Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

В связи с тем, что готовится проект поправок в закон об ОСАГО, депутаты активно начали выступать со своими предложениями по усовершенствованию этого вида страхования.

В частности, депутат Госдумы Ярослав Нилов предложил парламентариям проголосовать за протокольное поручение комитету палаты по финансовым рынкам запросить в правительстве информацию о возможности замены ныне действующей формы страхового полиса ОСАГО на пластиковую карту.

Госдума проголосовала против, но на этом депутат не остановился. Теперь он подаст это же предложение в виде депутатского запроса.

По мнению Нилова, такая форма была бы просто более удобна. Ведь сейчас все документы, которые водитель обязан возить с собой, помещаются в обычный кошелек, кроме генеральной доверенности, заверенной у нотариуса, и полиса ОСАГО. Последний — форматом А4 — вообще никуда не вмещается. А качество бумаги таково, что сложи его вчетверо, к середине срока страхования сотрутся какие-нибудь ценные данные.

Пластиковая карточка имеет свои плюсы. Данные на ней точно не сотрутся, помимо этого вся информация о застрахованном водителе и его автомобиле может быть записана как на магнитной ленте, так и в чипе. Это позволит упростить проверку на дорогах. Например, если у гаишника есть специальное считывающее устройство, то, просто проведя такую страховую карту по нему, он получит все данные и о машине, и о водителе. Это также может упростить оформление аварий на дороге.

Надо сказать, что перенести все данные о машине, водителе, страховке в один документ с электронным носителем — идея неновая. Уже лет десять, как обсуждается введение так называемой карты москвича, которая содержала бы все необходимые данные о жителе столицы. Недавно и мэр Москвы Сергей Собянин поддержал это предложение. Но карта москвича — это столичные проблемы, а страховка ОСАГО — дело всей страны. И первый вопрос: во сколько такая карта обойдется? Как бы она ни была удобна, понятно, что ее изготовление — лишние деньги для страхователя. К тому же сегодняшний полис — это документ, утвержденный правительством со всеми степенями защиты. Перевод с одной формы документа на другую не станет ли лишней головной болью?

Напомним также, что в перспективе у нас еще введение водительских удостоверений с чипом. В этом чипе должны быть прописаны данные о самом водителе, но туда также возможно занести и данные о страховке и даже банковском счете, с которого можно штрафы взыскивать. Эта идея была озвучена давно и с тех пор нигде не всплывала, но это вовсе не значит, что подобных разработок не ведется.

А теперь еще об одном старом предложении. Несколько лет назад в Российском союзе автостраховщиков заявляли, что нынешний вид полиса — это дань сегодняшним реалиям. Когда появится единая база страховщиков, когда она будет объединена в какой-то своей части с базой ГИБДД, бумажный документ со множеством степеней защиты просто будет не нужен. Человек оплачивает полис и получает на руки обычную бумажку, распечатанную на принтере, в которой указаны номер полиса и прочие данные. Больше ему ничего не надо. Любой инспектор ДПС на дороге, выйдя в базу данных, убедится, что человек застрахован. В случае любой аварии по этой базе данных можно узнать и номер полиса, и в какой страховой компании застрахован автовладелец. А страховщикам для расчета коэффициента тоже достаточно будет заглянуть в эту единую базу данных. Но и этот проект пока заглох.

28.03.12 Российская газета rg.ru

Минфин направил предложения в правительство о введении института спецдепозитария при инвестировании страховых резервов.

Страховые компании будут обязаны использовать спецдепозитарии при инвестировании средств страховых резервов. Соответствующие предложения Минфин направил в правительство. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к разработке документа. По мнению финансистов, данная мера позволит более тщательно контролировать финансовую деятельность страховщиков.

На данный момент, по оценке Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), только 30% страховых резервов обеспечены реальными активами. После того как страховщики станут более прозрачными, они могут быть допущены к пенсионным накоплениям граждан наравне с негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

— Существует проблема: при банкротстве страховых компаний зачастую выясняется, что активов, которые по идее должны идти на погашение обязательств, не оказывается, — рассказывает собеседник «Известий». — Поэтому нужен независимый внешний контроль за проводимыми страховщиками сделками. Таким проверенным инструментарием на финансовом рынке является специализированный депозитарий.

В пресс-службе ФСФР «Известиям» сообщили, что знакомы с этими предложениями. В ведомстве подтвердили, что основная идея новшества — введение дополнительного контроля за страховыми компаниями.

