Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Станции ЗАО «Техосмотр», которые проводят диагностику автомобилей с проданными «Росгосстрахом» талонами, не соответствуют требованиям закона, в том числе по оснащению. Об этом свидетельствует отчет о проверке, проведенной РСА (Российский союз автостраховщиков) по поручению ФСФР. Но в РГС по-прежнему убеждены, что схема работы в связке с оператором техосмотра законна и единственно правильная. При этом прокуратура признала один случай выдачи талона ТО страховщиком преступлением и возбудила уголовное дело.

Как уже неоднократно писал «Водитель Петербурга», РСА аккредитовал ЗАО «Техосмотр» 1 января, передав им 99,96% напечатанных на тот момент «Гознаком» бланков талонов ТО нового образца. Почти сто пунктов инструментального контроля (ПИКов) этого ЗАО были открыты во всех субъектах Федерации в помещениях региональных офисов «Росгосстраха», через которые проходило и оформление самой процедуры техосмотра.

Волшебная лампа «Паладина»

Президент «Росгосстраха» Данил Хачатуров отрицает аффилированность с ЗАО «Техосмотр» – по его словам, страховая компания лишь сдает помещения. «Чтобы исполнить вступивший в силу 1 января федеральный закон, мы заключили договор с аккредитованным оператором – ЗАО «Техосмотр», и оказываем своим клиентам услугу по предоформлению документов, необходимых для прохождения ТО, – заявил заместитель директора филиала «Росгосстрах» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Дмитрий Синишев в интервью порталу Delovoe.TV. – Эта процедура совмещена с обращением клиента в офис продаж или к представителю страховщика».

Однако, если верить письму, подписанному Дмитрием Куксинским (другим заместителем директора петербургского филиала страховщика), договор с ЗАО «Техосмотр» был заключен как минимум с 12 декабря минувшего года, тогда как аккредитацию оператор получил только в первый день наступившего. Кто из двух заместителей директора прав – остается неясно.

Вопросы вызывает и само ЗАО «Техосмотр». Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), оно было зарегистрировано в июне 2011 года под названием «Паладин» в квартире, расположенной в малоприметной московской пятиэтажке на 1-ой улице Текстильщиков. В этой же квартире получили «прописку» еще около двухсот других юридических лиц. Учредителем «Паладина» выступило некое ЗАО «ФОРБ», специализирующееся на регистрации организаций и продаже «фирм под ключ». Только в ноябре, за несколько дней до заключения партнерского договора с «Росгосстрахом», ЗАО «Паладин» переименовали в «Техосмотр» и перерегистрировали в гараж, расположенный уже во 2-ом Южнопортовом проезде. Никаких филиалов, представительств или иных обособленных подразделений, по данным ЕГРЮЛ на 1 февраля, эта компания с уставным капиталом в 30 тысяч рублей не имеет.

Подобная схема организации бизнеса не может не настораживать участников рынка, особенно планирующих серьезное и долговременное сотрудничество. «Налоговая служба предупреждает об опасности сотрудничества с фирмами, созданными по адресам массовой регистрации, – поясняет Татьяна Никитина, старший юрист компании Pen&Paper. – Кроме того, по закону организация обязана поставить на налоговый учет все обособленные подразделения, коими являются отдельно расположенные стационарные рабочие места. Правда сделать это необходимо в месячный срок со дня создания такого подразделения, то есть у ЗАО «Техосмотр» есть как минимум неделя для подачи заявления».

В конце января завершилась проверка пунктов инструментального контроля указанного ЗАО, находящихся в офисах «Росгосстраха» и расположенных в «Пулково» и «Старой деревне». Она проводилась по поручению президента РСА Павла Бунина представителями самого союза совместно с работниками страховой компании «АСК-Петербург». По словам президента этой компании Льва Панеяха, обе станции ЗАО «Техосмотр» не должны были быть аккредитованы для проведения ТО: «По каждому из адресов ПИК представляет собой одно рабочее место в общем зале департамента выплат «Росгосстраха», оборудованное рядом переносных приборов, большей частью непригодных для работы в климатических условиях Санкт-Петербурга. «Осмотр» автомашин производится на неприспособленных площадках рядом с офисом, он не дает возможности провести реальную диагностику исправности машины», – констатирует Лев Панеях.

