Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Жизнь пассажиров практически на всех видах транспорта будет застрахована на 2 миллиона 25 тысяч рублей, здоровье — на 2 миллиона рублей. За вред, нанесенный имуществу, будет полагаться компенсация в 23 тысячи рублей.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о страховании ответственности перевозчиков. Послабление сделали только метрополитену, разрешив не заключать договор со страховщиками. Однако выплачивать компенсации пострадавшим пассажирам подземке все равно придется.

В первоначальной редакции действие законопроекта распространялось на все виды пассажирских перевозок (кроме такси), включая метро. Но в итоге для подземки решили сделать исключение. «В мэрии Москвы заявили, что страхование потребует слишком больших расходов из бюджета, поскольку метрополитен — очень крупный перевозчик. Называлась сумма — порядка двух миллиардов рублей в год, — рассказала «РГ» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. — Мы решили пойти навстречу, но обязали метрополитен в случае инцидентов выплачивать пострадавшим компенсации в том же размере, что и остальные перевозчики. Если это требование не будет выполняться или пассажиры столкнутся с бюрократическими препонами при получении страховки, придется перевести на обязательное страхование и метрополитен».

Сейчас, как напомнил зампред комитета Юрий Исаев, обязательное страхование ответственности перевозчиков предусмотрено только на воздушном транспорте.

«Страховка на других видах транспорта, как правило, не способна на должном уровне возместить причиненный вред», — отметил депутат. Председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев уточнил, что, по правилам Воздушного кодекса, пострадавшие в авиакатастрофе могут рассчитывать на компенсацию до двух миллионов рублей, а пассажиры, пользующиеся другими видами транспорта, по действующему еще с 1992 года президентскому указу, всего лишь на 12 тысяч рублей.

«Закон должен выровнять размеры компенсаций вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки. По сути, страхование ответственности перевозчика — это более эффективная и современная замена личного страхования пассажиров», — подытожил Москвичев.

По мнению Исаева, закон заставит перевозчиков не только более ответственно относиться к жизни и здоровью пассажиров, но и внимательнее следить за состоянием своих транспортных средств.
Однако некоторые эксперты опасаются, что вступление в силу закона спровоцирует рост тарифов — перевозчики, как это обычно бывает, просто переложат дополнительные расходы на пассажиров. В профильном комитете Госдумы считают, что экономических оснований повышать цены на свои услуги у перевозчиков нет. Похожей точки зрения придерживаются и страховщики.

«Мы можем оперировать пока только прогнозируемыми величинами страховой премии, содержащимися в финансово-экономическом обосновании к проекту закона. Предельные размеры страховых тарифов по каждому виду транспорта будет устанавливать правительство, — комментирует «РГ» Андрей Романов, начальник отдела страхования автоперевозчиков департамента транспортного страхования одной из страховых компаний. — Пока можно сказать, что на социально значимых видах транспорта (железнодорожный пригородный и городской транспорт) страховая премия в расчете на одного пассажира предлагается в размере от 1 до 30 копеек. Вряд ли такие суммы дают основание для увеличения стоимости билетов».

Романов добавил, что с принятием закона будет отменен действующий сейчас президентский указ об обязательном личном страховании пассажиров, то есть исчезнет страховой сбор, который включался в стоимость билетов. Цена проезда, следовательно, уменьшится на величину такого сбора.

Кстати, единственный вид транспорта, который вообще не упомянут в законе, — это такси.

«В перспективе действие закона нужно будет распространить и на таксомоторные компании, — говорит Наталья Бурыкина. — Но сначала предстоит решить другую задачу — легализовать таксистов. Сейчас большинство из них продолжает работать на сером рынке».

27.04.12 Российская газета rg.ru

Принадлежащий группе ВТБ Банк Москвы подал иск о признании банкротом ЗАО «Страховая группа». Не исключено, что таким образом ВТБ пытается подтолкнуть ИГ «Русские фонды» к продаже своей доли в этом страховщике. Если группе ВТБ удастся повлиять на это, она возьмет полный контроль над Столичной страховой группой.

Вчера стало известно, что Банк Москвы подал иск о признании банкротом ЗАО «Страховая группа» — заявление об этом кредитная организация подала в Арбитражный суд Москвы 25 апреля. ЗАО «Страховая группа» и группа ВТБ держат пакеты акций Столичной страховой группы (ССГ) по 50% минус одна акция. В свою очередь, Банку Москвы в ЗАО «Страховая группа» принадлежит 19%, оставшаяся часть акций этого страховщика принадлежит ИГ «Русские фонды».

