Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Владельцам машин начали отказывать в продаже полисов ОСАГО.

Как и предполагал «Ъ», на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) с 1 января остановились продажи обязательных страховок отдельной категории автомобилистов. Страховщики перестали продавать полисы ОСАГО тем, у кого до конца действия талона техосмотра (ТО) осталось меньше полугода. В коллапсе ОСАГО, вызванном реформой ТО, рынок винит волокиту чиновников, а техоператоры уже заявили, что страховщики дискредитировали реформу ТО.

Один из самых громких прошлогодних проектов — изменения в системе ТО, которые вводятся с начала 2012 года,— уже успел дать сбой. Напомним, ТО привязали к ОСАГО — без первого не купить второго (см. «Ъ» от 22 декабря 2011 года). Проблемы с запуском реформы начались в первых числах января.

Еще в июне прошлого года премьер Владимир Путин подписал постановление, автоматически продлевающее до 2012 года талоны техосмотра, действие которых закончилось в 2011 году. Мораторий нужен был для того, чтобы выровнять сроки действия талонов и полисов ОСАГО для удобства граждан — по задумке чиновников, они должны заканчиваться примерно в одно время. Однако Госдума уточнила действие моратория: согласно принятому закону о ТО, действие талонов, выданных в 2011 году, заканчивается в 2012 году вместе с полисом ОСАГО. Согласно новым правилам, страховая компания не может выдать полис владельцу автомобиля с талоном, срок действия которого закончился за шесть месяцев до окончания полиса (или позже), несмотря на мораторий.

Такие автовладельцы и оказались заложниками реформы: у многих страховка кончается в январе 2012 года, однако получить новый полис они не могут, потому что действие талона прекратилось, а новый получить негде.

Большая часть операторов техосмотра начинают работать 10 или 11 января. Сохранилась возможность обратиться в пункты техосмотра ГИБДД (они продолжат действовать до 2014 года и в некоторых регионах работают с первых чисел января), но их всего 95 по всей России. Кроме того, у таких операторов ТО обойдется дороже на 300 руб.— таков размер госпошлины, которая по-прежнему взимается в пунктах ГТО МВД.

С проблемами реформы ТО в новогодние праздники столкнулся и один из сотрудников ИД «Коммерсантъ», чей полис ОСАГО закончил свое действие в конце 2011 года, а талон ТО действителен по июнь 2012 года. Обратившись к «своему» страховщику ОСАГО — РОСНО — за продлением страховки, автовладелец получил отказ. «У нас есть распоряжение не продавать ОСАГО тем, у кого до окончания срока действия талона ТО менее полугода»,— сообщила покупателю сотрудница РОСНО. Такой же ответ сотрудник «Ъ» услышал и в офисе страхового дома ВСК, в который отправился сразу после РОСНО. Полис удалось купить в компании «РЕСО-Гарантия» — его продали, сославшись на «совещание в компании 30 декабря прошлого года, на котором было решено в новогодние праздники осуществлять продажи ОСАГО, как и до Нового года»: ТО в компании начнут спрашивать с первого рабочего дня. Любопытно, что при звонке из редакции в офис компании «РЕСО-Гарантия» с просьбой продать полис при действующем талоне ТО сроком до июня в дирекции продаж страховщика ответили отказом. «Вам остается только пройти ТО,— заявил ‘Ъ» сотрудник дирекции продаж «Нагорная» Юрий,— продать полис мы вам не можем, иначе агента могут уволить, и это чревато санкциями».

Как заявила «Ъ» директор по связям с общественностью страхового дома ВСК Светлана Шаипова, «реформа ТО требует ведения разъяснительной работы с клиентами». «Наш представитель возглавляет комитет Российского союза автостраховщиков (РСА) по организации системы ТО транспортных средств, мы выступаем за то, чтобы действовать в рамках закона»,— объяснила она отказ в продаже страховок тем, у кого действие талонов ТО истекает до 1 июля. Госпожа Шаипова не считает, что отказов много — «все-таки в новогодние праздники люди больше заняты другими хлопотами».

Ранее основной угрозой для реформы ТО было отсутствие нормативных актов, необходимых для реализации закона о ТО с 1 января 2012 года. Для выхода из положения понадобилось принятие рекордного количества документов — 29 (их готовили шесть ведомств). Большая часть из них выпущена в спешке в последние недели декабря 2011 года. В частности, в последние дни месяца были выпущены требования к техникам-экспертам, которые проводят техосмотр, а также приказ МВД о запуске информационной базы с данными об автомобилях, прошедших ТО.

Впрочем, в РСА проблемы в этом не видят: как пояснили «Ъ» в организации, основная масса полисов ОСАГО оформляется традиционно в конце года, и в январе пика не ожидается. Некоторые страховые компании заранее предусмотрели эту ситуацию, обзвонив в декабре клиентов, чьи полисы заканчиваются в начале января, и предложили продлить страховку еще по старым правилам — без талона ТО. «Часть операторов не смогут выдать талоны и после 10 января,— считает гендиректор объединения «Техэксперт» (включает около 500 организаций, проводящих техосмотр) Сергей Зайцев.— По нашей информации, за неделю до конца года компании в Мурманской, Костромской, Новгородской областях подали заявки на аккредитацию в РСА, однако до сих пор не попали в реестр. Другие операторы, получившие аккредитацию, до сих пор не получили талонов».