Сам «Росгосстрах» отрицает не только аффилированность с «Техосмотром», но и его монопольный статус. По словам Данила Хачатурова, уже сейчас компания имеет договора с полутысячей операторов ТО по всей стране. «Новый закон – один из самых антикоррупционных за последние годы, он способствует развитию малого бизнеса, – убежден президент «Росгосстраха». – Нет никакой монополии – любой желающий, даже пенсионер, вложив 170 тысяч рублей, может открыть ПИК».

В реестре РСА числится 64 оператора ТО, расположенных в Северной столице, еще 31 может работать на территории Ленинградской области. Якобы с любым из них, готовым работать по установленным региональными властями расценкам (в Санкт-Петербурге это 882 рубля, в Ленинградской области – 735, в Москве – 690), Данил Хачатуров готов заключить партнерский договор, позволяющий компании составить конкуренцию ЗАО «Техосмотр» и бесплатно получать сотни и тысячи клиентов. В петербургском филиале страховой компании утверждают, что переговоры ведутся, но огласить примерные условия типового договора не захотели.

Утром полис, вечером – осмотр

Сомнительна и сама используемая «Росгосстрахом» модель оформления талонов. «Мы имеем жалобы наших клиентов, которым мы были вынуждены отказать в продаже полиса ОСАГО из-за отсутствия талона техосмотра, а «Росгосстрах» продал им полис и талон ТО без проверки машины и без подписи эксперта», – заявил «Водителю Петербурга» Лев Панеях.

Данил Хачатуров отвергает эти обвинения: «Наши клиенты, желающие воспользоваться услугами партнера – оператора ТО, получают предзаполненный бланк талона и подписывают договор, принимая на себя обязательство пройти техосмотр до указанной им даты. Только с этого числа и будет действовать полис ОСАГО. Модель абсолютно легальна, все страховщики по ней уже работают».

Однако все опрошенные журналистами «Водителя Петербурга» представители страховых компаний заявляют как раз о незаконности используемой «Росгосстрахом» модели. Например, в «РЕСО-Гарантия» указывают, что по закону полис ОСАГО не может выдаваться без прохождения ТО, а потому страховая компания вполне может отказаться от выплаты в рамках прямого урегулирования убытков, если клиент, получив талон и страховку, «не доедет» до пункта техосмотра. «Фактически «Росгосстрах» разрушает сформировавшуюся систему прямых выплат», – констатирует Сергей Бровко, управляющий по маркетингу петербургского филиала «РЕСО-Гарантия». «Страховые компании в первую очередь готовились к выполнению закона, следуя буквально каждой строчке: сначала осмотр, потом получение талона и лишь затем полис ОСАГО. Однако одна из них решила воспользоваться нюансами закона», – убежден глава Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский.

А некоторые, работающие в Северной столице ПИКи, не только не стремятся работать с крупнейшей страховой компанией, но и убеждены в незаконности навязываемой ею якобы единственно легальной схемы: «Нам уже поступало предложение от «Росгосстраха», однако работа по предложенной схеме (как с ЗАО «Техосмотр») не только незаконна, но и уголовно наказуема, – рассказал Ярослав Васичков, генеральный директор некоммерческого партнерства операторов технического осмотра Петербурга и Ленинградской области «Безопасность и транспорт». – Основная проблема в том, что сотрудник страховой компании выдает талон технического осмотра. При этом он совершает преступление, предусмотренное статьей 327 Уголовного кодекса РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков): прокуратурой города Великие Луки Псковской области во вторник в отношении сотрудников «Росгосстраха» уже возбуждено уголовное дело».

Кроме того, по словам Ярослава Васичкова, в законе нет такого понятия, как бланк талона: «Сам талон технического осмотра оформляется исключительно по результатам проверки технического состояния транспортного средства. В противном случае выдается диагностическая карта с отмеченными недостатками, на устранение которых выделяется установленный законом срок», – поясняет эксперт.