— Мы считаем необходимым введение института спецдепозитария на страховом рынке, в первую очередь в сегменте страхования жизни. Будем предпринимать усилия, чтобы этот вопрос был рассмотрен Думой в весеннюю сессию вкупе с изменениями в закон о страховом деле, — заявил «Известиям» глава ФСФР Дмитрий Панкин.

По словам же источника «Известий» в Минфине, реализовано предложение может быть в несколько этапов. Дело в том, что сейчас страховые компании, которые не специализируются на страховании жизни, обязаны отчитываться по своим резервам только раз в квартал. Тогда как депозитарий должен иметь возможность ежедневного учета активов, принимаемых страховщиками для покрытия резервов. Соответственно, на первом этапе Минфин разработает методологическую и нормативную базу, которая обязывала бы компании отчитываться о своих активах ежедневно.

Страховщики, правда, считают, что ежедневный учет активов может стать для них проблематичным.

— Это обусловлено спецификой страхового бизнеса, — объясняет генеральный директор Страховой группы «Межрегионгарант» Евгений Потапов. — Дело в том, что существует определенный временной разрыв между заключением договора, начислением резервов и поступлением страховой премии непосредственно в компанию. Скажем, крупный договор по ДМС может быть заключен сегодня, завтра будут начислены резервы, а страховая премия поступит через неделю. Вместе с тем страховой рынок, безусловно, нуждается в большей прозрачности, а значит, ужесточение контроля пойдет ему на пользу. В этой связи мы можем поддержать.

По мнению экспертов, несмотря на жесткие условия, страховщики вполне могут их выдержать.

— Идея нормальная и здравая, — считает советник главы Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. — Если речь идет об участии страховых компаний в инвестировании пенсионных накоплений, то и условия должны быть для всех одинаковые. Сейчас для НПФ существует множество жестких условий. Например, по марже, учету в спецдепозитариях. Кроме того, фонды не могут сами инвестировать, а только через управляющие компании, которые должны вести жесткий обособленный бухучет. В страховых компаниях таких ограничений нет — ни по качеству, ни по направлениям.

Как отмечает Валерий Виноградов, проблем здесь может быть множество. Например, по его словам, страховые резервы потребуют реальных денежных активов.

— Это то же самое, как банки создают резервы под кредиты, — говорит советник главы НАПФ. — Для формирования страховых резервов нужны реальные денежные активы, таким активом у НПФ является имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности (ИОУД).

Гендиректор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков также считает, что работа с пенсионными деньгами накладывает большие обязательства в связи с социальной ответственностью деятельности. Поэтому система учета должна быть прозрачной и унифицированной для всех участников процесса.

— Даже при существующем ныне контроле за НПФ в последнее время мы наблюдали ряд скандалов с крупными фондами. Поэтому тут важно унифицировать и сделать более прозрачным контроль за всеми этапами прохождения денег. Конечно, на страховые компании навалилось много нововведений, начиная от повышения требований к капиталу с начала года и заканчивая новой системой тарификации. Но думаю, что особых сложностей не возникнет. Тем более что использование спецдепозитариев уже обкатано на Паевых инвестиционных фондах.

Минфин не предоставил официальный оперативный комментарий.

27.03.12 Известия izvestia.ru

Один из крупнейших страховщиков страны — «Согаз» активизируется в ритейле. Но покупателям полисов с улицы он будет предпочитать сотрудников корпоративных клиентов.

Страховая группа «Согаз» будет и дальше диверсифицировать свой корпоративный портфель, снижать его кэптивную составляющую и развивать розницу, рассказал председатель правления «Согаза» Сергей Иванов (интервью с ним см. на стр. 05). Группе нужно активнее работать с физлицами, а розница в понимании «Согаза» — страхование сотрудников корпоративных клиентов группы. Это и увеличение взаимодействия с малым и средним бизнесом через филиалы, говорит Иванов: «Будем делать ставку на дальнейшее развитие филиальной сети, на бизнес, не связанный с федеральным центром».

Группа планирует выходить в каналы партнерских продаж, более системно и качественно работать с банками, лизинговыми компаниями, автосалонами, брокерами. Потенциал развития этого бизнеса «весьма высок», сказал Иванов, так как работа здесь будет выстраиваться почти с нуля: «Видим возможность предлагать хорошие программы сотрудникам корпоративных клиентов, а если взять <...> предприятия ТЭКа, металлургию, угольную промышленность, предприятия инфраструктуры, потенциал по продаже продуктов физлицам весьма высок».