Похоже, что, подавая иск через свою «дочку», ВТБ подталкивает ИГ «Русские фонды» к продаже доли в ЗАО «Страховая группа». Если ВТБ удастся консолидировать в нем пакет, то он станет мажоритарным акционером ССГ. Председатель совета директоров ИГ «Русские фонды» Сергей Васильев вчера не стал комментировать ситуацию. Банк Москвы уже взыскал с ЗАО «Страховая группа» порядка 2 млрд руб., также к страховщику были поданы иски на сумму 1,1 млрд руб. В Банке Москвы отказались от комментариев.

После того как ВТБ взял оперативный контроль в Банке Москвы, он продолжает попытки консолидировать контрольный пакет в ССГ. Ранее в ВТБ подтверждали это намерение, уточнив, что работа с ЗАО «Страховая группа» — это одно из направлений по реализации этих намерений (см. РБК daily от 16.03.12). Кроме того, в ВТБ вчера сообщили, что продолжают переговоры с Vienna Insurance Group по покупке доли австрийской компании в группе МСК и «МСК Лайф».

28.04.12 РБК daily rbcdaily.ru

Выступая недавно в Госдуме, Владимир Путин обратил внимание на то, что уже с 2012 года Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР, уставный капитал агентства сформирован ВЭБом) должно предоставить свою поддержку малому и среднему бизнесу, который выходит на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией. В самом агентстве, созданном всего несколько месяцев назад, планируют, что к концу 2014 года через систему страхования экспортных кредитов будет реализовываться 10% российского несырьевого экспорта. О роли и перспективах нового института развития рассказал председатель Внешэкономбанка Владимир ДМИТРИЕВ.

— В чем заключается принципиальная задача, стоящая перед ЭКСАР?

— Главные цели национального экспортного кредитного агентства — создать условия для продвижения российской продукции на зарубежные рынки и минимизировать при этом риски финансовых потерь, а также улучшить условия финансирования экспорта со стороны банков. К сожалению, Россия отстала от других стран, если говорить о страховых инструментах поддержки экспорта. Поэтому для Внешэкономбанка, да и для российских экспортеров несырьевых товаров, начало работы ЭКСАР, не побоюсь сказать, — знаковое событие. Наконец-то создана комплексная система стимулирования и поддержки российского промышленного экспорта. До сих пор эту поддержку, главным образом за счет предоставления гарантий и предэкспортного кредитования, оказывал Российский экспортно-импортный банк — 100-процентная «дочка» Внешэкономбанка. Но в силу ряда объективных причин потенциала Росэксимбанка было недостаточно, чтобы в полной мере обеспечивать защиту интересов российских экспортеров. Появление специализированного страхового агентства позволит серьезным образом изменить эту ситуацию.

Можно назвать ряд примеров, когда отсутствие сколь-нибудь масштабной государственной кредитной, страховой и гарантийной поддержки отечественного экспорта (прежде всего речь о высокотехнологичной продукции гражданского назначения) оборачивалось для российских машиностроителей досадными поражениями в международных тендерах. Достаточно вспомнить конкурс на поставку оборудования в Китай для сооружения гидроузла «Три ущелья», когда наши энергомашиностроители предложили вполне конкурентоспособное по техническим параметрам оборудование, но в итоге уступили, не имея возможности сопроводить свою заявку пакетом финансово-гарантийной поддержки. Аналогичная ситуация сложилась и несколько лет назад в Казахстане, когда наши соседи решили массово обновить парк железнодорожных локомотивов и в итоге предпочли тепловозы General Electric, по техническим характеристикам ничем не превосходящие продукцию Коломенского тепловозостроительного завода. Если бы на стадии проведения тендеров наши экспортеры могли опираться на подобного рода поддержку, то их конкурентные возможности были бы гораздо выше.

— Идея создания структуры, нацеленной на поддержку национальных экспортеров и инвесторов, возникла давно, но материализовать ее в форме ЭКСАР удалось только сейчас. Что препятствовало созданию такого специализированного агентства?

— Функция страхования экспортных кредитов была закреплена за Внешэкономбанком в момент создания Банка развития в 2007 году. Но с самого начала было понятно, что объединение в рамках одного института развития функций поддержки и инфраструктурных и инновационных проектов, и промышленного экспорта за счет страхования экспортных кредитов и инвестиций избыточно и вообще не слишком свойственно банковской деятельности. Именно поэтому начиная с 2007 года мы вместе с профильными министерствами (Минэкономразвития, Минпромторгом и Минфином) начали работу по созданию новой системы и последовательно шли к тому, чтобы выделить в самостоятельную структуру функции по страхованию экспортных кредитов. Потребовалось немало времени, чтобы подготовить и внести изменения в законодательство, в конце концов все трудности и разногласия были преодолены. На сегодняшний день основная нормативная база, регламентирующая работу агентства, уже создана.

