Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieВ 2021 году активность злоумышленников вырастет до уровня 2019 года

Количество случаев мошенничества в страховании в этом году вырастет до уровней 2019-го, сообщил «Известиям» вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов. То есть увеличение составит 17% — до 12 тыс. заявлений. В страховых компаниях самыми популярными схемами мошенничества назвали оформление ОСАГО задним числом, продажу недействительных полисов и имитацию угона дорогостоящих машин. Летом будет расти активность злоумышленников в страховании имущества. По мнению экспертов, на обман граждан провоцирует снижение доходов населения из-за коронакризиса.

Активизация обмана

Статистика по количеству случаев мошенничества за I квартал 2021-го не будет значительно отличаться от показателей за тот же период 2020-го, однако цифры окажутся выше, чем во II, III и IV кварталах прошлого года. Это связано с тем, что во время пандемии активность злоумышленников снизилась, пояснил Сергей Ефремов. В целом за 2021 год он ожидает роста мошенничества до уровня 2019-го. Тогда за год в полицию было подано 12 тыс. заявлений на сумму 8 млрд рублей. В 2020-м сумма ущерба по 10 тыс. обращений составила 5,5 млрд, сообщали ранее в ВСС. В среднем в квартал 2020-го число обращений с связи с мошенническими действиями в этой сфере достигало 2100–2250, а в допандемийный 2019-й — 2300–2600.

Помимо общего роста числа злоупотреблений в страховании, в ВСС также прогнозируют усиление мошенничества в хеджировании имущества и ответственности. На это повлияет рост урона в этой сфере летом за счет проникновения воды, пожаров и стихийных бедствий. Злоумышленники, как правило, пытаются оформить договор поврежденного объекта «задним числом», то есть покупают полис уже после события и подают документы на получение выплат. На злоупотребление со страховками в том числе побуждают экономические проблемы на фоне пандемии, сообщил вице-президент ВСС.

Больше всего мошенничеств в 2021 году зарегистрировали в ОСАГО и каско, за ними следуют страхование имущества и страхование ответственности. Однако увеличение активности злоумышленников вице-президент ВСС ожидает также в хеджировании жизни и здоровья, так как в автостраховании внедрять новые схемы с каждым кварталом становится всё сложнее.

В то же время с момента повышения лимитов выплат по ОСАГО массовое мошенничество в моторном страховании начало активно переходить именно в этот сегмент, сообщил заместитель генерального директора по защите активов СПАО «Ингосстрах» Александр Гуляев. Основные причины — широкое распространение полиса, невозможность отказать в его оформлении, наличие жестких сроков урегулирования убытков, а теперь и высокие лимиты выплат.

Топ схем

О самых популярных схемах мошенничества рассказали в крупнейших страховых компаниях. С каско распространился вариант с имитацией угона дорогостоящих машин, которые затем перемещают в среднеазиатский регион, главным образом — в Республику Таджикистан, Туркмению и Афганистан. В ОСАГО же растет число обманов клиентов страховых компаний, когда злоумышленники продают недействительные электронные полисы, сообщил Александр Гуляев. Распространение также получили случаи перечисления выплат за постановочные ДТП или за вред жизни и здоровью в результате столкновения по сфабрикованным документам, добавил заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

Одной из самых популярных схем стало оформление ОСАГО «задним числом», так как порядка 10–15% всех автомобилистов ездят без полиса или с поддельным договором. Так, например, водитель экономит на полисе и попадает в ДТП без страховки. Средний размер убытка по ОСАГО составляет порядка 62 тыс. рублей, а цена договора — 5 тыс. Тогда виновник аварии решает оформить страховку уже после столкновения, но подобные случаи вскрываются во время урегулирования убытков. ДТП фиксируется камерами наблюдения или устройствами с других ТС, что помогает определить точное время происшествия, рассказал врио генерального директора АО «ГСК «Югория» Михаил Косенко.

Другой схемой обмана он назвал мошенничество с участием автоюристов, которые с помощью особенностей законодательства искусственно завышают суммы выплат. По итогам I квартала 2021 года компания ожидает рост мошенничества по договорам ОСАГО, каско и страхованию гражданской ответственности на 10–20% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. А по итогам года Михаил Косенко прогнозирует увеличение на 10%.

