Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Жизнь пассажиров практически на всех видах транспорта будет застрахована на 2 миллиона 25 тысяч рублей, здоровье — на 2 миллиона рублей. За вред, нанесенный имуществу, будет полагаться компенсация в 23 тысячи рублей.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о страховании ответственности перевозчиков. Послабление сделали только метрополитену, разрешив не заключать договор со страховщиками. Однако выплачивать компенсации пострадавшим пассажирам подземке все равно придется.

В первоначальной редакции действие законопроекта распространялось на все виды пассажирских перевозок (кроме такси), включая метро. Но в итоге для подземки решили сделать исключение. «В мэрии Москвы заявили, что страхование потребует слишком больших расходов из бюджета, поскольку метрополитен — очень крупный перевозчик. Называлась сумма — порядка двух миллиардов рублей в год, — рассказала «РГ» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. — Мы решили пойти навстречу, но обязали метрополитен в случае инцидентов выплачивать пострадавшим компенсации в том же размере, что и остальные перевозчики. Если это требование не будет выполняться или пассажиры столкнутся с бюрократическими препонами при получении страховки, придется перевести на обязательное страхование и метрополитен».

Сейчас, как напомнил зампред комитета Юрий Исаев, обязательное страхование ответственности перевозчиков предусмотрено только на воздушном транспорте.

«Страховка на других видах транспорта, как правило, не способна на должном уровне возместить причиненный вред», — отметил депутат. Председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев уточнил, что, по правилам Воздушного кодекса, пострадавшие в авиакатастрофе могут рассчитывать на компенсацию до двух миллионов рублей, а пассажиры, пользующиеся другими видами транспорта, по действующему еще с 1992 года президентскому указу, всего лишь на 12 тысяч рублей.

«Закон должен выровнять размеры компенсаций вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки. По сути, страхование ответственности перевозчика — это более эффективная и современная замена личного страхования пассажиров», — подытожил Москвичев.

По мнению Исаева, закон заставит перевозчиков не только более ответственно относиться к жизни и здоровью пассажиров, но и внимательнее следить за состоянием своих транспортных средств.
Однако некоторые эксперты опасаются, что вступление в силу закона спровоцирует рост тарифов — перевозчики, как это обычно бывает, просто переложат дополнительные расходы на пассажиров. В профильном комитете Госдумы считают, что экономических оснований повышать цены на свои услуги у перевозчиков нет. Похожей точки зрения придерживаются и страховщики.

«Мы можем оперировать пока только прогнозируемыми величинами страховой премии, содержащимися в финансово-экономическом обосновании к проекту закона. Предельные размеры страховых тарифов по каждому виду транспорта будет устанавливать правительство, — комментирует «РГ» Андрей Романов, начальник отдела страхования автоперевозчиков департамента транспортного страхования одной из страховых компаний. — Пока можно сказать, что на социально значимых видах транспорта (железнодорожный пригородный и городской транспорт) страховая премия в расчете на одного пассажира предлагается в размере от 1 до 30 копеек. Вряд ли такие суммы дают основание для увеличения стоимости билетов».

Романов добавил, что с принятием закона будет отменен действующий сейчас президентский указ об обязательном личном страховании пассажиров, то есть исчезнет страховой сбор, который включался в стоимость билетов. Цена проезда, следовательно, уменьшится на величину такого сбора.

Кстати, единственный вид транспорта, который вообще не упомянут в законе, — это такси.

«В перспективе действие закона нужно будет распространить и на таксомоторные компании, — говорит Наталья Бурыкина. — Но сначала предстоит решить другую задачу — легализовать таксистов. Сейчас большинство из них продолжает работать на сером рынке».

27.04.12 Российская газета rg.ru

Принадлежащий группе ВТБ Банк Москвы подал иск о признании банкротом ЗАО «Страховая группа». Не исключено, что таким образом ВТБ пытается подтолкнуть ИГ «Русские фонды» к продаже своей доли в этом страховщике. Если группе ВТБ удастся повлиять на это, она возьмет полный контроль над Столичной страховой группой.

Вчера стало известно, что Банк Москвы подал иск о признании банкротом ЗАО «Страховая группа» — заявление об этом кредитная организация подала в Арбитражный суд Москвы 25 апреля. ЗАО «Страховая группа» и группа ВТБ держат пакеты акций Столичной страховой группы (ССГ) по 50% минус одна акция. В свою очередь, Банку Москвы в ЗАО «Страховая группа» принадлежит 19%, оставшаяся часть акций этого страховщика принадлежит ИГ «Русские фонды».

Похоже, что, подавая иск через свою «дочку», ВТБ подталкивает ИГ «Русские фонды» к продаже доли в ЗАО «Страховая группа». Если ВТБ удастся консолидировать в нем пакет, то он станет мажоритарным акционером ССГ. Председатель совета директоров ИГ «Русские фонды» Сергей Васильев вчера не стал комментировать ситуацию. Банк Москвы уже взыскал с ЗАО «Страховая группа» порядка 2 млрд руб., также к страховщику были поданы иски на сумму 1,1 млрд руб. В Банке Москвы отказались от комментариев.

После того как ВТБ взял оперативный контроль в Банке Москвы, он продолжает попытки консолидировать контрольный пакет в ССГ. Ранее в ВТБ подтверждали это намерение, уточнив, что работа с ЗАО «Страховая группа» — это одно из направлений по реализации этих намерений (см. РБК daily от 16.03.12). Кроме того, в ВТБ вчера сообщили, что продолжают переговоры с Vienna Insurance Group по покупке доли австрийской компании в группе МСК и «МСК Лайф».

