Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Экспертное сообщество поддерживает приостановку рассмотрения Госдумой проекта федерального закона № 1056530-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования», вследствие отрицательного заключения Государственного правового управления (ГПУ) Президента Российской Федерации. В текущей редакции документ подразумевал создание централизованной базы АИС Страхование, оператор которой должен был находиться под управлением ЦБ и получить контроль на информационными IT-базами страховщиков.

Теперь авторы законопроекта могут перевнести его в новой редакции, доработав ко второму чтению с учетом всех замечаний или же отозвать из Госдумы. Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов считает, что законопроект в текущей редакции потенциально может навредить абсолютно всем участниками страхового рынка.

«Создание АИС страхования фактически под контролем Банка России противоречит его миссии как регулятора страхового рынка и может быть сопряжено с возникновением неких технических сложностей. Плюс, законопроект относит в руки оператора АИС огромные объемы информации, завладев которыми тем или иным образом некое третье лицо станет непобедимым монополистом супер-страховщиком. Это откинет российский страховой рынок на десятилетия назад, загубив годы тяжелейшей работы во имя развития отрасли. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) выполняя охранную функцию, юридически не может стать этим супер-страховщиком или законно предоставить эту возможность кому-то ещё», — подчеркнул П. Шкуматов.

​В заключении ГПУ Президента РФ учтены замечания управления Президента Российской Федерации по развитию информационных технологий и инфраструктуры связи, а также Роскомнадзора и ФСБ России, также не поддержавших документ. Авторы заключения обратили внимание на отсутствие «какого-либо анализа экономических и социальных последствий его принятия» и усомнились в заявлении авторов закона о том, что для его реализации не потребуются средства из федерального бюджета: «Данное утверждение представляется неубедительным. Очевидно, что создание информационной системы со столь масштабным функционалом потребует значительных расходов. При этом ни в пояснительной записке, ни в финансово-экономическом обосновании не приводится источника финансирования реализации таких решений».

Кроме того, в заключении ГПУ Президента РФ к документу отмечено, что «Предложенные изменения требуют проработки с привлечением широкого круга участников страховых рынков и потребителей страховых услуг». Эксперт в сфере автострахования Игорь Моржаретто вовсе не видит смысла создавать АИС Страхование под контролем ЦБ, поскольку летом 2020 года РСА уже представил обновленную базу АИС ОСАГО 2.0 и успешно справляется с функцией оператора системы.

«На сегодняшний день уже есть работающая и удовлетворяющая всем требованиям АИС ОСАГО 2.0, которую разработали в РСА, потратив на создание достаточно большие суммы. Возможно, нужно просто сделать к ней дополнительные модули и использовать для всего страхового рынка? Определенно такое решение обошлось бы дешевле создания еще одной базы», — подметил И. Моржаретто, — «Конечно, как любая новая и столь масштабная система, она может время от времени требовать доработок, но все это текущие рабочие моменты, которые достаточно легко решаются в процесс эксплуатации. Видимо, эксперты сумели показать правительству, что фактически дублировать работающую АИС ОСАГО 2.0 другой информационной системой странно, бессмысленно и дорого. Да и зачем фактически отдавать базу по управление ЦБ? РСА, как общественная организация, наделенная государством некими функциями, хорошо справляется с управлением системой».

Руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов уточнил, что: «Передача страховых баз данных от одного держателя к другому может быть оправдана, если бы при этом возникала дополнительная полезность для страхователей или страховых компаний. В мировой практике были ситуации, когда регулятор создавал под своей эгидой подобные информационные ресурсы (примеры – Индия и Бангладеш). Но там это происходит по причине отсутствия аналогичных ресурсов у самого страхового сообщества. В России участники страхового рынка самоорганизовались и работают для развития системы. Они способны создать подобные ресурсы и управлять ими самостоятельно. Законопроект должен стать сигналом для страховщиков к ускорению развития страховых баз данных с включением в них максимально возможной информации от всех участников рынка».

Проект «ОСАГО – общественная экспертиза» напоминает, что 26 января при рассмотрении законопроекта № 1056530-7 представители комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи заявили, что создание единой базы под контролем Банка России может способствовать формированию дискреционных полномочий и коррупционной составляющей.

Проект «ОСАГО – общественная экспертиза»