Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Сразу несколько серьезных изменений предлагается внести в законы об ОСАГО и техосмотре.

Предполагается, что поправки облегчат жизнь тем, кто приобрел машину, бывшую в употреблении с истекшим талоном ТО. Так же прописаны поправки, которые позволят проводить техосмотр автодилерам, пишет «Российская Газета».

Этот проект внесен председателем думского Комитета по финансовому рынку Натальей Бурыкиной и первым зампредом этого же комитета Владиславом Резником.

Напомним, что это не первый их проект, касающийся техосмотра. Месяц назад они уже вносили проект, в котором предлагалось отвязать покупку полиса ОСАГО от техосмотра. Согласно тому проекту, автовладелец мог купить полис автогражданки даже без пройденного ТО. Но, правда, если бы он оказался виноват в аварии, страховщик заплатил бы за него, но потом взыскал бы с него регресс. Это решало одну существенную проблему, которая появилась в результате новой системы техосмотра.

Сегодня водитель имеет право десять дней ездить без страховки, если, скажем, он приобрел бывший в эксплуатации автомобиль, у которого уже истек срок действия ТО. Ведь в этом случае новому автовладельцу требуется сначала пройти техосмотр, потом купить полис ОСАГО и только потом поставить машину на учет. В результате этого незащищенными оказываются на дороге те, кто честным образом приобрел полис ОСАГО.

Представим себе ситуацию. Случилась авария. Невиновный застрахован, виновник — нет, причем на законных основаниях. В результате пострадавшему не получится обратиться ни в свою, ни в чужую страховую за возмещением ущерба. Ему придется требовать возмещения через суд.
Это занимает время, причем не факт, что по решению суда он получит всю сумму сразу. Возможно, возмещение растянется на годы.

В законодательстве действительно закралось некое противоречие. С одной стороны, нельзя передвигаться на автомобиле, незастрахованном по ОСАГО. С другой стороны, закон разрешает свежеприобретенным автомобилям, срок действия техосмотра которых истек, ездить по дорогам и без полиса автогражданки.

И это не единственный казус действующих законов. Однако тот проект закона депутаты отозвали. Его раскритиковали настолько, что депутаты решили, что лучше его отозвать и переписать, чем потом вносить в него правки. Главный камень преткновения того проекта — предложение вернуть ГАИ возможность проверять талон техосмотра на дорогах.

И вот на свет появился новый проект. Одна из главных его новаций — это введение краткосрочного страхования ОСАГО на 15 суток для тех, кто едет к месту регистрации автомобиля или проведения техосмотра. Таким образом, можно избежать того самого льготного периода, когда автомобиль должен передвигаться незастрахованным. То есть человек купил машину, у которой срок техосмотра истек. Он может заключить договор ОСАГО на 15 дней. Более того, наличие такого полиса позволит вообще поступать в старом привычном порядке. Сначала поставить машину на учет, а потом пройти техосмотр. А затем уже приобрести нормальный полис на год.

Сейчас автовладелец может заключить договор ОСАГО только на год. В нем возможно установление сроков эксплуатации автомобиля.

Эта поправка решает и еще один момент: проблемы так называемых «подснежников». Например, человек заключил договор ОСАГО с ограниченным периодом использования транспортного средства. Период использования прошел, до окончания срока действия талона техосмотра осталось три месяца, а новый договор ОСАГО автовладелец заключить уже не может. Да и машину на техосмотр отогнать своим ходом тоже. Такой тупик получился.

Еще одна существенная поправка — исключается требование проходить техосмотр для заключения договора ОСАГО транспортным средствам, которые не подлежат регистрации в России. Примечательно, но до сих пор это действительно было проблемой. Владельцы автомобилей, зарегистрированных за границей, если у них заканчивалась страховка, попадали в западню. Без договора ОСАГО на дороги им выезжать нельзя, а пройти техосмотр в России они не могут.

