Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Вид перевозки, характер груза, а также география логистики непосредственно влияют на тариф. Важно, чтобы страховые случаи были не по вине перевозчика.

Оптимизацией расходов на страхование обеспокоены практически все клиенты, страхующие груз. Тем более тарифы на страхование перевозки достаточно волатильные. Например, защита автоперевозки заготовок для производства пластиковых бутылок по маршруту Петербург — Москва составит 0,14% от страховой суммы, а если груз будет перевезен по железной дороге, то тариф будет 0,13%. Зато тариф для высоколиквидного груза, допустим, при автоперевозке мяса, по тому же маршруту составит около 0,18%. Рост цены объясним тем, что наибольшему риску при перевозках подвержены продукты питания, а также товары народного потребления, электроника, оборудование и спецтехника.

Степень риска в первую очередь зависит от вида перевозки, говорит Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование». «Авиаперевозки характеризуются в основном мелкими хищениями, хотя в нашей практике есть также оплата убытков в результате авиакатастрофы, — уточняет он. — Для автоперевозок наиболее распространенные риски — хищение транспортного средства вместе с грузом, ДТП и пожары. Из-за большого числа тотальных убытков автоперевозки — самые высокорисковые.

В «Ренессанс страховании» также считают, что второй по существенности влияния на величину риска фактор — характер груза. Помимо ликвидности повышает риск его термозависимость. Для таких перевозок желательно оформление полиса страхования рефрижераторных рисков. Наконец, важен регион доставки — некоторые страховщики отказываются страховать грузы, которые следуют на Кавказ автотранспортом.

Влияют и другие факторы. Например, наличие и количество перегрузок или перевалок, промежуточное хранение груза, выбор начала и окончания периода страхования, перевозка груза судами не старше 25 лет, перевозка не на палубе судна и пр.

Тариф зависит и от того, кто является перевозчиком и как долго компания работает на рынке. «Наиболее перспективным в настоящий момент является страхование грузов в рамках долгосрочных генеральных договоров, заключенных как с грузовладельцами, так и с транспортными компаниями», — говорит Наталья Тихомирова, заместитель начальника отдела страхования грузов ОАО СК «Альянс». По таким договорам полис стоит значительно дешевле, чем для разовых перевозок. «Важно, как налажен процесс перевозки, прозрачность документооборота, стаж работы перевозчика, его репутация, — добавляет начальник управления страхования автотранспорта и грузов «Авеста» Владимир Яковлев. Он уточняет, что периодически за полисом обращаются индивидуальные предприниматели, для которых перевозки не являются основным бизнесом. Для таких клиентов тариф может быть выше на 20%.

«Мы внимательно наблюдаем за каждым страховым случаем, и если клиент в нем не виноват и к тому же есть возможность выставить регрессные требования виновнику, то тариф не поднимается», — заключает Владимир Яковлев.

23.05.12 Деловой Петербург dp.ru

На рынке автокаско компании все больше внимания уделяют сервису за деньги клиента.

Покупка страховки автомобиля выступает обязательным пунктом при получении автокредита. Предложения страховых компаний здесь различаются в разы в зависимости от включенных в полис опций. Сами страховщики советуют не сильно экономить.

Сегодняшнему покупателю полиса каско повезло — работу по анализу стоимости страховки в разных компаниях за него сделали компании в интернете. Здесь же и специальные калькуляторы, которые позволяют ввести наибольшее количество вводных данных, чтобы получить точную сумму страховки. Стоимость последней может отличаться в разы в зависимости от включенных в нее опций. Так, согласно данным сайта sravni.ru, полис каско для автомобиля Nissan Almera Classic 30-летнему водителю более чем с 10-летним опытом вождения обойдется от 22 тыс. до 85 тыс. руб., а это от 4,6 до 18% стоимости автомобиля. В последнем случае «Альфа-Страхование» предлагает клиенту такие опции, как ремонт стекол и лакокрасочные работы без справок ГИБДД по аварийным случаям, в которых автомобиль получил такие повреждения, круглосуточную поддержку клиента по телефону, эвакуатор, выезд аварийного комиссара. В качестве бонуса компания обещает покрывать убытки объемом до 50% от стоимости автомобиля неограниченное количество раз без справок из ГИБДД.

