авторское, и неконкурентоспособное коммерческое» фатально не окупается в прокате.

20.11.14 Известия izvestia.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 5 + 2