Раньше, продолжает Иванов, не работали механизмы кросс-продаж, не было должной системы урегулирования убытков, андеррайтинга по массовым видам страхования, где решения нужно принимать быстро: «Мы видим, что можем занять неплохую нишу». Но к лидерству «Согаз» не стремится — это сегменты с высокой убыточностью, оговаривается Иванов.

Сейчас более 60% премии в портфеле «Согаза» приходится на страхование имущества, на рынке страхования строительно-монтажных рисков группа также лидер, его доля в портфеле «Согаза» близка к 15%, отметил Иванов: «Моторный портфель, напротив, незначителен: ОСАГО — около 2%, автокаско — 4,7%. Примерно треть портфеля занимает ДМС».

«Согаз» намерен осторожно и «с минимальными издержками» выходить в автострахование, говорит топ-менеджер: «Начинать работать с автосалонами нужно крайне аккуратно, поскольку мы понимаем, что в автостраховании, как и в других розничных направлениях, такой рентабельности не будет. С другой стороны, это будет способствовать повышению капитализации группы, расширению продуктового ряда, что удобно и комфортно клиентам. К сожалению, раньше сервис не всегда был на должном уровне, да и задачи раньше филиалам по сборам именно в розничном сегменте не ставились».

У страхования сотрудников корпоративных клиентов большой потенциал, но такие клиенты ждут скидок по розничным программам или по крайней мере рыночных тарифов, рассуждает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. Во-вторых, развивать такое страхование без предложений по автокаско очень сложно — работникам нужно в первую очередь именно автострахование, замечает он.

28.03.2012 Ведомости vedomosti.ru

______________________

Страховая компания «Согаз» через суд взыскала с Балтийского завода, находящегося в процедуре банкротства, 51 млн руб. за страхование строящейся плавучей АЭС.

На прошлой неделе 13-й арбитражный апелляционный суд постановил взыскать с Балтийского завода 51 млн руб. по иску страховой компании «Согаз». Иск к Балтийскому заводу «Согаз» подал в июле прошлого года, первая инстанция в начале декабря отказала истцу. Представитель Балтийского завода заявил вчера, что предприятие будет оспаривать решение суда, отказавшись от дальнейших комментариев, как и представитель «Согаза».

Балтийский завод 16 ноября 2010 г. заключил с «Согазом» договор о страховании строящейся на предприятии по заказу «Росэнергоатома» плавучей атомной электростанции, размер страховой премии — 105,8 млн руб., говорится в материалах суда. Премию завод должен был уплатить в рассрочку, первый платеж в 52,8 млн руб. — до 30 июня 2011 г., но деньги страховщик так и не получил, свидетельствуют данные суда. «Согаз» с 1 июля 2011 г. расторг договор и выставил счет за время его действия.

До конца прошлого года Балтийский завод входил в Объединенную промышленную корпорацию экс-сенатора Сергея Пугачева. Принадлежавший ОПК пакет 88% акций предприятия в 2010 г. был заложен в ЦБ под кредит в 32 млрд руб. для Межпромбанка, лишившегося лицензии летом того же года. В конце 2011 г. ЦБ через суд стал владельцем заложенных акций. Но еще в октябре он передал завод в управление государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Тогда президент ОСК Роман Троценко оценивал кредиторский долг предприятия в 15 млрд руб.

В середине января по заявлению одного из поставщиков — «Барс-гидравлик групп», которому завод должен 3,7 млн руб., арбитраж ввел процедуру наблюдения. По данным суда, у предприятия более 300 кредиторов. Идет формирование реестра кредиторов. В него, в частности, включен Сбербанк с долгом в 843,7 млн руб., рассматривается ходатайство Ханты-Мансийского банка (2,6 млрд руб.). Заводом пока управляет «дочка» ОСК — ООО «Балтзавод-судостроение», в которое переведены сотрудники и новые контракты.

В большинстве случаев государство и госкорпорации включают расходы на страхование строительных рисков в стоимость контракта с подрядчиком, поэтому случаи отказа от выплаты премий единичны, рассуждает директор департамента консалтинговой группы «НЭО Центр» Мария Жданова. По закону о банкротстве требования по страховым договорам не являются приоритетными, поэтому «Согаз» попадает в категорию беззалоговых кредиторов третьей очереди и может рассчитывать на выплаты, пропорциональные своим требованиям в объеме конкурсной массы, говорит управляющий партнер юрфирмы «Дювернуа лигал» Егор Носков. Учитывая размер и статус завода, а также его долг, раньше чем через 1,5-2 года никто из кредиторов реального возмещения не получит, считает юрист.

27.03.2012 Ведомости vedomosti.ru