В среднем стандартный полис каско обходится от 3,5 до 8% от стоимости автомобиля. Низкие ставки больше применяются для дорогих автомобилей, в том числе за счет участия в проектах самих производителей.

При выборе полиса страховщики советуют клиентам провести небольшое маркетинговое исследование. Сильно заниженная стоимость стандартного полиса должна насторожить клиентов.

«К сожалению, многие водители поддаются на уговоры таких компаний, но впоследствии неизбежно сталкиваются с проблемами при получении выплаты — либо она безбожно занижается, либо откладывается на длительный срок, либо вообще не производится», — говорит начальник управления автострахования СГ «Межрегионгарант» Алексей Мишин.

Демпингующие компании нередко просто разоряются и уходят с рынка. В прошлом году ушли такие компании, как «Ростра», «Региональный альянс», «Росстрах».

Сервисный сбор

Чтобы привлечь клиента, страховые компании стали больше внимания уделять сервисной составляющей. «Наше решение — продукт-конструктор, то есть набор базовых и дополнительных сервисных опций, из которых клиент выбирает именно то, что ему нужно, исходя из потребностей бизнеса и бюджета», — рассказывает вице-президент по автострахованию группы «Ренессанс-Страхование» Федор Воронин. Ключевой тренд сегодня — онлайн-сервисы в обслуживании клиентов. Применяются они уже не только при продаже страховки, но и в случаях урегулирования убытков. В частности, «Ренессанс-Страхование» вскоре планирует предоставить своим клиентам возможность через личный кабинет на сайте самостоятельно заявлять страховые случаи, прикреплять необходимые для оформления выплаты копии документов и отслеживать статус выплатного дела. «А пока все наши клиенты получают SMS-уведомления о том, что нужно делать на месте ДТП, какие документы получить и передать в компанию, принято ли решение о выплате, когда и как можно ее получить, об отправке на e-mail электронного направления на сервис, о готовности машины после ремонта, о перечислении выплаты на счет клиента», — рассказывает Федор Воронин.

К самым популярным опциям, которые сегодня предлагают страховые компании, относится вызов эвакуатора, выезд аварийного комиссара, сбор справок в ГИБДД без участия клиента. Как отмечают участники страхового рынка, при выборе страховщика граждане действительно стали больше обращать внимание на сервисные услуги, которые предлагает компания. Однако решающим фактором при покупке полиса для клиента по-прежнему остается его стоимость.

Вводные данные

Помимо дополнительных сервисов на стоимость полиса влияют данные автомобиля и водителя. Как говорят страховщики, есть определенные автомобили, которые пользуются популярностью в сегментах молодых неопытных водителей. «Хорошим примером такого автомобиля является хотя бы Mazda-3. За последние два года на эту машину мы в общей сложности повысили тарифы процентов на 30», — говорит директор дирекции развития страхования СК МАКС Алексей Володяев.

Кроме того, существуют так называемые рисковые транспортные средства, которые пользуются большим спросом у угонщиков. Это ведет к тому, что на такие машины тарифы по угону выше. «Как правило, угонщикам приходится по вкусу конкретная модель, и именно она становится лидером угонов. Соответственно на такие машины тариф по каско обычно выше среднего примерно на 30%. Вместе с тем если авто оснащается совершенной противоугонной системой, то стоимость каско не будет выбиваться из общего ряда», — рассказывает Алексей Мишин. По его словам, среди машин, к которым у компании особое внимание в связи с их убыточностью, — BMW X5, X6, Toyota Camry, Land Cruiser 200, Audi А6, А8.

