Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

С нового года у российских автомобилистов начинается новая жизнь. С 1 января изменяется порядок проведения техосмотра. Теперь сотрудники ГИБДД не будут проверять у водителей наличие талона ТО, а машинам моложе трех лет вообще не нужно будет проходить техосмотр. На этом хорошие новости для автовладельцев, похоже, заканчиваются.

Согласно новым правилам, функции обязательно технического осмотра автомобилей переходят из ведения МВД к коммерческим техцентрам, аккредитацией которых будет заниматься Российский союз автостраховщиков (РСА).

Главное новшество касается полиса ОСАГО: его можно будет купить только при наличии талона техосмотра, срок действия которого истекает не менее чем через шесть месяцев с того момента, как человек обратился в страховую компанию.

Кроме того, в январе начинает работать единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО), в которую будут заноситься данные об автомобилях, прошедших техосмотр. Доступ к ней будут иметь страховщики и сотрудники ГИБДД.

Новый порядок техосмотра призван искоренить коррупцию в этой сфере, увеличить количество техцентров, которые могут его проводить, и уменьшить очереди на ТО. Участники рынка и независимые автоэксперты называют новый закон бессмысленным и в один голос говорят, что коррупцию он не искоренит, а очереди на ТО только увеличатся. В итоге пострадают и автомобилисты, и страховщики.

Сказка про Золушку

Согласно новому закону, техосмотр можно проходить не только по месту регистрации автомобиля, а в любом аккредитованном пункте ТО. Количество этих пунктов должно увеличиться. В середине декабря Минэкономразвития заявило, что уже с нового года пунктов ТО станет вдвое больше.

Эксперты уверены, что этого не произойдет, поскольку ведомства не успели своевременно подготовиться к введению нового закона и некоторые необходимые нормативные акты принимались впопыхах за считанные дни до нового года.

«Замена прежней системы прохождения техосмотра на новую, в которой должно быть значительно больше операторов, происходит не поэтапно, что было бы разумно, а единовременно, – пояснил РИА Новости член комитета по связям с общественностью РСА Игорь Иванов. – То есть, как в сказке про Золушку: в 12 часов ночи карета превращается в тыкву. Только здесь предполагали, что все произойдет наоборот: тыква превратится в карету. Но по мановению волшебной палочки невозможно сделать то, что требует колоссальной логистической работы».

По словам Иванова, к концу декабря в РСА поступило огромное количество заявлений от предпринимателей, которые хотели бы стать операторами техосмотра. Однако аккредитовать их раньше, чем вступал в силу закон, РСА не мог.

«Закон вступает в силу именно с первого января, в ночь, когда бьют куранты. Должно пройти хотя бы несколько дней, пока их [техцентры] аккредитуют. Если бы закон предусматривал возможность получить аккредитацию заранее, они бы уже все сидели с подготовленными документами», – отмечает Игорь Иванов.

«Рынок еще не заполнен новыми операторами. Если будет то же количество, которое есть на сегодняшний день, то будет ажиотаж и очереди», – предупреждает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Нет талона – нет полиса

Нет аккредитации – нет и талонов ТО нового образца, которые, согласно новым правилам, РСА должен выдавать операторам техосмотра, исходя из их пропускной способности. «Если бы закон обязал обеспечить операторов талонами нового образца заранее, за месяц, наверное, тогда чиновники бы выполнили это задание», – говорит Иванов.

Поняв проблему, законодатели в декабре приняли решение выдавать операторам технического осмотра бланки талонов старого образца, имеющиеся в наличии у МВД. Однако еще 28 декабря этих бланков у операторов не было.

Больше всех в этой ситуации пострадают те автовладельцы, у которых полис ОСАГО заканчивается в январе. Если они не смогут пройти технический осмотр, то не смогут продлить и полисы ОСАГО, а, это значит, что им придется пересесть на метро, поскольку ездить за рулем без полиса ОСАГО закон запрещает.

Туго придется и желающим купить подержанное авто. Если срок техосмотра, который проводил прежний владелец, истек, то новому хозяину придется сначала ехать в техцентр, а уже потом – в страховую компанию. «Если у старого хозяина нет техосмотра? Вы не можете ездить без полиса ОСАГО, вы должны в течение суток получить полис ОСАГО. Значит, в течение суток вы должны пройти техосмотр», – говорит Сергей Канаев.