Господин Хачатуров утверждает, что полис в любом случае будет действовать, даже если автовладелец и уклонится от прохождения ТО, и обещает проводить выплаты пострадавшим. Пока он полагается на совесть клиентов, хотя и сейчас, согласно закону, если на момент ДТП талон технического осмотра просрочен, страховщик после выплаты возмещения может обратиться с регрессным иском к виновнику происшествия. То есть, дозволяя клиентам уклониться от малоприятной процедуры (сейчас им нужно стоять в очереди у монопольно работающего ЗАО «Техосмотр»), страховая компания снимает с себя немалые расходы.

Егор Филиппов, Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»

03.02.12 Водитель Петербурга spbvoditel.ru

Правительство лишает их сотрудничества с банками.

Согласно поправкам к закону «Об организации страхового дела», прошедшим первое чтение, банки не могут выступать страховыми агентами, а значит, заниматься реализацией страховых продуктов. Принятие закона в такой редакции поставит под угрозу доходность бизнеса не только страховщиков, которым сотрудничество с банками приносит шестую часть премий, но и банков, которым реализация страховок дает 15-20% комиссионных сборов.

В конце января Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «Об организации страхового дела», которые, как выяснилось при их детальном рассмотрении, радикально меняют подход страховщиков к продвижению своих продуктов. В частности, они исключают любые юрлица из числа страховых агентов. Таким образом, банки, которые являются для страховщиков одним из основных каналов продаж, после вступления поправок в силу потеряют возможность продавать в своих стенах страховые продукты.

Принятие таких мер станет существенным ударом для страховых компаний, указывают участники рынка. «По банковскому каналу мы собираем около 20% премий, при этом примерно 2/3 приходится на страхование каско при автокредитовании, а ипотека составляет чуть менее трети»,— говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. По подсчетам «Эксперт РА», в 2010 году банковский канал принес страховщикам шестую часть сборов — 100 млрд руб. Аналитики прогнозировали, что в 2011 году этот показатель должен был бы составить до 115 млрд руб. «Реальная цифра может быть существенно выше,— предупреждает заместитель главы рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.— В наших расчетах оценивались только продажи страховок, связанных с банковскими продуктами, только страховые нужды заемщиков».

По его словам, банки — еще и главный двигатель розницы для страховщиков: 77% в 100 млрд руб. премий — это продажа банковскому клиенту полисов титульного страхования, страхования жизни и здоровья, полисов каско.

«В целом банковский канал существенную роль играет в общих сборах на рынке,— согласен с экспертом и глава «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов,— страхование жизни в 70% продается через банки, каско — в 20-25%. Эта поправка ставит под сомнение вопросы работы страховщиков не только с банками, но и с автодилерами. Она не выгодна всем, но менее всего бьет по тем страховщикам, у кого банковский канал не является приоритетом, «Росгосстрах» — одна из таких компаний».

В «Росгосстрахе» заявляют, что также не согласны с поправкой. «Тема требует проработки,— заявил «Ъ» первый замгендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров.— Надеюсь, что в промежутке между первым и вторым чтением будут предложены некие переходные формы, создания брокеров, например. Мы за то, чтобы разграничить деятельность различных видов посредников, но нельзя все это делать резко». По его словам, главная задача поправки — контроль над деятельностью посредников.

По информации «Ъ», именно такую цель и ставили перед собой ее авторы. Новелла о том, что страховыми агентами могут быть только физлица, была внесена правительством. Сделано это было в связи с тем, что примерно год назад страховщики озаботились распространившимися схемами мошенничества — недобросовестные агенты продавали полисы компаний с отозванной лицензий, присваивали страховые премии и т. п.

Поэтому страховщики стали активно предлагать законодателям узаконить различные варианты ответственности для агентов. Однако в итоговом тексте ответственность агентов-физлиц так и не оказалась подробно прописана, зато они оказались единственными законными.

Представители банков, над которыми как над страховыми агентами-юрлицами нависла угроза оказаться вне закона, обеспокоены грядущими потерями не меньше страховщиков. По оценке участников банковского рынка, реализация страховых продуктов приносит банкам 15-20% всех комиссионных доходов. «Наше отношение однозначно и категорически отрицательное, поскольку этот законопроект (в части запрета заниматься реализацией полисов страхования через свои каналы продаж банкам как агентам), по сути, является деструктивным»,— говорит начальник отдела банковского страхования Райффайзенбанка Роман Карандин. «Принятие законопроекта в данном виде будет иметь серьезные негативные последствия как для банковского, так и страхового рынка»,— соглашается член правления ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев.