28.04.12 РБК daily rbcdaily.ru

Выступая недавно в Госдуме, Владимир Путин обратил внимание на то, что уже с 2012 года Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР, уставный капитал агентства сформирован ВЭБом) должно предоставить свою поддержку малому и среднему бизнесу, который выходит на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией. В самом агентстве, созданном всего несколько месяцев назад, планируют, что к концу 2014 года через систему страхования экспортных кредитов будет реализовываться 10% российского несырьевого экспорта. О роли и перспективах нового института развития рассказал председатель Внешэкономбанка Владимир ДМИТРИЕВ.

— В чем заключается принципиальная задача, стоящая перед ЭКСАР?

— Главные цели национального экспортного кредитного агентства — создать условия для продвижения российской продукции на зарубежные рынки и минимизировать при этом риски финансовых потерь, а также улучшить условия финансирования экспорта со стороны банков. К сожалению, Россия отстала от других стран, если говорить о страховых инструментах поддержки экспорта. Поэтому для Внешэкономбанка, да и для российских экспортеров несырьевых товаров, начало работы ЭКСАР, не побоюсь сказать, — знаковое событие. Наконец-то создана комплексная система стимулирования и поддержки российского промышленного экспорта. До сих пор эту поддержку, главным образом за счет предоставления гарантий и предэкспортного кредитования, оказывал Российский экспортно-импортный банк — 100-процентная «дочка» Внешэкономбанка. Но в силу ряда объективных причин потенциала Росэксимбанка было недостаточно, чтобы в полной мере обеспечивать защиту интересов российских экспортеров. Появление специализированного страхового агентства позволит серьезным образом изменить эту ситуацию.

Можно назвать ряд примеров, когда отсутствие сколь-нибудь масштабной государственной кредитной, страховой и гарантийной поддержки отечественного экспорта (прежде всего речь о высокотехнологичной продукции гражданского назначения) оборачивалось для российских машиностроителей досадными поражениями в международных тендерах. Достаточно вспомнить конкурс на поставку оборудования в Китай для сооружения гидроузла «Три ущелья», когда наши энергомашиностроители предложили вполне конкурентоспособное по техническим параметрам оборудование, но в итоге уступили, не имея возможности сопроводить свою заявку пакетом финансово-гарантийной поддержки. Аналогичная ситуация сложилась и несколько лет назад в Казахстане, когда наши соседи решили массово обновить парк железнодорожных локомотивов и в итоге предпочли тепловозы General Electric, по техническим характеристикам ничем не превосходящие продукцию Коломенского тепловозостроительного завода. Если бы на стадии проведения тендеров наши экспортеры могли опираться на подобного рода поддержку, то их конкурентные возможности были бы гораздо выше.

— Идея создания структуры, нацеленной на поддержку национальных экспортеров и инвесторов, возникла давно, но материализовать ее в форме ЭКСАР удалось только сейчас. Что препятствовало созданию такого специализированного агентства?

— Функция страхования экспортных кредитов была закреплена за Внешэкономбанком в момент создания Банка развития в 2007 году. Но с самого начала было понятно, что объединение в рамках одного института развития функций поддержки и инфраструктурных и инновационных проектов, и промышленного экспорта за счет страхования экспортных кредитов и инвестиций избыточно и вообще не слишком свойственно банковской деятельности. Именно поэтому начиная с 2007 года мы вместе с профильными министерствами (Минэкономразвития, Минпромторгом и Минфином) начали работу по созданию новой системы и последовательно шли к тому, чтобы выделить в самостоятельную структуру функции по страхованию экспортных кредитов. Потребовалось немало времени, чтобы подготовить и внести изменения в законодательство, в конце концов все трудности и разногласия были преодолены. На сегодняшний день основная нормативная база, регламентирующая работу агентства, уже создана.

Упрекать кого-либо в игнорировании интересов отечественных экспортеров и медлительности вряд ли правильно — пришлось пройти очень непростой путь, к тому же не стоит забывать, что глобальный финансовый кризис серьезно тормозил процесс согласования и законотворчества. Я бы обратил внимание как раз на то, что агентство было официально зарегистрировано осенью прошлого года и всего два месяца спустя был не только полностью укомплектован штат, но и были реализованы уже первые сделки, связанные с экспортом промышленной продукции.

— В какой мере при создании ЭКСАР учитывали мировой опыт?

— Безусловно, мы не начинали с ноля. Мы взяли на вооружение самый передовой опыт в деятельности зарубежных экспортных агентств. Система национальных экспортных кредитных агентств насчитывает более 70 институтов поддержки экспорта, включая специализированные институты по гарантированию экспорта и страхованию экспортных рисков. Многие из них являются нашими давними партнерами. Ведь Внешэкономбанк и в советские времена, и до создания собственно Банка развития был одним из основных контрагентов иностранных агентств по страхованию экспортных кредитов и по обеспечению импорта продукции в Советский Союз и Россию. У нас уже был целый ряд соглашений о сотрудничестве с этими агентствами, предполагавших поддержку как российских экспортеров, так и экспортеров соответствующих стран, а также взаимодействие при реализации проектов в третьих странах. В частности, мы очень плотно взаимодействовали с итальянским национальным страховым агентством САЧЕ, немецким «Гермесом». Замечу также, что Внешэкономбанк еще до создания ЭКСАР был принят в эксклюзивный клуб финансовых институтов поддержки промышленного экспорта, в число членов которого входят ключевые игроки в этой сфере из стран «большой восьмерки».