«По нашему портфелю каско самым убыточным сегментом можно назвать ведущие бренды японских производителей — Honda, Toyota, Mitsubishi, Mazda. Убыточность по некоторым моделям из перечня превышает 100%», — говорит замдиректора филиала «Московская региональная дирекция» и Московского областного филиала страховой компании «Россия» Тамара Чукардина. Это объясняется высоким количеством угонов автомобилей этих марок и достаточно дорогим ремонтом в части риска «ущерб». Для таких авто полис каско дороже на 20–35% от условий по страхованию автомобилей аналогичного класса других марок.

Перспективы рынка

Автострахование продолжает оставаться самым популярным и востребованным видом страхования в России. «При том, что автомобильный российский рынок по своей насыщенности пока уступает всем европейским столицам. На тысячу человек в России приходится 245 автомобилей, в Европе — 500, в США — более 750. Поэтому потенциал для роста рынка автострахования безусловно еще большой. Мы прогнозируем рост рынка автокаско на 18–20% в текущем году», — подчеркивает Федор Воронин.

Заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Наталья Комлева ожидает рост в сегменте автокаско на 10–16%. «Динамика рынка страхования автокаско сильно зависит от динамики продаж новых автомобилей и объемов автокредитования. В 2012 году прогнозируется замедление темпов роста продаж автомобилей. Прогноз Ассоциации европейского бизнеса на 2012 год —2,8 млн автомобилей. При этом в 2011 году данный показатель равнялся 2,6 млн автомобилей», — говорит она.

Тем не менее, по мнению заместителя гендиректора по операционной деятельности компании «Оранта-Страхование» Дмитрия Игнатьева, в ближайшее время концентрация все большей части портфеля среди меньшего количества игроков будет продолжаться. С тем, что происходит концентрация рынка в крупных компаниях, согласен и директор центра страхования автотранспорта физических лиц компании «Альянс» Дмитрий Кузнецов. «А это в свою очередь приведет к стабилизации ставок. Ценовая разница предложений разных участников рынка будет сокращаться, и на первый план у страхователей будет выходить вопрос надежности страховщика с точки зрения выполнения обязательств в части оплаты убытков», — считает Игнатьев.

23.05.12 Московские новости mn.ru

В области страхования жизни наблюдается бурная законодательная деятельность. Страховщики предлагают реанимировать сегмент с помощью налоговых преференций для себя и клиентов. А взамен готовы поучаствовать в спасении пенсионной системы.

Страхование жизни

Доля страхования жизни на российском страховом рынке в 2011 году составила всего 2,7%, тогда как в странах с развитой экономикой доля этого сегмента порядка 50%. Всего в 2011 году российские страховщики жизни собрали 34,7 млрд руб.— по этому показателю наша страна занимает 48-е место в мире. Сбор на душу населения составил 244 руб., доля страхования жизни в ВВП — 0,07%. Для сравнения, сбор премий по страхованию жизни на душу населения в Великобритании превышает российский показатель более чем в 400 раз, в Венгрии — в 80 раз, в Индии — в 9 раз.

Впрочем, так было не всегда. В начале 2000-х годов рынок страхования жизни развивался стремительно. Объяснялось это тем, что 99% рынка приходилось на так называемые зарплатные схемы, предназначенные для минимизации налогообложения. Однако, как уверяют во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), благодаря усилиям Страхнадзора и изменениям в законодательстве к 2007 году налоговые схемы в страховании стали редкостью — естественно, съежился и объем рынка.

Сегодня, по подсчетам ВСС, в России осталось всего 64 активных страховщика «по жизни», в том числе 11 «дочек» ведущих иностранных компаний. Причем в ближайшие годы их количество, скорее всего, уменьшится. С 1 января 2012 года минимальный размер уставного капитала компании, занимающейся страхованием жизни, был увеличен до 240 млн руб., что превышает требования к капиталу российских банков или негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Таким образом, держать страховую компанию, занимающуюся «жизнью» лишь для полноты линейки, слишком дорогое удовольствие.

