Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

«Росгосстрах» адаптировал под себя законы по техосмотру и ОСАГО.

«Росгосстрах» посчитал нужным объясниться в связи с многочисленными упреками коллег, которые вызвала его схема оформления полисов ОСАГО и талонов технического осмотра. Вчера глава компании Данил Хачатуров рассказал, в чем суть модели, которую компания вынуждена применять, чтобы не потерять клиентов.

После вступления в силу 1 января закона о техосмотре и поправок в закон об обязательной автогражданской ответственности изменились правила оформления полиса ОСАГО. Теперь страховщик должен его продавать после предъявления талона техосмотра (ТО). На деле компании столкнулись с трудностями в реализации новой схемы и стали придумывать свои пути решения. «Росгосстрах», например, в тех случаях, когда у клиента закончился срок действия талона, предлагает ему выбрать один из пунктов ТО, аккредитованный при компании. И при этом снабжает клиента частично заполненным бланком талона. Самое интересное — полис ОСАГО выдается до прохождения техосмотра, правда, под расписку, где клиент обязуется пройти ТО в определенные сроки, на эту дату и оформляется «автогражданка». При этом в «Росгосстрахе» утверждают, что если клиент, не успев пройти техосмотр, стал виновником ДТП, страховщик все равно выплатит возмещение.

«Мы сделали новую, сложную модель. Других вариантов у нас не было», — говорит глава «Росгосстраха» Данил Хачатуров. По его мнению, только такой способ работы позволяет сохранить клиентов. В противном случае из независимых пунктов ТО, где сидят представители других страховых компаний, к своему страховщику возвращается не более 10% клиентов. Федеральная служба страхового надзора (ФСФР) уже сообщала о том, что потребует от Российского союза автостраховщиков (РСА) провести проверку деятельности «Росгосстраха» по выдаче полисов ОСАГО. Но по словам Хачатурова, компания сама обратилась в ФСФР с просьбой проверить законность своей модели. Проверку еще не провели, но коллеги не одобряют модель «Росгосстраха».

«При такой схеме просто невозможно проконтролировать факт прохождения инструментального контроля. Таким образом, у нас десятки, сотни, тысячи, а может, и миллионы граждан могут избегать этой обременительной процедуры», — говорит замглавы компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «РЕСО-Гарантия» выбрала более простой способ. «В декабре мы пытались всем, у кого кончались полисы, продлить их пораньше. Для тех, кто не успел этого сделать, стараемся организовать прохождение техосмотра, направляя их туда, где есть талоны», — рассказывает Иванов, уточняя, что полис ОСАГО оформляется только при наличии талона ТО.

Страховщики говорят, что рынок не успел подготовиться к изменениям законодательства по ТО, поскольку времени для этого было очень мало. Глава страховой компании «Россия» Юрий Колесников считает также, что закон нуждается в доработке. «Например, можно внести такие изменения в закон об ОСАГО, которые давали бы страховщикам возможность предъявить регрессные иски к виновнику ДТП в том случае, если у него не окажется талона техосмотра», — предлагает Игорь Иванов, оговорившись, что пострадавшему возмещение должно быть выплачено.

Впрочем, некоторые участники рынка и вовсе не видят необходимости проведения ТО. «Я не совсем понимаю, для чего в данной ситуации нужен техосмотр. В некоторых европейских государствах существует практика, при которой он предусмотрен только для очень ограниченного количество транспортных средств, например, такси, автобусов, грузовых автомобилей. А легковой транспорт техосмотр вообще не проходит», — рассказывает Колесников. При этом страховые компании, заключая договор ОСАГО, по своему усмотрению могут отслеживать техническое состояние того или иного транспортного средства. По мнению главы компании «Россия», именно в этом направлении нужно продумывать законодательство.

24.01.12 Московские новости mn.ru

Роспотребнадзор готов пойти в суд вместе с пострадавшими туристами.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) распространила информацию для российских туристов, переживших кораблекрушение круизного лайнера «Коста Конкордия» и желающих отстоять свои нарушенные права, в том числе в суде.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора производится в том случае, если допущено существенное нарушение условий такого договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся: неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению; наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно, сообщает Роспотребнадзор.