— На чем агентство намерено сосредоточиться в первую очередь? Какие ориентиры заложены в его «бизнес-план»?

— Основным направлением поддержки станет страхование российского экспорта. В арсенале агентства самые разные механизмы: это может быть и страхование кредита покупателя и банковского кредита, и рассрочки платежа, трансграничный лизинг и многие другие инструменты, давно, широко и успешно использующиеся в мировой практике. Кроме того, хочу напомнить, что агентство — это институт по страхованию не только экспортных кредитов, но и инвестиций. Поэтому ЭКСАР будет нацелен также на поддержку усилий российских компаний за рубежом по приобретению активов и инвестированию в конкретные проекты. Мы надеемся, что это позволит в значительной степени восстановить утраченные позиции российских предприятий на некогда освоенных международных рынках.

Сейчас только начало деятельности, сейчас важно отработать механизмы и продукты, облегчающие доступ российских товаров и услуг на международные рынки, накопить опыт. На следующем этапе, конечно, будут амбициозные цели. Агентство должно быстро пройти этап становления, сформировать зрелую инфраструктуру поддержки экспорта в России. Задача агентства — создать правильный рынок и привести систему поддержки национальных экспортеров и инвесторов в соответствие с международной практикой.

Это, условно говоря, теория. Что же касается практики, то, как я уже упоминал, есть и уже реализованные проекты, и потенциальные. В ближайшее время страховое покрытие будет предоставлено по экспортным контрактам и экспортному кредиту, предполагающим поставки высокотехнологичной продукции российского производства в страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Замечу, что так называемый pipeline, а иначе говоря, перечень компаний, готовых рассматривать с агентством вопросы страхования их экспортных кредитов, весьма широк, что дает основания предполагать, что целевые ориентиры и параметры, заложенные в стратегию ЭКСАР, то есть выход к концу 2014 года на страховое покрытие по сделкам в объеме 500 млрд руб., вполне достижимы.

Мы планируем, что к концу 2014 года через систему страхования экспортных кредитов будет реализовываться 10% российского промышленного и несырьевого экспорта.

Что особенно радует — создание агентства сразу подхлестнуло российских экспортеров, мы видим исключительную заинтересованность бизнеса в том, чтобы воспользоваться его услугами. Буквально с каждым месяцем число обращений растет.

— Расскажите подробнее о первых сделках агентства.

— Утверждено шесть проектов. Три из них уже подписаны — полисы выданы, другие три одобрены, вопрос лишь в оформлении. Первая сделка — поставка заводом «Волжский дизель имени Маминых» во Вьетнам дизель-генераторов для модернизации буровых нефтяных установок на шельфе. Вторая сделка — ЭКСАР застраховал риск, который несет Объединенная двигателестроительная корпорация по поставкам газотурбинных двигателей в Китай (поставщик — пермское предприятие, входящее в структуру ОДК). Благодаря страховке агентства ОДК выиграла тендер на поставку такого оборудования. Третья сделка — поставка в Индию радиолокационного оборудования в целях повышения безопасности судовождения. География сделок показательна — это Юго-Восточная Азия, страны СНГ, Латинская Америка.

— Каковы приоритеты ЭКСАР с точки зрения размеров его клиентов? Каким компаниям будет отдано предпочтение?

— Агентство собирается работать с широким спектром российских компаний, преимущественно ориентированных на экспорт промышленной и несырьевой продукции. Иными словами, по формальному признаку — крупное это, среднее или малое предприятие — у агентства ограничений нет, просто для разного вида компаний нужны разные продукты и разные меры содействия. При этом основной приоритет — добавленная стоимость продукции: чем она выше, тем приоритетнее данный продукт с точки зрения уровня нашей поддержки.

Что исключительно важно, так это то, что ЭКСАР окажет поддержку малому и среднему бизнесу — это один из приоритетов. Не только потому что малый и средний бизнес практически ограничен в инструментах господдержки на внешних рынках, и не только в силу того, что ему чрезвычайно сложно самостоятельно пробиваться на внешние рынки и на равных конкурировать с иностранными компаниями, но потому что малые предприятия более гибкие, быстрее реагируют на потребности рынка. Именно малое и среднее предпринимательство является центром разработки инновационной продукции. Потенциал для их поддержки есть, и неплохой. По нашим оценкам, на данный момент в стране насчитывается около 35 тыс. малых и средних экспортно ориентированных предприятий, и задача ЭКСАР в ближайшие два-три года поддержать на внешнем рынке до 3 тыс. подобных производителей. Поэтому мы ориентируем агентство на работу с МСП и уверены, что в лице агентства малый бизнес получит серьезную опору. Агентство должно обеспечить доступ к своим услугам субъектам МСП в среднесрочной перспективе. В текущем году ЭКСАР запустит пилотный проект для МСП, который в случае успешной реализации будет взят за основу при разработке в 2013 году комплексного направления деятельности агентства по страхованию рисков малых и средних предприятий.

— Часто говорят о том, что российская продукция неконкурентоспособна на мировом рынке, что не осталось сегментов, где она пользовалась бы спросом, что институтам развития и поддерживать-то некого.

