Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

strahovanieНа рынке осталось не больше 10 игроков, готовых страховать туризм

Давняя проблема туроператоров, связанная с нежеланием страховщиков давать или пролонгировать финансовые гарантии, заметно обострилась. Количество страховщиков, готовых брать на себя риски туроператоров, рекордно уменьшилось. По словам экспертов, вопросы финансовых гарантий требуют новых решений. «Известия» разбирались в проблеме.

Не по рукам

Кризис в туротрасли, вызванный пандемией коронавируса, привел к массовым отказам страховщиков продлевать договоры страхования ответственности туроператоров в связи с повышением рисков. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), из 45 страховых организаций — членов ВСС в том или ином виде работать с туроператорами по страхованию ответственности готовы не более 10 компаний, и лишь около трех из них — без ограничений.

Особенно сложно приходится небольшим региональным и нишевым туроператорам.

По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, проблема отказа страховщиков продлевать гарантии туроператорам остро встала еще в марте. Тогда же АТОР официально обратилась в ЦБ РФ с просьбой принять меры поддержки, стимулирующие страховые компании не отказываться от обеспечения финансовой ответственности туроператоров.

«Необходимо принимать меры и решать вопросы с отказами игроков страховать туризм на государственном уровне. Вопрос наличия фингарантий — это вопрос легальности работы туроператоров. Важен этот вопрос и для конечного потребителя. Пока деятельность туроператоров на выездных направлениях заморожена, но после восстановления международного туризма им необходимо будет выполнять обязательства перед клиентами по перенесенным турам. И в случае если туроператор по причине отказа страховщика продлевать фингарантии прекратит деятельность, туристам будет сложно рассчитывать на страховые выплаты», — рассказала «Известиям» Майя Ломидзе.

Эксперт напомнила, что есть и альтернативные страхованию варианты финобеспечения — ФПО (фонд персональной ответственности) и банковская гарантия.

«При этом решить вопрос финобеспечения через банки на практике практически невозможно ввиду отсутствия соответствующих продуктов в большинстве кредитных организаций», — уточнила Ломидзе.

Что до фонда персональной ответственности, при пополнении которого на 7% от общей цены реализованного в прошлом году турпродукта туроператор может продолжать деятельность без фингаранта-страховщика, то этот вариант неплох, но в нынешний ситуации тоже не дает гарантии спасения. У небольших компаний суммы взносов получаются несерьезными, а у крупных, напротив, нет свободных денег в больших объемах.

Вместе или врозь

Председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева убеждена: страховая емкость сократилась и будет сокращаться. «Но если мы не хотим, чтобы страхование в турбизнесе исчезло, необходимо прорабатывать новые принципы работы, а также альтернативные инструменты обеспечения финансовой ответственности туроператоров», — пояснила «Известиям» эксперт.

Если посмотреть на мировой опыт, то страхование пакетных туров лежит не только на страховщике. В ряде стран существуют фонды, дотируемые государством или пополняемые за счет туристов.

«Возможно, такие инструменты защиты могли бы быть пригодны и для российского рынка. Безусловно, страховщики охотнее страховали бы турбизнес, будь им доступны банковские гарантии в пользу страховщика на случай страхового события (фактически частичное собственное участие в убытках). Страховщик берет на себя риски, но в случае банкротства туроператора участвовать в убытке будет не один. Если государство хочет, чтобы страховые компании продолжали сотрудничать с турбизнесом, значит, страховым компаниям необходимо дать какие-то гарантии. Мы можем рассуждать об этом, как о теоретически возможном инструменте. Весь мир в такой ситуации, время делиться и перенимать опыт», — говорит Юлия Алчеева.

Пока же страховые компании вынуждены минимизировать убытки, а это для многих означает отказ от сотрудничества с турбизнесом.