Стоимость страховки для потребителя, по оценке участников рынка, составляет в среднем 1-3% от суммы кредита, размер банковских комиссионных — от 30% стоимости страхового полиса. Крупнейшим страховым агентом в России является Сбербанк — за первое полугодие 2011 года его страховая агентская комиссия составила 6,3 млрд руб. при общем чистом комиссионном доходе 64,1 млрд руб. «Банк рассматривает инициативы по изменению в законодательство как серьезные и требующие обсуждения страховым и банковским сообществом с законодателями. Это правильная инициатива, но с точки зрения банка необходима дополнительная проработка»,— заявили вчера в Сбербанке.

В случае принятия поправок к закону о страховании в их нынешнем виде у банков вырастут издержки — для работы со страховщиками банкам придется содержать отдельные компании, которые будут работать как страховые брокеры, говорит старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский (поправки не разрешают юрлицам быть страховыми агентами, но разрешают — брокерами). А всем клиентам банков придется для оформления страховки самостоятельно идти в страховую компанию, при том что многие, возможно, предпочли бы сэкономить время и силы, указывает зампред правления Абсолют-банка Иван Анисимов.

03.02.12 Коммерсант kommersant.ru

Российские туроператоры считают, что лучший способ защитить туристов от потенциальных банкротств турфирм, это страхование каждого договора на покупку тура, такое мнение они высказали на круглом столе, состоявшемся в четверг в РИА Новости.

«Такое страхование повысит доверие клиентов к отрасли. А также снимет проблему, которую мы сейчас наблюдаем с «Ланта-тур», когда люди боятся, что им не хватит финансовой гарантии в 100 миллионов и бегут занимать очередь в страховую компанию», — заметил генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов.

Руководитель управления страхования выезжающих за рубеж компании МСК Наталья Кучерова отметила, что технически такое страхование возможно, но для этого нужно внести изменения в положения о финансовом обеспечении деятельности туроператоров закона о туристской деятельности.

«Страховые компании могли бы страховать каждый договор, заключаемый туристом с туроператором, за 1% от стоимости тура», — сказала она.

Консультант по туризму Эдуард Кузнецов заметил, что если такие страховки продает туроператор, то в случае финансовых проблем он не сможет заплатить страховой компании, это значит, что туристы останутся без выплат.

«Поэтому нужен комплекс мер. В том числе, оперативный резервный фонд в рамках саморегулируемой организации туроператоров», — добавил Кузнецов.

По мнению некоторых экспертов, саморегулируемые организации (СРО) могли бы стать одним из действенных способов регулирования туристического рынка. Такая организация по закону имеет право вырабатывать стандарты деятельности компаний, осуществлять проверки своих членов, исключать их из СРО за несоответствие стандартам.

Генеральный директор компании DSBW Tours Карен Гончаров отметил, что СРО не решат проблемы самих туристов.

«Создав СРО, государство, скорее всего, скажет: вот пусть они и решают проблемы туристов. Поэтому нужно страховать каждую путевку, а также увеличить финансовые гарантии деятельности туроператоров, сделав их более дифференцированными. Сделать так, чтобы эти деньги при необходимости можно было использовать для экстренного вывоза туристов», — считает он.

Генеральный директор компании Pac Group Илья Иткин также поддержал идею страхования каждой путевки. Кроме того, он выступил за более активное участие власти в решении проблем туристов за счет использования фонда оперативного реагирования.

«Нужно создать эффективные критерии надежности туроператоров, как это происходит в банковском секторе. Эти критерии должны касаться соотношения собственных средств и заемного капитала, динамики собственных средств. Кроме того, эффективным методом, на мой взгляд, было бы создание экспертного совета по туристическому рынку при правительстве с участием профессионалов рынка, которые могли бы вырабатывать такие критерии и следить за их исполнением», — считает президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов.