— Распространено заблуждение, что российская промышленная продукция не пользуется спросом на внешних рынках. Это не так. Наша продукция во многих секторах конкурентоспособна, и российским производителям, безусловно, есть с чем выходить. Другое дело, что агентство страхует от коммерческих и политических рисков, а эти риски повышены в странах, в которых Россия унаследовала от Советского Союза неплохие конкурентоспособные позиции, — это Юго-Восточная Азия, африканский континент, Латинская Америка. Не надо забывать и о бывшем Советском Союзе, странах СНГ, где также есть необходимость страховать риски, причем не только коммерческие, но порой и политические. Так что сделки по поставкам продукции в эти регионы традиционного российского экспорта вполне ожидаемо могут быть предметом деятельности агентства.

Собственно говоря, география сделок ЭКСАР на старте подтверждает это: первые сделки — это страны Юго-Восточной Азии, рассматриваются проекты и в других развивающихся странах, включая СНГ.

Совершенно очевидно, что мы не сможем повысить качество отечественной продукции, если не будем пытаться выходить с ней на внешний рынок и стараться конкурировать. С другой стороны, у вас может быть приемлемое качество, но отсутствует опыт работы на этом рынке. И в том и в другом случае механизм экспортной поддержки одновременно служит и механизмом повышения конкурентоспособности российской продукции.

Страхователь экспортных рисков

Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) учреждено наблюдательным советом Внешэкономбанка 27 сентября 2011 года и зарегистрировано в качестве юридического лица 13 октября 2011 года. Агентство создано в форме открытого акционерного общества. Доля участия Внешэкономбанка в уставном капитале ЭКСАР составляет 100%. Генеральный директор агентства — Петр Фрадков. Основные направления деятельности агентства — поддержка отечественного экспорта посредством страхования кредитных и политических рисков по кратко-, средне- и долгосрочным экспортным кредитам, а также страхование российских инвестиций за рубежом от политических рисков.

27.04.12 Московские новости mn.ru

ММВБ-РТС может внести полисы D&O в правила листинга части эмитентов.

Объединенная биржа РТС-ММВБ намерена создать премиальный сегмент листинга, в качестве одного из требований к которому будет наличие полиса страхования ответственности директоров — D&O. Страховщики рады такой новации, но кардинального прорыва в сегменте D&O от нее не ждут: большинство компаний — кандидатов в премиальный сегмент такой страховкой уже обзавелись.

Как рассказала «Ъ» заместитель руководителя департамента первичного рынка ММВБ-РТС Оксана Деришева, «существует намерение биржи создать премиальный сегмент с введением повышенных требований по корпоративному поведению и раскрытию информации. В блоке критериев по корпоративному поведению один из пунктов будет касаться наличия полиса D&O (Directors&Officers.— «Ъ»)». По словам госпожи Деришевой, это внутренняя инициатива биржи. Реализация ее намечена на четвертый квартал 2012 года. «До запуска премиального сегмента и включения его критериев в правила листинга биржи мы предполагаем обсудить эти критерии с участниками рынка»,— сообщила «Ъ» госпожа Деришева. Вчера эта инициатива обсуждалась на конференции «Ответственность директоров: тенденции, перспективы, IPO». Как заявил на мероприятии президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим, союз в настоящее время готовит типовые минимальные стандарты D&O.

Страховым случаем по полису D&O является предъявление требования, которое может являться письменным требованием о возмещении ущерба либо уголовным или административным иском, поданным или инициированным любым лицом по обвинению в ошибочных действиях в адрес директора, которое ведет к расходам со стороны директора.

В августе 2011 года президент РФ поручил разработать нормативно-правовые акты, «направленные на внедрение в практическую деятельность компаний с государственным участием страхования ответственности независимых директоров — представителей государства в органах управления таких компаний, увязав механизмы страхования и вопросы ответственности этих директоров за принимаемые решения». «Это хорошая мера,— комментирует «Ъ» намерение ММВБ-РТС глава Всероссийского союза страховщиков.— Биржа таким образом демонстрирует, что акции можно покупать, решения директоров гарантирует страховка. Это полезно и инвесторам, и государству: иностранцы при обсуждении вопросов прихода в Россию часто спрашивают, принята ли практика D&O».

Участники рынка большого прорыва в сегменте страхования ответственности директоров не ждут. «Это позитивный фактор,— заявил «Ъ» глава отдела страхования финансовых рисков «Чартис» Владимир Кремер,— но революции на рынке не произойдет: не менее 50% компаний, прошедших процедуру IPO в западном ее понимании, уже приобрели такой полис». Тем не менее, по его словам, инициатива биржи улучшит уровень корпоративного управления компаний. В настоящее время российский рынок D&O, по оценкам господина Кремера,— это порядка 300 полисов с совокупным объемом премий $30-50 млн. В США такими полисами защищены 90% публичных компаний, полисы D&O также покупают благотворительные фонды и хоккейные клубы. Общий уровень охвата американских компаний страховкой — 40%, в России — единицы процентов.

«Рынок должен развиваться естественным путем,— говорит Владимир Кремер,— должна возникнуть судебная практика, культура». Пока же, по его словам, премии и выплаты по D&O попадают в серую, с точки зрения налогообложения, зону: нет однозначного ответа, надо ли облагать выплаты налогом на прибыль. «Необходимо решить вопрос и с отнесением расходов на такую страховку на себестоимость корпораций»,— заявил «Ъ» и Андрей Кигим.

26.04.12 Коммерсант kommersant.ru

Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил контрольным органам проверить правомерность отказов страховых компаний от выплат в связи с подтоплением жилых домов в Мордовии

Глава Минрегиона Виктор Басаргин сообщил на заседании президиума правительства, что порядка 30 домов в Мордовии, где было подтоплено более 4 тысяч домов, застрахованы. Однако страховые компании отказываются выплачивать деньги, ссылаясь на то, что это не страховой случай, отметил министр.