Нестраховой случай

Крупные туроператоры гораздо интереснее страховым компаниям. Для небольших турфирм, по словам страховщиков, хорошим инструментом сейчас является ФПО (фонд персональной ответственности). Количество компаний, которые пополняют ФПО на 7% и тем самым имеют право продолжить деятельность без страховщика, увеличилось.

«Один из последних примеров — туроператор «НИКА», он пополнил ФПО на 7% и продолжил деятельность без страховщика. Правда, перед этим он заявил о прекращении деятельности, объявив в качестве причины отказ страховщика продлевать договор. Туроператор, имея возможность продолжать деятельность, решил уйти с рынка. Такое поведение недопустимо», — убеждена Юлия Алчеева из ERV.

Эксперт поясняет: «Все туроператоры сейчас находятся в сложном положении. Возникает вопрос к компании, которая через три месяца простоя объявила о приостановке деятельности, в тот момент когда есть варианты сохранить бизнес. Либо это фальсификация краха, либо это коллапс отрасли. Без серьезной поддержки не справиться».

Страховщики задаются вопросом: «А если все туроператоры массово пойдут по такому сценарию? Это будут проблемы государственного масштаба. Тогда страховщикам нужно бояться всех туроператоров?»

Предотвратить провал

Конечно, у страховых компаний есть риск, что туроператор в тот или иной момент уйдет с рынка. И тут, по мнению специалистов, важны не столько последствия, сколько причины. Необходимы строгие нормы выхода туроператора из бизнеса и, соответственно, прихода в бизнес.

Юлия Алчеева приводит пример со страховыми компаниями. Так, минимальный уставной капитал для открытия страховой компании составляет 300 млн рублей. Все страховые компании находятся под жесточайшим контролем. А отзыв лицензии — это действие регулятора отрасли, а не просто объявление на сайте. В турбизнесе же нет инструмента проверки реальных причин такого решения хозяйствующего субъекта. «Есть компании, которые живут исключительно за счет оборотных средств, не имея абсолютно никакого капитала. Будет ли страховщик сотрудничать с таким поставщиком услуг?» — говорит Юлия Алчеева.

Представитель крупного страховщика, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Известиям», что в компании было принято решение не сотрудничать с турбизнесом. «В условиях пандемии возросли риски не только турбизнеса, но и многих других отраслей, подлежащих страхованию. Мы занимаемся бизнесом, и он должен приносить прибыль. Турбизнес для нас — это слишком большие риски, пока мы здесь не видим потенциала. На данный момент сотрудничество с этой отраслью не приведет к финансовому результату. Если только наша потенциальная премия не будет равна финансовой гарантии, то есть по тарифу 1:1. Напомню, в 2018 году потерпели крах более 10 туроператоров, убытки страховых компаний в связи с выплатами по фингарантиям тогда составили порядка 250 млн рублей», — рассказал эксперт.

Стратегия выживания

Между тем существует достаточно большое количество туроператоров, у которых договоры страхования действуют до 2021 и 2022 года. Речь идет о крупных компаниях, консолидирующих большой объем рынка.

«Небольшим компаниям сложнее. Однако можно, например, перепрофилироваться из туроператора по выездному туризму в поставщика по внутреннему туризму или работать на прием. Это неплохой способ в нынешних условиях остаться на рынке. У внутренних туроператоров проблем с оформлением фингарантии возникнуть не должно. Финобеспечение в их случае составляет 10 млн рублей, риски невысоки, законодательное регулирование в этом сегменте мягче. Когда восстановится международный туризм, восстановятся продажи, можно будет вернуться», — рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным.

Юлия Алчеева напоминает, что сейчас сложно всем. «Мы все заложники ситуации. Поэтому необходимо принять меры, для того чтобы — пока туризм зажат в тиски — у туроператоров не было возможности уйти с рынка, но не в плане карательных мер, а с точки зрения поддержки регулятора и государства. Нужны инструменты, которые не позволят туроператорам доходить до крайности», — говорит эксперт.