Страховка от банка

В России продажи полисов «жизни» сейчас идут в основном через банки, которые с помощью пониженных ставок стимулируют заемщиков покупать полисы на случай возможной смерти, болезни или потери работы со страховой суммой, равной сумме кредита. В последнее время банки стали активнее предлагать и накопительные страховые программы. Как правило, доход по этим продуктам состоит из двух частей — гарантированной ставки (в среднем 3-3,5%) и тех процентов, которые, возможно, страховщик заработает сверх того.

Так, в начале мая о старте продаж накопительных страховок заявили два крупных банка: Нордеа-банк (в регионах) и Номос-банк. Планы по запуску собственных накопительных и инвестиционных страховок жизни в этом году обнародовал Сбербанк, который в конце 2011 года приобрел страховую компанию «Альянс Лайф». В марте ее руководителем был назначен Максим Чернин, возглавлявший до того компанию «Allianz РОСНО Жизнь», также он — председатель комитета ВСС по развитию страхования жизни.

По словам старшего вице-президента Сбербанка Дениса Бугрова, в течение трех-четырех лет банк намерен занять 25% российского рынка инвестиционного и накопительного страхования жизни. Продажи новых страховых продуктов, которые, по словам Дениса Бугрова, ориентированы в первую очередь на 10% населения России с наиболее высоким доходом, начнутся в четвертом квартале 2012 года. Инвестиционное и накопительное страхование жизни сочетает возможность долгосрочных накоплений и защиту от рисков в отношении жизни и здоровья. «Мы глубоко верим в потенциал этого направления и высоко оцениваем его значимость для российской экономики»,— заявил Денис Бугров.

Однако, несмотря на большие планы Сбербанка на поле накопительного и инвестиционного страхования жизни, последнего на российском рынке до сих пор нет — в силу законодательных ограничений. Инвестиционное страхование жизни (так называемые полисы unit-linked) предполагает возможность распределения рисков между страховщиком и страхователем. Как следствие, страхователь может выбирать инвестиционную стратегию по программе накопительного страхования жизни, исходя из индивидуально приемлемого уровня риска.

В 2010 году несколько страховщиков («АльфаСтрахование Жизнь», «Allianz РОСНО Жизнь» и др.) запустили аналоги инвестиционного страхования с поправками на российскую действительность. «Согласно законодательству, страховщик обязан прописать в договоре страховую сумму, которая даже в случае получения инвестиционного убытка не может быть уменьшена. В итоге не только страховщики, но и клиенты ограничены выбором стратегии инвестирования, инструментами и доходностью, которая априори не может быть достаточно высокой,— рассказывает директор департамента инвестиционно-страховых продуктов «Allianz РОСНО Жизнь» Павел Деньгин.— Страховые продукты unit-linked предполагают отсутствие каких-либо ограничений по страховой сумме, что дает возможность клиенту заработать потенциально высокий доход по своим вложениям наравне например, с ПИФом. При этом сам клиент, а не страховая компания выбирает из предложенных ему вариантов подходящую стратегию инвестирования в зависимости от риска».

Законы по жизни

В последнее время в правительстве, Минфине и ФСФР обсуждается концепция развития рынка страхования жизни, подготовленная ВСС совместно с Ассоциацией страхования жизни (АСЖ). Параллельно с этим ФСФР предложила создать гарантийные фонды для страховщиков жизни.

Концепция ВСС и АСЖ предусматривает ряд изменений в законодательстве и нормативных документах по формированию и размещению резервов, в требованиях к марже и платежеспособности. Эти новшества позволят российским страховщикам продавать продукты unit-linked. В частности, предлагается создать страховщикам условия для инвестирования в инфраструктурные облигации и включения их в состав активов, принимаемых для покрытия резервов и собственных средств страховщиков.

Также страховщики жизни намерены стать равноправными участниками системы обязательного пенсионного страхования. Они хотят, чтобы им передали функции по выплате пенсий по государственному пенсионному страхованию.