«С этим нужно разобраться, и соответствующие контрольные органы должны проверить. Займитесь этим», — прореагировал Путин.

Крупнейшая страховая компания «Росгосстрах» сообщила в четверг о первых 100 выплатах, пострадавшим от паводков в регионах России. Основное количество первых возмещений приходится на страхователей из республик Татарстан, Чувашия и Мордовия, которые сильнее других пострадали от наводнения.

В компании создан оперативный штаб «Паводок 2012», по его данным на утро четверга 26 апреля подтопленными остаются более 2,4 тысячи строений и 1,4 тысячи приусадебных участков. В региональные центры урегулирования убытков страховщика на эту дату поступило свыше 1,8 тысячи обращений граждан. Прием заявлений продолжается.

В пострадавших регионах «Росгосстрах» ввел режим упрощенной системы урегулирования «Зеленый коридор» и уменьшил сроки выплат относительно стандартных до 1-3 дней с момента принятия решения о выплате.

26.04.12 РИА Новости ria.ru

В четырех регионах скоро проведут эксперимент по оформлению некоторых ДТП без участия сотрудников ГАИ. Как пояснил первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, это будут дорожные происшествия без пострадавших и человеческих жертв. Обкатают эксперимент в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях, к ним хотела присоединиться Пермь, где региональное страховое сообщество само пожелало поучаствовать в эксперименте.

По словам Лысакова, исключение ГАИ из оформления таких ДТП поможет в борьбе с пробками. Депутат напомнил, что эксперимент стартует по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Лысаков объяснил, что перед началом проекта пройдут консультации с руководством Госавтоинспекции. Затем детально проработанный порядок проведения эксперимента поступит на согласование в правительство.

Оформление ДТП без участия инспекторов ГАИ в России теоретически возможен с марта 2009 г., когда в силу вступил Европротокол. По действующим правилам, участники ДТП имеют право его оформить без участия ГАИ, если нанесенный ущерб не превышает 25 000 руб. В ноябре 2011 г. депутат Госдумы Владислав Резник внес поправку в закон об ОСАГО об увеличении выплат в рамках Европротокола с 25 000 руб. до 50 000 руб. В феврале Путин на словах одобрил предложение увеличить эту сумму до 75 000 руб.

Однако на практике автовладельцы предпочитают не пользоваться Европротоколом, поскольку боятся неправильно оформить документы и лишиться права на страховую выплату или сомневаются в оценке суммы ущерба. Лысаков считает, что из Европротокола ограничение суммы ущерба стоит вовсе исключить.

«Учитывая, что это все находится в сфере гражданско-правовых отношений, и государство к этому не имеет абсолютно никакого отношения, вполне логично, что ГАИ не должно во всей этой истории участвовать», — заявил депутат. Вместе с тем он считает, что нужно обязать страховщиков участвовать в этой истории, прописав для них ответственность за неисполнение или уклонение от обязательств по выплатам.

24.04.12 Ведомости vedomosti.ru

Депутаты решили, как обезопасить туристов от банкротств туроператоров.

Госдума приняла поправки. Согласно первой, увеличивается размер финансовой гарантии, которая будет рассчитываться от оборота туроператора. 30% от годовой выручки станут платить те, у кого она менее 250 млн долларов. Для тех, у кого оборот выше — финансовые гарантии составят 12%.

По второй принятой поправке, все туроператоры до 2013 года должны будут вступить в компенсационный фонд, в который они будут скидываться по 0,1% от своего оборота.

Президент компании KMP-Group, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович в интервью Business FM раскритиковал обе инициативы, принятые депутатами:

«Мы рассматриваем вопрос о подаче в Конституционный суд, поскольку этот комбинационный фонд работать не будет. Это обкладывание дополнительным налогом всех туроператоров. Пять миллионов долларов пойдут на содержание аппарата, который будет абсолютно недееспособный. Другая поправка: страховая сумма — то, что увеличивается опять — непонятно, неразумно, почему компании, у которых оборот до ста миллионов, надо иметь гарантию в тридцать миллионов, то есть в 30%, а тем, у кого выше ста миллионов, надо иметь 12%, никто объяснить не может. И конечно, 12% всем пострадавшим туристам в случае банкротства компании, скорее всего, не хватит. Это же все будет за счет туристов делаться. Ровно на эту сумму будет увеличиваться стоимость путевки».

Вместе с тем, начальник управления ответственности страховой компании «Ингосстрах» Дмитрий Милёхин надеется, что взаимоотношения туроператоров и страховщиков — выйдут на новый уровень:

«Поскольку будет требоваться больший размер страховых сумм, страховщики будут скурпулезнее относится и к оценке риска, и к проверке финансовой отчетности туроператоров, и соответствующим образом определять тарифные ставки по данному виду страхования. В любом случае выгодность зависит от той тарифной политики, которой придерживается страховая компания, то есть если страховщик будет на большие лимиты устанавливать демпинги и тарифы, то, понятное дело, что в случае банкротства туроператора его финансовый результат будет отрицательный. При грамотной, адекватной системе тарифообразования данный вид страхования будет обоюдовыгоден как страховым компаниям, так и пострадавшим туристам. Данных сумм должно быть достаточно».

За последние два года с туристического рынка ушло несколько крупных операторов. В 2010 году разорился «Капитал-Тур», в начале этого года — обанкротилась «Ланта-Тур», на прошлой неделе несостоятельной оказалось компания «Идеальный мир».