Упрекать кого-либо в игнорировании интересов отечественных экспортеров и медлительности вряд ли правильно — пришлось пройти очень непростой путь, к тому же не стоит забывать, что глобальный финансовый кризис серьезно тормозил процесс согласования и законотворчества. Я бы обратил внимание как раз на то, что агентство было официально зарегистрировано осенью прошлого года и всего два месяца спустя был не только полностью укомплектован штат, но и были реализованы уже первые сделки, связанные с экспортом промышленной продукции.

— В какой мере при создании ЭКСАР учитывали мировой опыт?

— Безусловно, мы не начинали с ноля. Мы взяли на вооружение самый передовой опыт в деятельности зарубежных экспортных агентств. Система национальных экспортных кредитных агентств насчитывает более 70 институтов поддержки экспорта, включая специализированные институты по гарантированию экспорта и страхованию экспортных рисков. Многие из них являются нашими давними партнерами. Ведь Внешэкономбанк и в советские времена, и до создания собственно Банка развития был одним из основных контрагентов иностранных агентств по страхованию экспортных кредитов и по обеспечению импорта продукции в Советский Союз и Россию. У нас уже был целый ряд соглашений о сотрудничестве с этими агентствами, предполагавших поддержку как российских экспортеров, так и экспортеров соответствующих стран, а также взаимодействие при реализации проектов в третьих странах. В частности, мы очень плотно взаимодействовали с итальянским национальным страховым агентством САЧЕ, немецким «Гермесом». Замечу также, что Внешэкономбанк еще до создания ЭКСАР был принят в эксклюзивный клуб финансовых институтов поддержки промышленного экспорта, в число членов которого входят ключевые игроки в этой сфере из стран «большой восьмерки».

— На чем агентство намерено сосредоточиться в первую очередь? Какие ориентиры заложены в его «бизнес-план»?

— Основным направлением поддержки станет страхование российского экспорта. В арсенале агентства самые разные механизмы: это может быть и страхование кредита покупателя и банковского кредита, и рассрочки платежа, трансграничный лизинг и многие другие инструменты, давно, широко и успешно использующиеся в мировой практике. Кроме того, хочу напомнить, что агентство — это институт по страхованию не только экспортных кредитов, но и инвестиций. Поэтому ЭКСАР будет нацелен также на поддержку усилий российских компаний за рубежом по приобретению активов и инвестированию в конкретные проекты. Мы надеемся, что это позволит в значительной степени восстановить утраченные позиции российских предприятий на некогда освоенных международных рынках.

Сейчас только начало деятельности, сейчас важно отработать механизмы и продукты, облегчающие доступ российских товаров и услуг на международные рынки, накопить опыт. На следующем этапе, конечно, будут амбициозные цели. Агентство должно быстро пройти этап становления, сформировать зрелую инфраструктуру поддержки экспорта в России. Задача агентства — создать правильный рынок и привести систему поддержки национальных экспортеров и инвесторов в соответствие с международной практикой.

Это, условно говоря, теория. Что же касается практики, то, как я уже упоминал, есть и уже реализованные проекты, и потенциальные. В ближайшее время страховое покрытие будет предоставлено по экспортным контрактам и экспортному кредиту, предполагающим поставки высокотехнологичной продукции российского производства в страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Замечу, что так называемый pipeline, а иначе говоря, перечень компаний, готовых рассматривать с агентством вопросы страхования их экспортных кредитов, весьма широк, что дает основания предполагать, что целевые ориентиры и параметры, заложенные в стратегию ЭКСАР, то есть выход к концу 2014 года на страховое покрытие по сделкам в объеме 500 млрд руб., вполне достижимы.

Мы планируем, что к концу 2014 года через систему страхования экспортных кредитов будет реализовываться 10% российского промышленного и несырьевого экспорта.

Что особенно радует — создание агентства сразу подхлестнуло российских экспортеров, мы видим исключительную заинтересованность бизнеса в том, чтобы воспользоваться его услугами. Буквально с каждым месяцем число обращений растет.

— Расскажите подробнее о первых сделках агентства.