Сами техоператоры уже винят страховщиков в дискредитации реформы ТО. «РСА аккредитовал несколько десятков операторов, принадлежащих ЗАО «Техосмотр»,— рассказал «Ъ» Сергей Зайцев.— По нашей информации, все они принадлежат «Росгосстраху» и, по сути, являются псевдооператорами, представляя собой канцелярские помещения филиалов компании, где раньше выдавались страховки. Там нет ни оборудования, ни экспертов для проверки технического состояния — талоны будут выдаваться без должных проверок. По нашей информации, для таких «операторов» уже закуплено около 40 тыс. талонов». «Это еще хуже, чем коррупция в системе ТО, которая была при ГИБДД,— заявил «Ъ» господин Зайцев.— Это дискредитация всей реформы техосмотра. В связи с этим мы планируем обратиться с заявлением в прокуратуру».

«Думаю, что договор о сотрудничестве с этой компанией (ЗАО «Техосмотр».— «Ъ») у нас действительно есть. Мы сотрудничаем с большим количеством операторов. Заявление господина Зайцева я рассматриваю как элемент конкуренции: ведь сейчас «Росгосстрах» платит не более 10% комиссии операторам за продажу полисов в месте проведения техосмотра. А операторы хотят комиссию 30-40%, поэтому и нервничают. В этой точке и происходит конфликт между страховыми компаниями и операторами. Он может решиться только за счет роста тарифов на ТО»,— заявил вчера «Ъ» первый заместитель гендиректора ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров.

В свою очередь, в РСА «Ъ» заверили: «Все операторы, перед тем как попасть в реестр, прошли документарную проверку, при этом использовался принцип презумпции добросовестности заявителя. Если на оператора будут жаловаться граждане, то после двух подтвердившихся во время проверок жалоб РСА по закону вправе отозвать аккредитацию».

10.01.12 Коммерсант kommersant.ru

Недавняя трагедия в ресторане Il Pittore в Москве вновь поставила вопрос о необходимости обязать владельцев бизнеса страховать гражданскую ответственность за жизнь и здоровье людей. Страховщики готовят предложения с целью снять нагрузку с бюджета, из которого граждане получают компенсации.

Комитет по страхованию ответственности Всероссийского союза страховщиков (ВСС) рассматривает возможность выйти с инициативами в правительство по введению вмененного страхования гражданской ответственности рестораторов и отельеров за вред, причиненный жизни и здоровью людей. Об этом вчера шла речь на заседании соответствующей рабочей группы комитета, куда входят девять крупнейших страховщиков, рассказал РБК daily гендиректор страховой компании «ИСК Евро-Полис» Олег Тишкин. По его словам, страховщики обсуждали разные варианты введения гражданской ответственности рестораторов и отельеров: от разработки единых минимальных стандартов добровольного страхования гражданской ответственности до введения закона об обязательном страховании.

Страховые компании, безусловно, предлагают бизнесу страховать гражданскую ответственность за вред третьим лицам. Однако при наступлении страховых случаев зачастую платить пострадавшим приходится из разного уровня бюджетов, поскольку страховки у владельцев бизнеса не оказывается. Сейчас власти Москвы выплатят семьям трех погибших при взрыве в ресторане Il Pittore по 1 млн руб., а пострадавшим по 500 тыс. руб. Вместе с тем задекларированная цена жизни в России сейчас составляет 2 млн руб. — такая сумма, например, прописана в новых законах о страховании опасных объектов и ответственности перевозчиков. В 2010 году, когда сгорел пермский клуб «Хромая лошадь», принадлежавший Минобороны, государству пришлось компенсировать более 500 млн руб.

В конце прошлого года МЭР выпустило проект постановления правительства, согласно которому арендаторам федерального недвижимого имущества вменяется обязанность страховать имущество и ответственность. Однако новый проект страховщиков еще более актуальный, вопрос только в нагрузке на бизнес.

«Мы не против введения любого вида ответственности рестораторов и отельеров, но хотели бы, чтобы все инициативы были согласованы с отраслью», — заявил представитель Федерации рестораторов и отельеров Игорь Карапетян. По его мнению, например, покупка полисов ОСАГО является сейчас ненужной нагрузкой, которую несут граждане, вынужденные его приобретать. Однако при наступлении страхового случая компенсация смехотворная.

В необходимости вводить вмененное страхование гражданской ответственности владельцев ресторанного бизнеса и отелей уверен президент ВСС Андрей Кигим. По его словам, союз предложит Минфину включить эту инициативу в новую стратегию развития страхового рынка, разработкой которой к 2013 году занимается министерство.

13.01.12 РБК daily rbcdaily.ru