25.04.12 bfm.ru

Генеральная прокуратура России обнаружила нарушения в сфере автострахования, из-за которых зачастую граждане тратят слишком много времени, а срок возмещения ущерба, причиненного ДТП, увеличивается. В связи с этим ведомство потребовало от Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) обеспечить исполнение закона страховыми компаниями.

«В связи с необоснованными затратами времени граждан и увеличением срока возмещения ущерба, причиненного в ДТП, и нарушениями страховщиками требований закона Генпрокуратура России направила руководителю ФСФР соответствующую информацию и предложила обеспечить надлежащее исполнение страховыми организациями требований федерального законодательства в сфере страхования гражданской ответственности автовладельцев», – сообщила официальный представитель надзорного ведомства Марина Гриднева «Интерфаксу» в четверг.

Кроме того, по ее словам, «рекомендовано принять меры по недопущению фактов предъявления страховыми компаниями к участникам ДТП требований, не предусмотренных договорами страхования гражданской ответственности и не относящихся к компетенции Госавтоинспекции».

Гриднева также подчеркнула, что прокуроры проанализировали «состояние законности в сфере исполнения органами Госавтоинспекции административных процедур, связанных с оформлением дорожно-транспортных происшествий, а также соблюдения представителями страховых организаций законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО).

«За последние несколько лет в страховых компаниях получила распространение практика непринятия от пострадавших участников происшествий справок о ДТП без заверения их печатью территориальных подразделений Госавтоинспекции», – сказала представитель Генпрокуратуры.

Кроме того, как выяснили прокуроры, «распространены факты ограничения страховыми компаниями выплат стоимости ремонта деталей автомобиля, указанных в справке о ДТП, без учета данных технической экспертизы об имеющихся скрытых повреждениях».

«Для возмещения стоимости страховщики зачастую требуют от граждан внесения в справку о ДТП сведений о возможных скрытых повреждениях, не определенных сотрудником ГИБДД при визуальном осмотре транспортных средств.

Такая ситуация приводит к необоснованным временным затратам граждан и увеличению сроков возмещения ущерба, причиненного ДТП. Действия страховщиков не соответствуют требованиям законодательства и не входят в полномочия должностных лиц органов Госавтоинспекции, заявили в Генпрокуратуре.

26.04.12 Газета.ру gazeta.ru

C 1 января 2015 г. государство собирается отменить регулирование цен на лекарства. Вместо этого должна заработать система лекарственного страхования.

В распоряжении «Ведомостей» оказалась «Дорожная карта совершенствования ценообразования на лекарства на 2012-2014 гг. и дальнейшую перспективу». Документ был составлен Минэкономразвития и одобрен на совещании, в котором принимали участие все заинтересованные ведомства, говорит представитель министерства. По его словам, «карта» будет дорабатываться. «Совершенствование ценообразования», как следует из «карты», должно состоять в постепенном переходе от ситуации, когда государство регулирует цены, к ситуации, когда оно через страховщиков возмещает покупателям часть стоимости лекарств.

Сейчас государство следит за ценами на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). В этом списке 567 международных непатентованных наименований (МНН). В 2011 г., по данным «Фармэксперта», на ЖНВЛП пришлось 54,6% рынка (общий объем — $22,7 млрд). ЖНВЛП не могут стоить в аптеке дороже, чем зарегистрированная в Минздравсоцразвития цена производителя плюс максимальные оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы.

Перейти на лекарственное страхование или некий аналог системы возмещения нужно с 2015 г., рассказывала в феврале «Ведомостям» министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Переход будет постепенным, следует из «карты» Минэкономразвития.

В 2013 г. схему опробуют на пилотных группах людей, получающих лекарства по госпрограммам, с 2014 г. распространят на всех льготников. «На первом этапе — и это будет прорыв — нам хотя бы обеспечить лекарствами всех, кого положено <...> Сегодня — и мы это признаем — есть проблема с лекарственным обеспечением тех категорий, которые имеют льготы на региональном уровне», — говорила Голикова. Для обеспечения «региональных» льготников, по ее словам, нужно ежегодно тратить 134 млрд руб., но субъекты тратят 27 млрд руб.

Компенсировать стоимость лекарств государство будет исходя из референтных цен на препараты с одним МНН (льготникам врачи будут выписывать лекарства только на рецептурных бланках и только по МНН). Референтные цены могут быть внутренние и внешние. Внутреннее референтное ценообразование при возмещении стоимости лекарств действует во многих европейских странах, говорит Елена Попова из Ассоциации международных фармпроизводителей: государство изучает цены на препараты одного МНН всех производителей. Внешнее оценивает обоснованность цены, по которой производитель хочет продавать лекарство. Для этого государство сравнивает стоимость препарата в странах с сопоставимой системой здравоохранения, лекарственного обеспечения и экономического уровня развития.

Кто будет платить за лекарства — федеральный бюджет, Фонд социального страхования, региональные бюджеты,- как и сам механизм возмещения, пока не определено, говорит сотрудник Минэкономразвития. Рабочая группа только начала свою работу, указывает представитель Минздравсоцразвития.

26.04.12 Ведомости vedomosti.ru

Госавтоинспекция разработала новые правила оформления ДТП. Все было сделано в точном соответствии с хорошо известной формулой «Хотели как лучше, а получилось как всегда»: ГИБДД планировала избавить водителей от лишней волокиты при получении справок, а в итоге пострадавшим в авариях придется дольше ждать страховых выплат.