Новые решения

Эксперты также обратили внимание на законопроект о внедрении единой информационной системы «Электронная путевка». «Электронная путевка» предполагает внесение изменений в механизмы финансовой ответственности туроператора. Согласно законопроекту, туроператоров обяжут передавать информацию о проданных турах в систему «Электронная путевка» и отчислять с каждой продажи туристский взнос. Сумма сбора в законопроекте не указана.

Собранные деньги пойдут в гарантийный фонд, предназначение которого в том числе в вывозе туристов и выплатах в случае неисполнения обязательств со стороны туроператоров. На эти цели туроператоры, работающие в сегменте выездного туризма, перечисляют деньги в два фонда «Турпомощи» — резервный и фонд персональной ответственности. Таким образом, по задумке авторов документа получается, что туроператоры смогут работать без страховых компаний и не являясь членами «Турпомощи».

При этом эксперты обращают внимание, что пополнять гарантийный фонд будут не только туроператоры в сфере выездного, но и внутреннего и въездного туризма, что не соответствует существующим механизмам оказания экстренной помощи. Более того, в документе сказано, что у фонда будет лимит для выплат туристам, а средства фонда после достижения гарантированного лимита могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов по решению правительства РФ.

30.06.20 Известия iz.ru

В январе–марте общий объем страховых сборов в Петербурге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 6%, до 48,7 млрд рублей. Розничное страхование по темпам прироста показало результат чуть выше, на 7%, до 14,8 млрд рублей. Такие совокупные данные содержатся в отчетности, опубликованной ЦБ РФ. Сами страховщики полагают, что уже во II квартале из–за коронавируса успехи могут быть обнулены, а по итогам года рынок и вовсе может сократиться до 15%.

Начало стагнации

Максимальный прирост по собираемости премий, в 1,5 раза, в I квартале 2020 года показало страхование от несчастных случаев и болезней, до 2,9 млрд рублей. В том числе в рознице сборы выросли почти в 1,9 раза, до 2,3 млрд рублей. На 4%, до 4,96 млрд рублей (у физлиц — на 6%, до 3,67 млрд), выросло страхование наземного транспорта (каско). При этом по ОСАГО уже в I квартале премии упали на 24%, до 2,28 млрд рублей, по количеству договоров сегмент уменьшился на 34%, до 364,7 тыс. заключенных договоров.

В целом рынок имущественного страхования сократился на 1%, до 10,2 млрд рублей (в розничном сегменте сборы, напротив, выросли на 8%, до 5,2 млрд рублей). Наибольшее снижение произошло в сегменте страхования прочего имущества юридических лиц — в 1,4 раза, до 0,8 млрд рублей.

ЦБ РФ опубликует данные по итогам II квартала не раньше осени, однако сами страховщики говорят, что рынок уже заметно сократился.

«Во II квартале под влиянием эпидемии COVID–19 сборы будут падать, так как многие клиенты попросту не оформляют полисы каско и ОСАГО, потому что не пользуются автомобилями», — говорит Юрий Мирзабеков, директор филиала «Юнити страхование» (ранее — «Эрго»). По его мнению, по остальным линиям бизнеса падение будет еще заметнее, так как сократился покупательский спрос. «По “Зеленой карте” или страхованию выезжающих за рубеж сборы будут близки к нулю из–за закрытия границ и международных перелетов», — отметил эксперт.

«Следствием карантинного режима станет резкое снижение продаж новых авто, сократится туристический поток в выездном и внутреннем туризме, остановится работа некоторых предприятий, что приведет к падению доходов и покупательной способности. Люди вернутся к сберегательной модели поведения. Как следствие, снизится средняя страховая премия из–за падения числа пролонгаций договоров», — перечисляет последствия пандемии, с которой страховщики уже столкнулись во II квартале текущего года, Игорь Лаппи, генеральный директор «Совкомбанк страхование» (ранее — «Либерти страхование»).