Кроме того, на основании статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» пострадавший вправе предъявить исполнителю требования о соответствующем уменьшении цены оказанной услуги либо безвозмездного повторного оказания услуги, либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии (в досудебном порядке) не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда. Иск о возмещении реального ущерба можно подать в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора, говорится в сообщении Роспотребнадзора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 миллиона рублей).

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей — граждан РФ, пострадавших в результате недостатка услуги, как например, в данном случае, невозможности осуществить ранее оплаченное путешествие из-за произошедшего события, подлежит возмещению туроператором в полном объеме независимо от вины туроператора. Исполнитель освобождается от ответственности за такой вред только в случае, если докажет, что он возник вследствие непреодолимой силы. Однако, говорится в сообщении ведомства, ее наличие в случае с лайнером «Коста Конкордия» не усматривается.

Учитывая непростой характер подтверждения факта причинения имущественного вреда в рассматриваемой ситуации, Роспотребнадзор рекомендует пострадавшим потребителям в соответствии со статьей 15 Закона «О защите прав потребителей» также требовать компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.

Пассажирам «Коста Конкордия» следует сохранять все документы, подтверждающие затраты, а также медицинские и прочие справки, которые могут служить доказательством в споре с ответчиком, советуют в Роспортебнадзоре.

Гражданским кодексом предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Страховщик обязан удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику обратились одновременно более одного туриста и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.

Владельцы круизной компании «Costa Cruises» распространили информацию о компенсациях туристам, которые планировали отправиться в круизы на лайнере Costa Concordia в январе-феврале 2012 года. Поскольку эти туры отменены, пассажирам, забронировавшим круизы с отправлением в период с 14 по 20 января, предлагается полный возврат стоимости несостоявшегося круиза плюс скидка на будущий круиз в размере 30% от стоимости несостоявшегося круиза. Другой вариант компенсации — альтернативный круиз в январе, феврале или марте на лайнерах Costa Luminosa, Costa Mediterranea, Costa Favolosa, Costa Serena или Costa Voyager.

В теме компенсаций пассажирам, пострадавшим в результате крушения «Коста Конкордии», пока больше вопросов, чем ответов, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. В случае с затонувшим судном интересы пострадавших регламентируются не только российским законодательством. Поэтому для начала, по словам эксперта, надо получить от компании «Коста Круизес» предложения, выраженные в конкретных цифрах. Напомним, компания сразу объявила, что возмещение ущерба берет на себя.

«Понятно, что все туристы могут претендовать на возвращение стоимости прерванного круиза за счет финансового обеспечения туроператора. Вполне возможно, что кто-то из пострадавших не захочет ждать компенсаций, обещанных итальянской стороной, если их выплата затянется, и обратится в турфирму. Но получить деньги за турпакет и от туроператора, и от круизной компании не удастся», — говорит Ирина Тюрина.

По данным туроператоров, багаж большинства россиян не был застрахован. Сейчас туристы передают через турфирмы претензии на возмещение стоимости утраченных вещей, оценивая их в суммы от 5 до 30 тысяч евро. Некоторые перечисляют в заявлении только предметы одежды, но есть и такие, кто указывает драгоценности и фотоаппаратуру.

В РСТ полагают, что при определении размера компенсации «Коста Круизес», скорее всего, будет руководствоваться Брюссельской конвенцией, которая устанавливает следующие пределы ответственности: около 420 тысяч евро за физический ущерб и около 17 тысяч евро за материальный ущерб. «Разумеется, эти цифры обозначают верхние границы компенсаций. Юристы круизной компании наверняка постараются их максимально понизить. Поэтому россиянам лучше всего отстаивать свои интересы консолидировано», — продолжает Ирина Тюрина, отмечая также, что компенсации морального вреда во внесудебном порядке вряд ли возможна, хотя не исключено, что итальянская сторона предложит какой-то усредненный вариант.

Тем временем Роспотребнадзор заявляет, что всех российских граждан, пострадавших в результате коораблекрушения, ведомство готово проконсультировать и оказать поддержку в судебном процессе, в случае если потребители изберут судебный порядок защиты своих прав.

Телефон «горячей линии» Роспотребнадзора 8-800-100-00-04.

24.01.12 Российская газета rg.ru