Непечатный формат

Не успел отгреметь скандал с талонами техосмотра, как автовладельцев стали пугать новым порядком оформления ДТП. С начала апреля Госавтоинспекция стала выдавать справки без печати подразделения ГИБДД. Беспокойство автолюбителей, которые сталкивались с проблемами выплат по ОСАГО и каско из-за неверно оформленных госавтоинспекцией документов, поддержали эксперты — сами страховщики.

Случилось же вот что. Больше года назад, 1 апреля 2011 года, МВД РФ выпустило приказ N154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии». Эта справка считается ключевым документом, который требуют страховые компании при оформлении выплат ущерба по ОСАГО и каско в случае оформления ДТП инспектором. Разумеется, есть возможность оформлять незначительные аварии и без ГИБДД, и без справки о ДТП в рамках так называемого европротокола. Но владельцы авто пользуются ею не часто, примерно в 5% случаев. Новая форма справки, согласно приказу МВД, действует с 1 февраля 2012 года. В марте же во все территориальные подразделения Госавтоинспекции были направлены методические рекомендации по оформлению указанной справки и образцы ее правильного заполнения.

О том, что именно изменилось и зачем понадобилось что-то менять, подробно рассказал замначальника ГИБДД РФ Владимир Кузин. По его словам, самых значимых изменений два: на справке о ДТП не требуется ставить круглую печать подразделения ГИБДД, а также инспекторам ДПС, которые выдают справку, запрещено вписывать в нее фразу о «возможности скрытых повреждений».

Что касается «возможности скрытых повреждений», эту формулировку инспекторы ГИБДД стали вписывать в справку о ДТП по многочисленным просьбам автовладельцев, столкнувшихся с отказами в выплате. Между тем, как справедливо отметил Виктор Кузин, инспектор ДПС не должен и не может догадываться о наличии или отсутствии таких повреждений при ДТП — это задача эксперта.

Гораздо более острой оказалась тема круглой печати. Владимир Кузин пояснил: отменив необходимость ехать в ГИБДД за этой печатью, Госавтоинспекция также пошла навстречу водителям, попавшим в ДТП. На справке всегда был и остался угловой штамп отделения ГИБДД. Тем более что и госавтоинспектор, который заполняет справки о ДТП, ставит на ней свою подпись, а он — должностное лицо. Так что изменения в оформлении справки, казалось бы, ничего серьезно не изменили.

Но оптимизм генерала Кузина не поддержали страховщики. Зацепил их вот какой момент: «Бланк справки о ДТП должен иметь угловой штамп, а сам штамп может быть как оттиском углового штампа (в традиционном его значении), так и нанесен с применением печатающих устройств». Иными словами, штамп на справке может быть нанесен с помощью ксероксов, принтеров и т. п. «При этом методические рекомендации прямо запрещают заверение справки оттиском печати органов внутренних дел. Очевидно, что в тех случаях, когда подлинность справки будет вызывать у страховщика сомнение, он будет вынужден обращаться в подразделения ГИБДД с запросами об официальном подтверждении легитимности представленной им справки»,— поясняет позицию страховщиков глава дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Страховщики предполагают, что объем таких запросов будет значительным, а «трудозатраты по их обработке несопоставимы с трудозатратами по надлежащему заверению справки оттиском печати». «Очевидно, что сроки выплаты возмещения в этом случае возрастут»,— говорит Виталий Княгиничев. Один из страховщиков не исключил даже возможности повышения из-за этого стоимости полиса каско: «Если из-за отсутствия печати придется проверять каждую справку, не исключено, что страховщики просто введут повышающий коэффициент для расчета стоимости каско».

Могут ли оправдаться эти прогнозы? Разумеется, могут. Разве что при цене полиса за 55-60 тыс. руб. для иномарки экономкласса и при существующей конкуренции на рынке каско повысить цену на полисы страховщикам без сговора будет проблематично. За остальными вариантами повышения цен пристально следит Федеральная антимонопольная служба. А вот что касается увеличения сроков выплат компенсации ущерба по ДТП, то в это верится легко. Не то чтобы у страховых компаний не было никаких регламентов, которые они обязаны соблюдать. Просто сроки выплат и без того нередко затягиваются. И если кто-то подумал, что справка о ДТП с печатью была в этом плане чем-то лучше, чем без печати, то он глубоко заблуждается. Как, скорее всего, заблуждаются и те, кто говорит, что справки о ДТП без печати ГИБДД как-то резко ухудшат существующее положение дел.

Протокольная недостаточность

Сложности отношений между автовладельцами и страховщиками стали особенно заметны в последнее время. Напомним, что в марте 2011 года функции регулятора страховщиков передали из Федеральной службы страхового надзора в другое ведомство — Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). В ФСФР, где до того разбирались только со спорами «белых воротничков», вдруг посыпались письма рабочего класса: согласно отчету ведомства за 2011 год, число обращений граждан выросло с 9 тыс. (в 2010 году) почти до 30 тыс. Из всех жалоб на нарушение законодательства от граждан подавляющее большинство пришлось на страховые компании. Согласно аналитической справке о работе ФСФР за 2011 год, жалуются в основном на автостраховщиков.