По его мнению, банкротства туроператоров неизбежны, так как часть компаний на рынке работает по принципу пирамид, оплачивая деньгами новых клиентов долги перед партнерами за старых.

«Договориться с такими компаниями о разумном объеме перевозки на том или ином направлении мы не можем. Если они не будут постоянно привлекать новых клиентов, они рухнут», — заявил Кузнецов.

Один из старейших российских туроператоров, основанный в 1991 году, «Ланта-тур вояж» в прошлую пятницу объявил о приостановке деятельности. Около 100 человек, воспользовавшихся его услугами, не смогли вылететь из московских аэропортов. Более 3 тысяч туристов находились на тот момент за границей. Всего до середины февраля компания продала более 4 тысяч туров. Причиной приостановки деятельности компании стал отказ одного из основных кредиторов, Мастер-банка, предоставить кредит на 30 миллионов рублей из-за ее неудовлетворительного финансового состояния. По мнению экспертов, причиной этого стали демпинговые войны на туристическом рынке, в ходе которых туроператоры теряют деньги. Финансовая ответственность туроператора перед клиентами застрахована на максимальную сумму в 100 миллионов рублей. Общий объем претензий от туристов компании «Ланта-тур вояж», поданных на настоящий момент, составляет 101 миллион рублей.

В среду было объявлено о предоставлении компании кредита банком ВТБ на 7 миллионов долларов на пять лет. Деньги пойдут на погашение задолженностей компании перед отелями с тем, чтобы туристы могли вернуться домой.

02.02.12 РИА Новости ria.ru

«МРСК Центра и Приволжья» застраховала в «Согазе» имущество на 125,9 млрд руб. от терактов, диверсий и поломок, а в «Альфастраховании» — гражданскую ответственность владельца опасных объектов на 1,4 млрд руб.

Совет директоров «МРСК Центра и Приволжья» утвердил «Согаз» и «Альфастрахование» в качестве страховщиков, говорится на сайте энергокомпании. «Согаз» и «Альфастрахование» выиграли открытые конкурсы «МРСК Центра и Приволжья» в конце декабря прошлого года. «Согаз» получил право застраховать имущество энергокомпании на 125,9 млрд руб., предложив цену контракта в 332,3 млн руб. Страховым случаем считается повреждение, уничтожение или утрата застрахованного имущества в результате террористического акта, диверсии и поломки машин и оборудования. Срок договора — с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. включительно. Помимо «Согаза» в конкурсе участвовали «Альфастрахование» и «Росгосстрах». «Величина страховой выплаты по договору страхования имущества — самая крупная страховая сумма за последние три года: у нас за последние годы выросла общая стоимость имущества компании», — сообщили в пресс-службе «МРСК Центра и Приволжья».

«Альфастрахование» застраховало гражданскую ответственность «МРСК Центра и Приволжья» на владение опасными объектами на 1,4 млрд руб., страховая премия по договору составит 2,9 млн руб. Также в конкурсе участвовал «Энергогарант». В прошлом году энергокомпания сотрудничала с теми же страховщиками, рассказали в пресс-службе «МРСК Центра и Приволжья».

За 2011 г. «Альфастрахование» заключило договоры обязательного страхования ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) с более чем сотней компаний, объем страхового покрытия — около 100 млрд руб., рассказала директор департамента страхования финансовых рисков и ответственности «Альфастрахования» Зинаида Кузьмина. «Пока руководители крупных предприятий не слишком доверяют российской страховой системе: лишь 8-10% недвижимого имущества юридических лиц в России застраховано от огневых и иных рисков, — говорит менеджер российской страховой компании. — Отношение к страхованию ОПО у бизнеса еще более противоречивое из-за довольно существенных страховых сумм».

«Тем не менее страхование для промышленности — вещь неизбежная, — говорит региональный управляющий ФГ БКС Сергей Данилов, — этот вид страхования обязателен с 1 января 2012 г. До 1 апреля 2012 г. опасные предприятия не будут штрафоваться за отсутствие полисов ОПО, а после штрафы будут достигать 500 000 руб.».

02.02.12 Ведомости vedomosti.ru