Так же новый законопроект предусматривает право проведения техосмотра конкретных марок автомобилей. Это даст возможность специализированным, например, работающим при официальных дилерах, сервисам выдавать талоны ТО. Сегодня, чтобы заняться техосмотром, им требуется обслуживать все марки автомобилей. Таким образом пройти техосмотр у официального дилера, например, «Субару» или «Ниссан», «Мерседеса» или «БМВ», вместе с прохождением ежегодного техобслуживания было невозможно. В результате в реестре операторов лишь четыре автодилера, которые занимаются продажей и обслуживанием широкого ряда марок и моделей машин. Если нынешние поправки будут приняты, то на рынок будут допущены и специалисты по одной марке. Еще раз повторимся, это будет удобно тем, кто обслуживается в официальных сервисах. Им не потребуется сначала ехать на обслуживание, а потом в другое место, чтобы пройти техосмотр. Они получат все сразу и в одном месте.

Еще одна важная новация. Российский союз автостраховщиков, который занимается аккредитацией пунктов техосмотра, а также контролем за их работой, получит новые полномочия. Он сможет контролировать те пункты, которые попали по наследству. То есть они и раньше работали пунктами техосмотра, но по договорам с ГИБДД. А теперь они работают по новым правилам. Но сейчас их никто не контролирует. Вам не нравится, как вас там обслуживают? Вам вменяют в вину неисправность, которой у вас нет? А жаловаться некому и некуда. Сейчас страховщики не вправе проверять такие пункты.

Также в законопроекте уточняются тонкости обязательного страхования прицепов и полуприцепов массой более 3,5 тонны. В частности, сроки проведения такого осмотра.

Дело в том, что в ныне действующем законе просто забыли упомянуть про сроки проведения техосмотра для прицепов массой свыше 3,5 тонны. До этой массы сроки есть, а свыше — уже нету. Поправки Комитета Госдумы по финансовому рынку устраняют эту несправедливость. И для таких прицепов будут установлены сроки проведения техосмотра.

Еще одна поправка: если человек купил б/у машину с действующим талоном, то этот талон действует до истечения срока. То есть смена собственника машины на талон ТО не влияет. В ныне действующем законе право передачи ограничивается шестью месяцами действия талона.

Пока это только проект закона. Владислав Резник предлагает принять участие в его обсуждении всех заинтересованных лиц.

цифра

3,2 тысячи пунктов ТО внесены в реестр операторов техосмотра автостраховщиков.

20.03.12 autorambler.ru

Сразу несколько дел по признакам нарушения закона о защите конкуренции возбудило пермское антимонопольное управление в отношении банков и страховых компаний.

Во всех случаях потребителям навязывались услуги страховых компаний, а сами действия банкиров и страховщиков носили характер сговора. По словам руководителя пермского УФАС Дмитрия Махонина, навязывание дополнительных услуг потребителям со стороны банков стало системной проблемой и сегодня закон нарушает почти каждое второе кредитное учреждение, работающее в Пермском крае.

Первое дело возбуждено УФАС в отношении НБ «Траст» и ООО «СК «Ренессанс Жизнь». Стоит отметить, что НБ «Траст» не в первый раз попадает в поле зрения пермских антимонопольщиков — в 2011 году УФАС признало факт сговора между банком «Траст» и страховой компанией «Авива», ограничившего конкуренцию на рынке личного страхования при оформлении кредитов на неотложные нужды. В этот раз внимание антимонопольщиков привлекла деятельность банка и страховой компании «Ренессанс Жизнь» на рынке страхования жизни и здоровья. В антимонопольный орган обратился заемщик банка «Траст», который оформил потребительский кредит на приобретение техники в одной из торговых точек Перми. При заключении кредитного договора представители банка не сообщили заемщику, что его жизнь и здоровье будут застрахованы в ООО «СК «Ренессанс Жизнь». Об условиях страхования гражданин не смог бы узнать и из самого договора, так как для подписания ему предоставили плохо пропечатанные документы.