Отдельную статистику на этот счет давно ведет Российский союз автостраховщиков (РСА), который ежегодно получает примерно 10,5 тыс. обращений автовладельцев. За годы наблюдений РСА пришел к выводу, что «все жалобы потерпевших на действия страховых компаний делятся на три большие группы: из них 50% претензий — на несоблюдение страховыми компаниями установленных сроков рассмотрения заявлений и выплат; 20% претензий — на необоснованный отказ в выплате страхового возмещения и 17% претензий — на размер страхового возмещения в страховой компании, в которой застрахована гражданская ответственность причинителя вреда». Основываясь на этих данных и статистике Госавтоинспекции о ДТП (200 тыс. ДТП по итогам 2011 года), можно сделать вывод: на страховщиков жалуется каждый десятый покупатель автостраховки, попавший в аварию. Тут же возникает вопрос: что сделано? Оказывается, непонятно, кому его адресовать: в обязанности РСА или ФСФР разбирательство с жалобами к страховщикам не входит. В основном этими проблемами занимаются суды.

У судов тоже очень интересная статистика. Согласно отчетам Арбитражного суда города Москвы, из общего количества исков дела со страховщиками занимали 5% в 2007 году, 16% в 2008 году. В 2009 году из 153 тыс. рассмотренных дел почти 30% составили дела о ненадлежащем исполнении договоров страхования. «Сейчас Пресненский районный суд города Москвы рассматривает порядка 700 исков автовладельцев к страховщикам в неделю. Хотя бывает, что судья рассматривает и 350 дел в день»,— сообщил Сергей Беляков, юрист и автор сайта «Как бороться со страховой компанией».

Новые правила оформления ДТП Сергей Беляков считает победой здравого смысла, ведь водителям больше не нужно будет ехать в ГИБДД для того, чтобы простаивать в очередях из-за одной печати. Что же касается сегодняшней правоприменительной практики, то она, по наблюдениям Белякова, очень проста: «Если страховая компания хочет за что-нибудь не платить, она за это не платит, будь у вас хоть сто разных справок».

С этим согласен юрист из Коллегии правовой защиты автовладельцев Спартак Королев, по оценкам которого суды, заваленные исками к автостраховщикам, гораздо больше заслуживают внимания общественности, чем справки ГИБДД. А координатор Федерации автовладельцев России (ФАР) Андрей Орел считает главным для автомобилистов другое зло — талоны техосмотра, привязанные к ОСАГО.

Бонусы к ДТП

Если любое, даже не самое значимое, событие, затрагивающее автостраховку, приводит к массовой истерии автовладельцев, значит, это кому-нибудь да выгодно. Ведь на Западе такой фокус провернуть невозможно: во всем мире ДТП оформляется в рамках «европротокола», и только те случаи, когда нанесен ущерб жизни и здоровью, оформляются дорожной полицией. В России, казалось бы, эта система тоже есть: ДТП, при которых ущерб не превышает 25 тыс. руб., можно оформить без ГИБДД, лишь заполнив извещение, прикрепленное к каждому полису ОСАГО. Однако это почти никогда не работает. Во-первых, потому, что лимит выплат по ущербу ограничен смехотворной суммой (чего, по словам страховщиков, нет ни в одной европейской стране). А во-вторых, все из-за той же боязни водителей «оформить что-то не так».

Этот расклад здорово способствует развитию относительно нового в нашей стране бизнеса компаний аварийных комиссаров. Купив карту клиента в такой компании примерно за 2,5 тыс. руб., автовладелец получает круглосуточную помощь на месте ДТП, выезд аварийного комиссара, сбор необходимых документов в ГИБДД/ОВД и юридическое сопровождение. А в крупных компаниях карта предусматривает даже бонусные программы, то есть чем чаще водитель попадает в передряги на дорогах, тем больше скидок он получает у компаний—партнеров страховщика: на АЗС, в автосервисах, банках и т. п.

У аварийных комиссаров — большое будущее, если учесть, что «европротокол» действует у нас с марта 2009 года, а методические рекомендации о том, как это правильно оформлять, появились на сайте РСА только спустя три года — в феврале 2012 года. При этом, по данным самого РСА, в 2010 году восемь из десяти отказов в выплатах страховщиков по «европротоколу» были связаны с неправильным оформлением документов водителями. Сейчас статистика страховщиков лучше: число отказов в выплате компенсаций по ДТП, оформленному по упрощенной схеме, лишь в два раза выше, чем в случае оформления ДТП стандартным способом, то есть с помощью автоинспектора.

Между тем в начале апреля этого года президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим заявил, что ВСС обсудит возможность распространения системы упрощенного урегулирования убытков при мелких ДТП и на автокаско. А чуть позже ФСФР внесла в правительство предложение о создании гарантийных фондов (в том числе и с участием государства) на рынке каско. «Обе идеи абсурдны»,— считает один из топ-менеджеров страховой компании. По его словам, это вызовет целый вал мошенничества, и в отличие от ОСАГО суммы выплат могут оказаться несравнимо большими. Причем повысить цену полиса настолько, чтобы покрыть потенциальные убытки, в случае с «европротоколом» для каско страховщик не сможет.

Впрочем, вероятность появления «европротокола» по каско, судя по всему, невелика. Напомним, что еще в 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение разработать минимальные стандарты по массовым видам страхования граждан. Больше года назад по инициативе ФАС была создана рабочая группа по разработке такого стандарта для каско. Единственное, что изменилось за это время,— это состав рабочей группы, в которую поначалу вошли 55 экспертов — представители страховщиков, самой ФАС, экономисты и юристы независимых компаний. Сейчас число разработчиков сократилось до 19 человек, из них 17 — представители страховых компаний с правом голоса, а также руководитель группы от ВСС и представитель ФАС.

23.04.12 Коммерсант kommersant.ru