С нового года у российских автомобилистов начинается новая жизнь. С 1 января изменяется порядок проведения техосмотра. Теперь сотрудники ГИБДД не будут проверять у водителей наличие талона ТО, а машинам моложе трех лет вообще не нужно будет проходить техосмотр. На этом хорошие новости для автовладельцев, похоже, заканчиваются.
Согласно новым правилам, функции обязательно технического осмотра автомобилей переходят из ведения МВД к коммерческим техцентрам, аккредитацией которых будет заниматься Российский союз автостраховщиков (РСА).
Главное новшество касается полиса ОСАГО: его можно будет купить только при наличии талона техосмотра, срок действия которого истекает не менее чем через шесть месяцев с того момента, как человек обратился в страховую компанию.
Кроме того, в январе начинает работать единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО), в которую будут заноситься данные об автомобилях, прошедших техосмотр. Доступ к ней будут иметь страховщики и сотрудники ГИБДД.
Новый порядок техосмотра призван искоренить коррупцию в этой сфере, увеличить количество техцентров, которые могут его проводить, и уменьшить очереди на ТО. Участники рынка и независимые автоэксперты называют новый закон бессмысленным и в один голос говорят, что коррупцию он не искоренит, а очереди на ТО только увеличатся. В итоге пострадают и автомобилисты, и страховщики.
Сказка про Золушку
Согласно новому закону, техосмотр можно проходить не только по месту регистрации автомобиля, а в любом аккредитованном пункте ТО. Количество этих пунктов должно увеличиться. В середине декабря Минэкономразвития заявило, что уже с нового года пунктов ТО станет вдвое больше.
Эксперты уверены, что этого не произойдет, поскольку ведомства не успели своевременно подготовиться к введению нового закона и некоторые необходимые нормативные акты принимались впопыхах за считанные дни до нового года.
«Замена прежней системы прохождения техосмотра на новую, в которой должно быть значительно больше операторов, происходит не поэтапно, что было бы разумно, а единовременно, – пояснил РИА Новости член комитета по связям с общественностью РСА Игорь Иванов. – То есть, как в сказке про Золушку: в 12 часов ночи карета превращается в тыкву. Только здесь предполагали, что все произойдет наоборот: тыква превратится в карету. Но по мановению волшебной палочки невозможно сделать то, что требует колоссальной логистической работы».
По словам Иванова, к концу декабря в РСА поступило огромное количество заявлений от предпринимателей, которые хотели бы стать операторами техосмотра. Однако аккредитовать их раньше, чем вступал в силу закон, РСА не мог.
«Закон вступает в силу именно с первого января, в ночь, когда бьют куранты. Должно пройти хотя бы несколько дней, пока их [техцентры] аккредитуют. Если бы закон предусматривал возможность получить аккредитацию заранее, они бы уже все сидели с подготовленными документами», – отмечает Игорь Иванов.
«Рынок еще не заполнен новыми операторами. Если будет то же количество, которое есть на сегодняшний день, то будет ажиотаж и очереди», – предупреждает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Нет талона – нет полиса
Нет аккредитации – нет и талонов ТО нового образца, которые, согласно новым правилам, РСА должен выдавать операторам техосмотра, исходя из их пропускной способности. «Если бы закон обязал обеспечить операторов талонами нового образца заранее, за месяц, наверное, тогда чиновники бы выполнили это задание», – говорит Иванов.
Поняв проблему, законодатели в декабре приняли решение выдавать операторам технического осмотра бланки талонов старого образца, имеющиеся в наличии у МВД. Однако еще 28 декабря этих бланков у операторов не было.
Больше всех в этой ситуации пострадают те автовладельцы, у которых полис ОСАГО заканчивается в январе. Если они не смогут пройти технический осмотр, то не смогут продлить и полисы ОСАГО, а, это значит, что им придется пересесть на метро, поскольку ездить за рулем без полиса ОСАГО закон запрещает.
Туго придется и желающим купить подержанное авто. Если срок техосмотра, который проводил прежний владелец, истек, то новому хозяину придется сначала ехать в техцентр, а уже потом – в страховую компанию. «Если у старого хозяина нет техосмотра? Вы не можете ездить без полиса ОСАГО, вы должны в течение суток получить полис ОСАГО. Значит, в течение суток вы должны пройти техосмотр», – говорит Сергей Канаев.
Недовольство страховщиков как повод для взятки
Отдать техосмотр под контроль страховых компаний – идея неплохая, считает Игорь Иванов, однако отмечает, что реализована она была не очень удачно. В частности, не устраивает страховщиков то, что они не смогут продать полис ОСАГО водителю, у которого талон техосмотра истекает менее, чем через полгода с момента обращения в страховую.
«Для страховщиков это – нервотрепка, мы будем сталкиваться с тем, что к нам будут приходить разъяренные люди и говорить: «Продайте полис ОСАГО», а мы формально не имеем на это права», – поясняет он.
В итоге все закончится тем, что автовладельцы начнут предлагать страховщикам взятки, от которых далеко не все смогут отказаться, прогнозирует лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
«Ну, представьте, я прихожу в страховую компанию, говорю: «я хотел бы у вас автомобиль застраховать», они говорят: «нам нужен технический осмотр», а я говорю: «у меня нет». А где человеку взять технический осмотр? Это надо ехать куда-то. Он говорит: «не хочу никуда ехать, вот вам деньги, сделайте мне полис», и это будет это делаться», – уверен Канаев.
То есть, по сути, получается, что коррупционная составляющая просто плавно перетекает из ГИБДД в страховые компании, сводя на нет все усилия законодателей.
По техническому недосмотру
Согласно новому закону, операторы техосмотра должны нести ответственность за техническое состояние автомобиля. То есть если автомобиль попал в аварию из-за технической неисправности, страховая компания вправе потребовать от техцентра возместить стоимость ремонта.
Эксперты сомневаются, что эта норма будет работать, поскольку доказать, что ДТП произошло именно из-за неисправности автомобиля, практически невозможно. «Не существует института оценки. До сих пор у нас нет единой утвержденной методики, по которой можно было бы сделать веские выводы о том, что авария произошла по такой-то причине. Каждый эксперт применяет свою методику», — поясняет Вячеслав Лысаков.
Между тем, по оценке Сергея Канаева, из-за технической неисправности происходит лишь 0,3% аварий. «О каких ДТП мы говорим? Если автомобиль технически неисправен, это не значит, что он не прошел техосмотр. Вот нормальный автомобиль, японский или европейский, у него лопается резина, причем тут технический осмотр? А авария страшная получается», – отмечает лидер ФАР.
Эксперты сходятся на том, что обязать водителей следить за техническим состоянием своих авто нужно, но механизм, прописанный в новом законе, неэффективен.
30.12.11 РИА Новости ria.ru
Последние комментарии