Фигурантами второго дела стали ООО «Русфинанс Банк», ОАО «Российская национальная страхования компания» и ООО «Сожекап Страхования Жизни». Поводом для возбуждения антимонопольного дела также послужило заявление физического лица. При оформлении автокредита в ООО «Русфинанс Банк» заявитель вынужден был застраховать предмет залога в первой страховой компании, а жизнь и здоровье — во второй на весь срок действия кредитного договора. При этом страховые премии по обоим видам страхования были уплачены единовременно из кредитных средств. Это лишило заемщика права менять страховые компании в период действия кредитного договора. Как отмечают антимонопольщики, один из фигурантов дела — ООО «Сожекап Страхования Жизни» — был привлечен к ответственности также не в первый раз — в 2011 году УФАС признало факт сговора между страховой компанией и АКБ «Росбанк», но дело было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.

Напомним, что два факта нарушения антимонопольного законодательства банками в этом году, по сути, стали продолжением прошлогодней череды разоблачений в финансовой сфере — в течение 2011 года пермские антимонопольщики рассмотрели и передали в суд пять дел по фактам ограничения конкуренции в сфере страхования. По некоторым из них уже есть заключения судов в пользу УФАС, и сегодня они находятся на обжаловании в вышестоящих судебных инстанциях.

— Частые случаи нарушения антимонопольного законодательства банками и страховыми компаниями дают нам право говорить о том, что существующая проблема носит системный характер, — пояснил руководитель пермского УФАС Дмитрий Махонин. — Причем, помимо навязывания банками услуг конкретной страховой компании, нами отмечены факты, когда при заключении кредитного договора навязывались дорогостоящие услуги, которые носили фиктивный характер. Так, например, в некоторых случаях заемщику приходилось не только приобретать услуги определенной компании по страхованию жизни, но и некую услугу по включению его в систему страхования. По сути, эта услуга заключалась всего лишь в том, что специалисты банка заполняли за клиента типовой договор страховой компании, однако ее стоимость зачастую превышала стоимость самой страховки.

По словам Дмитрия Махонина, сегодня в Прикамье антимонопольное законодательство нарушает каждое второе кредитное учреждение, заключая незаконные сговоры с другими участниками процесса кредитования: страховыми компаниями, оценщиками (при проведении процедуры оценки залогового имущества) или поставщиками товаров и услуг. При этом кредитные учреждения поставили процесс реализации партнерских услуг на поток и даже проводят для своих сотрудников специальные тренинги, где обучают тому, как более эффективно продать клиенту услуги «в нагрузку». Более того, проверки в некоторых кредитных учреждениях подтвердили факты мотивации сотрудников: руководство одного из банков обещало наградить сотрудника, продавшего дополнительных услуг больше своих коллег, сотовым телефоном и премией в 10000 рублей.

По мнению антимонопольщиков, банки идут на нарушение закона в погоне за сверхприбылью. С другой стороны, желание навязать своим клиентам дополнительные услуги появляется еще и потому, что доказать это не так уж и просто — в большинстве случаев потребитель невнимательно читает договор кредитования и подписывает его со всеми подводными камнями, за которые придется потом выложить круглую сумму из собственного кармана.

Тем временем

Пермское УФАС возбудило антимонопольное дело по заявлению физического лица о навязывании коммерческим банком ООО «Ренессанс Капитал» услуги по страхованию жизни и здоровья в ООО «Группа Ренессанс Страхование». Заявитель в страховке не был заинтересован, так как его жизнь и здоровье уже застрахованы в другой СК. В УФАС поступило четыре таких заявления. Антимонопольщики пришли к выводу о том, что банк и СК навязывают заемщикам услугу, которая не относится к предмету кредитного договора. Примечательно, что в марте 2011 года за аналогичные нарушения КБ «Ренессанс Капитал» и «Группа Ренессанс Страхование» уже были оштрафованы на 18 373 750 рублей и 100 000 рублей соответственно. Теперь же нарушение носит повторный характер, то есть размер административных санкций, которые могут быть предъявлены к хозяйствующим субъектам, может быть удвоен.

20.03.12 Российская Газета rg.ru