Для реализации задуманного, по мнению страхового сообщества, необходимо в первую очередь внести изменения в Налоговый кодекс. «Дело в том, что сейчас, например, если юрлицо захочет для своих сотрудников приобрести какую-либо накопительную страховую программу, на всю сумму страховой премии ему придется заплатить социальный взнос в районе 30%,— уточняет Максим Чернин.— А при покупке программы дополнительного пенсионного обеспечения в НПФ никакого дополнительного налогового бремени для клиента не возникает». Освободить от налогов предлагается как пенсионные страховые программы, так и договоры добровольного страхования жизни сроком от пяти лет.

Кроме того, для страховых посредников—юридических лиц предлагается отменить НДС с комиссионного вознаграждения. А для страхователей — двойное налогообложение доходов со страховой выплаты в случаях, когда страхователем и выгодоприобретателем являются разные лица, состоящие в прямом родстве (супруги, дети и родители). Кроме того, предлагается расширить применение социального налогового вычета, включив в него помимо договоров добровольного пенсионного страхования договоры добровольного накопительного страхования жизни сроком более пяти лет. При этом страховщики хотят, чтобы размер налогового вычета увеличился со 120 тыс. до 200 тыс. руб. в год и автоматически индексировался на величину инфляции. Также страховщики предлагают разрешить направлять материнский капитал на открытие детских накопительных и смешанных программ страхования жизни. «По сути, все эти налоговые льготы призваны компенсировать невысокую доходность по накопительным программам страхования жизни, которая не всегда перекрывает инфляцию»,— говорит Максим Чернин.

Помимо налогового стимулирования ВСС предлагает создать систему гарантирования прав страхователей жизни на случай банкротства или неплатежеспособности страховой компании, а также ввести обязательную актуарную оценку страховщиков жизни. «Если предложения страховщиков будут учтены в полной мере, страхование жизни может стать даже более существенным драйвером развития отрасли, чем в 2003 году было ОСАГО. При поддержке государства сборы по страхованию жизни могут вырасти в десятки раз,— уверен заместитель гендиректора СК «ЭРГО Жизнь» Михаил Чехонин.— А это и источник длинных инвестиций в российскую экономику, и возможность частично переложить на страховщиков функции государства по социальному и пенсионному обеспечению граждан».

В случае реализации всех предложений ВСС и АСЖ обещают, что уже через десять лет на одного россиянина будет приходиться $200-300 премии (уровень Польши, Чехии, Словакии), или около 1,5-2% ВВП. При этом минимум половина всего рынка страхования будет приходиться на страхование жизни.

По мнению ВСС, рынок должен расти и в связи с появлением на нем инвестиционного страхования, и за счет включения страховщиков в пенсионную систему. «Обеспечение пенсий, пособий, лечений — все это сегодня полностью лежит на плечах государства, и уровень социальной нагрузки на государство становится критическим. Развитие страхования жизни — наиболее эффективный инструмент, снижающий часть этой нагрузки»,— считает управляющий директор «Росгосстрах Жизнь» Александр Бондаренко.

Учитывая, что правительство фактически официально признает, что пенсионная реформа потерпела крах, инициатива страховщиков по созданию «эффективной пенсионной системы на принципах накопления и страхования» вполне может получить поддержку Кремля. По крайней мере, Игорь Шувалов после изучения доклада ВСС распорядился вернуться к теме развития накопительного страхования жизни в конце мая — уже с детальной проработкой.

В числе основных факторов, тормозящих развитие рынка страхования жизни, страховщики называют также недоверие граждан к индустрии финансовых услуг в целом и институту страхования в частности. А также высокую инфляцию и, как следствие, отрицательные реальные процентные ставки по накопительным страховкам. Проблему доверия населения к долгосрочному страхованию жизни можно решить относительно просто — с помощью создания гарантийных фондов. А вот удастся ли компенсировать потери клиентов за счет введения перечисленных налоговых льгот и страховок unit-linked — большой вопрос. Решить его положительно, по мнению начальника управления маркетинга СК «Ингосстрах-Жизнь» Юлии Алехиной, можно, если предложения ВСС и АСЖ по развитию рынка страхования жизни реализуются, притом что экономическая ситуация в стране будет благоприятной.

21.05.12 Коммерсант kommersant.ru Елена Ковалева