Используя тренды

Страховщики подают до 10 тыс. заявлений о мошенничестве в год, однако по 90% из них приходят отказы, в большинстве случаев с формулировкой «не удалось опросить». До суда доходит еще меньше дел, сообщил заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. Три года назад профессиональное мошенничество составляло только порядка 10% из заявленных случаев, сейчас же такие группы злоумышленников занимают уже больше половины рынка.

Активизация действий мошенников обычно происходит в кризисные периоды, пояснила директор страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина. А рост злоупотреблений в сфере личного страхования связан с увеличением спроса на такие полисы. К тому же средний размер выплат в этом сегменте выше, чем по ОСАГО или каско, что тоже способствует повышенному интересу к нему со стороны мошенников.

Кроме того, в условиях посткризисного падения реально располагаемых доходов населения будет увеличиваться и количество случаев бытового мошенничества, уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. Нередко обычные граждане с высшим образованием и семьей умышленно завышают размер страхового возмещения и не видят в этом нарушения закона, хотя совершают преступление.

Активизация мошенничества произойдет и в отношении граждан. Сфера, на которую придется основной удар, — страхование жизни и здоровья, так как оно пользуется значительным спросом на фоне пандемии, считает ведущий юрист объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин.

18.05.2021 Известия iz.ru

Водители, которые садятся за руль, не имея действующего полиса ОСАГО, несут опасность для других участников дорожного движения и нарушают российское законодательство. Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал, как, по его мнению, следует бороться с нарушителями.

«Для начала я бы разделил водителей бесполисников на две группы и, соответственно, для каждой категории назначил соответствующие наказания.

Есть водители, которые банальноь не уследили, что срок действия их полиса ОСАГО близится к концу, а страховая компания по тем или иным причинам не уведомила об этом. Например, лично я всегда узнаю о необходимости обновить полис ОСАГО благодаря соответствующему сообщению от моей страховой компании. Поверьте, это очень удобно и полезно, ведь целый год – это достаточно большой промежуток времени и большинство людей просто успевают забыть, когда же их страховка должна истечь в очередной раз.

Поэтому, мне кажется, всем страховщикам стоит присылать клиентам уведомление о скором окончании срока действия полисов или это мог бы делать даже Российский Союз Автостраховщиков (РСА). В базе АИС ОСАГО есть все контакты страхователей, почему бы не наладить систему sms-оповещений? Также это могут быть push-уведомления в «Помощнике ОСАГО» либо сообщения на электронную почту. Соответственно, с забывчивыми водителями я рекомендую бороться в первую очередь своевременными уведомлениями.

Если же говорить об автомобилистах, которые ездят без полиса ОСАГО сознательно, меры должны быть максимально действенными. Сегодня много разговоров о введении практики со штрафами с камер, однако в таком случае будут страдать и те самые добропорядочные водители, которые в ежедневной суете забыли вовремя озаботиться покупкой нового полиса. Или граждане, которые приобрели ОСАГО, но в документе по той или иной причине оказались некорректные данные и страховая компания расторгла договор в одностороннем порядке. В этом случае автомобилист может некоторое время продолжать ездить с физическим полисом ОСАГО, который фактически уже не действует.

Что же делать? Продолжать наказывать автомобилистов без ОСАГО с помощью инспекторов ГИБДД, которые будут выявлять нарушителей, разъезжающих без полисов, останавливая машину на дороге по тем или иным причинам, как происходит и сейчас. Однако сегодня единственное наказание, предусмотренное за езду без ОСАГО – это штраф от 500 до 800 рублей. Я предлагаю для первого нарушения за год сохранить штраф в 800 рублей или вовсе ограничиваться вынесением предупреждения, которое является точно таким же административным наказанием, только с нулевой суммой штрафа. А в качестве наказания за второе или даже последующие нарушения выносить запрет на эксплуатацию транспортного средства. Другими словами, если автомобилист без ОСАГО был остановлен инспектором ГИБДД и получил штраф или предупреждение, однако не понял с первого раза важность соблюдения закона и решил испытывать судьбу дальше, то следующая остановка инспектором ГИБДД должна закончиться визитом на штрафстоянку и лишением водителя свидетельства о регистрации транспортного средства до момента приобретения ОСАГО. На мой взгляд, именно такое наказание будет максимально эффективным для решения проблемы со злостными бесполисниками. При этом водители, которые попросту случайно забыли обновить ОСАГО в срок, все поймут с первого раза и обратятся в страховую компанию для приобретения актуальной страховки. Штраф в 800 рублей или вынесение предупреждения станет для них тем самым напоминанием».

Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО: общественная экспертиза»