— Утверждено шесть проектов. Три из них уже подписаны — полисы выданы, другие три одобрены, вопрос лишь в оформлении. Первая сделка — поставка заводом «Волжский дизель имени Маминых» во Вьетнам дизель-генераторов для модернизации буровых нефтяных установок на шельфе. Вторая сделка — ЭКСАР застраховал риск, который несет Объединенная двигателестроительная корпорация по поставкам газотурбинных двигателей в Китай (поставщик — пермское предприятие, входящее в структуру ОДК). Благодаря страховке агентства ОДК выиграла тендер на поставку такого оборудования. Третья сделка — поставка в Индию радиолокационного оборудования в целях повышения безопасности судовождения. География сделок показательна — это Юго-Восточная Азия, страны СНГ, Латинская Америка.

— Каковы приоритеты ЭКСАР с точки зрения размеров его клиентов? Каким компаниям будет отдано предпочтение?

— Агентство собирается работать с широким спектром российских компаний, преимущественно ориентированных на экспорт промышленной и несырьевой продукции. Иными словами, по формальному признаку — крупное это, среднее или малое предприятие — у агентства ограничений нет, просто для разного вида компаний нужны разные продукты и разные меры содействия. При этом основной приоритет — добавленная стоимость продукции: чем она выше, тем приоритетнее данный продукт с точки зрения уровня нашей поддержки.

Что исключительно важно, так это то, что ЭКСАР окажет поддержку малому и среднему бизнесу — это один из приоритетов. Не только потому что малый и средний бизнес практически ограничен в инструментах господдержки на внешних рынках, и не только в силу того, что ему чрезвычайно сложно самостоятельно пробиваться на внешние рынки и на равных конкурировать с иностранными компаниями, но потому что малые предприятия более гибкие, быстрее реагируют на потребности рынка. Именно малое и среднее предпринимательство является центром разработки инновационной продукции. Потенциал для их поддержки есть, и неплохой. По нашим оценкам, на данный момент в стране насчитывается около 35 тыс. малых и средних экспортно ориентированных предприятий, и задача ЭКСАР в ближайшие два-три года поддержать на внешнем рынке до 3 тыс. подобных производителей. Поэтому мы ориентируем агентство на работу с МСП и уверены, что в лице агентства малый бизнес получит серьезную опору. Агентство должно обеспечить доступ к своим услугам субъектам МСП в среднесрочной перспективе. В текущем году ЭКСАР запустит пилотный проект для МСП, который в случае успешной реализации будет взят за основу при разработке в 2013 году комплексного направления деятельности агентства по страхованию рисков малых и средних предприятий.

— Часто говорят о том, что российская продукция неконкурентоспособна на мировом рынке, что не осталось сегментов, где она пользовалась бы спросом, что институтам развития и поддерживать-то некого.

— Распространено заблуждение, что российская промышленная продукция не пользуется спросом на внешних рынках. Это не так. Наша продукция во многих секторах конкурентоспособна, и российским производителям, безусловно, есть с чем выходить. Другое дело, что агентство страхует от коммерческих и политических рисков, а эти риски повышены в странах, в которых Россия унаследовала от Советского Союза неплохие конкурентоспособные позиции, — это Юго-Восточная Азия, африканский континент, Латинская Америка. Не надо забывать и о бывшем Советском Союзе, странах СНГ, где также есть необходимость страховать риски, причем не только коммерческие, но порой и политические. Так что сделки по поставкам продукции в эти регионы традиционного российского экспорта вполне ожидаемо могут быть предметом деятельности агентства.

Собственно говоря, география сделок ЭКСАР на старте подтверждает это: первые сделки — это страны Юго-Восточной Азии, рассматриваются проекты и в других развивающихся странах, включая СНГ.

Совершенно очевидно, что мы не сможем повысить качество отечественной продукции, если не будем пытаться выходить с ней на внешний рынок и стараться конкурировать. С другой стороны, у вас может быть приемлемое качество, но отсутствует опыт работы на этом рынке. И в том и в другом случае механизм экспортной поддержки одновременно служит и механизмом повышения конкурентоспособности российской продукции.

Страхователь экспортных рисков

Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) учреждено наблюдательным советом Внешэкономбанка 27 сентября 2011 года и зарегистрировано в качестве юридического лица 13 октября 2011 года. Агентство создано в форме открытого акционерного общества. Доля участия Внешэкономбанка в уставном капитале ЭКСАР составляет 100%. Генеральный директор агентства — Петр Фрадков. Основные направления деятельности агентства — поддержка отечественного экспорта посредством страхования кредитных и политических рисков по кратко-, средне- и долгосрочным экспортным кредитам, а также страхование российских инвестиций за рубежом от политических рисков.

27.04.12 Московские новости mn.ru