«Мы не исключаем резкого сокращения премий по индивидуальному каско и имуществу в связи с ухудшением платежеспособности населения. В I квартале сильно пострадал весь сегмент страхования путешественников, — замечает Наталия Шумилова, президент САО “Медэкспресс”. — Но пока мы не ощутили негативных тенденций, связанных с падением спроса на страховые услуги, особенно это касается рынка ДМС».

По ее словам, бизнес активнее стал рассматривать варианты страхования работников, интересоваться как ДМС, так и страхованием от несчастных случаев и критических заболеваний.

«Активизировались брокеры и агенты, например, даже те, кто ранее работал только с моторными видами, заинтересовались продуктами личного страхования, потому что сыграл фактор привлечения внимания к здоровью», — резюмировала эксперт.

«В апреле–мае у нас падение сборов в рознице к аналогичному периоду прошлого года составило 6%, по корпоративному бизнесу — на 4%, — говорит Владимир Храбрых, директор филиала “Ингосстраха” в Петербурге. — Позитивный прогноз по текущему году — сокращение рынка на 15% по отношению к 2019 году. В негативном сценарии, если пойдет вторая волна пандемии, тогда падение рынка может достигнуть 25%».

Позитивный след

Несмотря на негативные прогнозы о сокращении сборов, страховщики видят и положительные моменты в пандемии коронавируса. Прежде всего это снижение убыточности по каско и ОСАГО из–за ограничений в использовании автотранспорта. Кроме того, происходит сокращение издержек из–за дистанционных технологий.

«Все больше продуктов переводится в онлайн–оформление — как покупка, так и урегулирование, без обязательного посещения офиса или встреч с агентом, — говорит Юрий Мирзабеков. — На рынке стали появляться продукты, адаптированные под существующие реалии, то есть более дешевые и с меньшим количеством рисков, в результате мы ожидаем прироста объема собираемых премий».

«Кризис послужил толчком к началу нового этапа расширения агентской сети, одновременно существенно выросла доля электронных полисов, продаваемых дистанционно», — отмечает Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора «РЕСО–Гарантия».

«Мы прогнозируем снижение убыточности по ДМС, каско и ОСАГО из–за снижения обращаемости, — полагает Лаппи. — Кроме того, пандемия приведет к снижению среднего уровня цен и, как следствие, усилению конкуренции за качественные портфели, в том числе за счет дешевых продуктовых опций».

По его оценке, ускорится процесс консолидации рынка, появятся новые сделки слияния и поглощения страховых компаний. «От пандемии выиграют те страховщики, у которых есть внятная и актуальная стратегия, подкрепленная сложившимися компетенциями в каких–либо сегментах рынка, — отмечает эксперт. — Часть игроков будут вынуждены покинуть рынок, если не справятся с падением объемов бизнеса и не смогут снизить свои издержки».

25.06.20 Деловой Петербург dp.ru

Но рынок покрытия убытков от ущерба окружающей среде в России остаётся мизерным

Разлив нефтепродуктов под Норильском заметно подогрел интерес компаний к экологическому страхованию, рассказали «Известиям» представители крупнейших страховщиков. Они ждут отложенного спроса, который может проявиться через несколько месяцев, но массовое хеджирование экологических рисков начнется еще не скоро. В целом в России купирования таких рисков практически нет. Официальной статистики по размеру этого рынка тоже не существует, но, по экспертным оценкам, он крошечный — несколько сотен миллионов рублей. Развитию мешают отсутствие нормативно-правовой базы, а также компаний, способных выдержать выплату на миллиарды рублей.

Полис от катастроф

После инцидента под Норильском в России оживился спрос на страхование гражданской ответственности, связанной с экологией. Активность на этом рынке растет, есть запросы от корпораций, как и что нужно страховать, рассказал Сергей Васильев из управления индустриального страхования «РЕСО-Гарантия».

Постепенно интерес к хеджированию экологических рисков у предпринимателей увеличивается и случившееся в Норильске тоже, по всей вероятности, отразится на этом процессе, отметил член правления «Росгосстраха» Алексей Володин. Оживление интереса видят и в «АльфаСтраховании», отметил директор профильного департамента Денис Зенка. В Страховом доме ВСК ожидают отложенного спроса со стороны клиентов, сообщили в пресс-службе.

Найти официальную статистику по покрытию экологических рисков в РФ оказалось невыполнимой задачей. Например, у Всероссийского союза страховщиков (ВСС) ее нет, отметила его вице-президент Светлана Гусар.

Из публикуемой Банком России консолидированной отчетности получить данные о премиях невозможно, поделилась председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина. По ее оценке, сборы в масштабах рынка несущественны и составляют несколько сотен миллионов рублей.

По данным «АльфаСтрахования», речь может идти о 200–300 млн рублей на всю страну. У «Ингосстраха» покрытие экологических рисков составляет менее 1% портфеля страхования гражданской ответственности, сообщили в компании.

Именно поэтому при заключении договора с крупным клиентом у страховщика есть шанс увеличить портфель на 10–30%, отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Без закона и денег

Покрытие рисков, связанных с причинением вреда природе, предлагают все ведущие страховщики, работающие с корпоративными клиентами. Однако пользуются ими очень немногие. Крупных договоров на рынке всего несколько десятков, поделилась Катерина Якунина из АПСБ. Экориски обычно покрывает программа гражданской ответственности, объяснил руководитель отдела российского офиса AIG Роберт Купреишвили. По его словам, чаще всего этим продуктом пользуются компании нефтегазового сектора, химическая и нефтехимическая промышленность, а также недропользователи.

Платить за риски причинения вреда природе также часто готовы «дочки» иностранных компаний, поскольку это предусмотрено уставом корпораций, рассказали эксперты. Чтобы экострахование стало общепринятым, России предстоит еще многое сделать, солидарно отметили представители сектора. В РФ пока не разработана единая терминология, нет прозрачной оценки ущерба и четких стандартов по расчету убытков, рассказали они.

Стимул в виде обязательности такого вида страхования и обширная арбитражная практика о взыскании ущерба с компаний тоже отсутствуют, отметил Денис Зенка из «АльфаСтрахования». Предприятия должны столкнуться с реальной опасностью многомиллиардных судебных исков, а пока их нет, потребность в страховании отходит на второй план, подчеркнул директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов.

Попытки создать институт экострахования предпринимались неоднократно, но дальше инициативы по созданию экспертной группы с участием профильных ведомств дело не шло, напомнил учредитель адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Алим Бишенов. Среди причин, тормозящих процесс, он назвал отсутствие в России страховщиков, способных выдержать многомиллиардную выплату и не обанкротиться.

Но работа в этом направлении идет. ВСС создал рабочую группу по страхованию экологических рисков, и ее предложения планируется направить в Минприроды, Банк России, Росприроднадзор и Минфин, рассказала Светлана Гусар. А правительство на днях одобрило законопроект о предотвращении нефтеразливов, требующий от компаний утверждения планов ликвидации таких аварий и создания резервных фондов.

Однако даже без правительственных усилий в 2021 году этот рынок может получить мощный импульс. В соответствии с соглашениями о вступлении в ВТО Россия должна открыться для филиалов иностранных страховщиков, напомнила профессор кафедры финансовых рынков РЭУ Юлия Ахвледиани. Зарубежные игроки, по ее словам, проявляют большую заинтересованность в продаже подобных продуктов.

На Западе компании чаще покупают комплексный экологический полис, предусматривающий выплаты не только в результате какой-либо аварии, но и полное восстановление биоразнообразия и природного баланса, отметил Артём Деев из AMarkets. И такие полисы стоят очень дорого, добавил он.

Банк России не ответил на вопрос «Известий», планирует ли он разработать единый стандарт по экологическому страхованию.

29.06.20 Известия iz.ru