Недовольство страховщиков как повод для взятки

Отдать техосмотр под контроль страховых компаний – идея неплохая, считает Игорь Иванов, однако отмечает, что реализована она была не очень удачно. В частности, не устраивает страховщиков то, что они не смогут продать полис ОСАГО водителю, у которого талон техосмотра истекает менее, чем через полгода с момента обращения в страховую.

«Для страховщиков это – нервотрепка, мы будем сталкиваться с тем, что к нам будут приходить разъяренные люди и говорить: «Продайте полис ОСАГО», а мы формально не имеем на это права», – поясняет он.

В итоге все закончится тем, что автовладельцы начнут предлагать страховщикам взятки, от которых далеко не все смогут отказаться, прогнозирует лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

«Ну, представьте, я прихожу в страховую компанию, говорю: «я хотел бы у вас автомобиль застраховать», они говорят: «нам нужен технический осмотр», а я говорю: «у меня нет». А где человеку взять технический осмотр? Это надо ехать куда-то. Он говорит: «не хочу никуда ехать, вот вам деньги, сделайте мне полис», и это будет это делаться», – уверен Канаев.

То есть, по сути, получается, что коррупционная составляющая просто плавно перетекает из ГИБДД в страховые компании, сводя на нет все усилия законодателей.

По техническому недосмотру

Согласно новому закону, операторы техосмотра должны нести ответственность за техническое состояние автомобиля. То есть если автомобиль попал в аварию из-за технической неисправности, страховая компания вправе потребовать от техцентра возместить стоимость ремонта.

Эксперты сомневаются, что эта норма будет работать, поскольку доказать, что ДТП произошло именно из-за неисправности автомобиля, практически невозможно. «Не существует института оценки. До сих пор у нас нет единой утвержденной методики, по которой можно было бы сделать веские выводы о том, что авария произошла по такой-то причине. Каждый эксперт применяет свою методику», — поясняет Вячеслав Лысаков.

Между тем, по оценке Сергея Канаева, из-за технической неисправности происходит лишь 0,3% аварий. «О каких ДТП мы говорим? Если автомобиль технически неисправен, это не значит, что он не прошел техосмотр. Вот нормальный автомобиль, японский или европейский, у него лопается резина, причем тут технический осмотр? А авария страшная получается», – отмечает лидер ФАР.

Эксперты сходятся на том, что обязать водителей следить за техническим состоянием своих авто нужно, но механизм, прописанный в новом законе, неэффективен.

30.12.11 РИА Новости ria.ru

Отечественный рынок космического страхования — вчера, сегодня и в ближайшей перспективе.

Неудачные космические запуски в России и других странах в нынешнем году еще раз напомнили о том, что рисков в космической деятельности не избежать. Так, NASA в марте этого года утратило метеоспутник Glory стоимостью 424 млн долларов. Тогда ракета-носитель рухнула в южной части Тихого океана. В ноябре станция «Фобос-Грунт» должна была направиться к спутнику Марса, чтобы провести комплекс исследований и впервые доставить на Землю образцы грунта, но осталась на опорной орбите из-за нештатной ситуации. Она осложнялась тем, что «Фобос-Грунт» находился вне зоны видимости станций слежения, которые к тому же было необходимо перенастраивать. А буквально на днях ракета-носитель «Союз 2.1-б» не смогла вывести на орбиту спутник «Меридиан». По предварительным данным, причиной стала нештатная работа двигателя третьей ступени.

В этих ситуациях нет ничего уникального — достижения в космической отрасли всегда чередовались с неудачами. Особенно много их было в начале космической эры. Неудачи забываются, достижения помнят многие поколения. Из более чем трех десятков миссий, отправленных на Марс, лишь менее половины увенчались успехом. Россию в этом смысле словно преследовало невезение. Например, экспедиция станции «Марс-3» завершилась в декабре 1971 года первой мягкой посадкой на поверхности Красной планеты и потерей сигнала вскоре после этого. С другой стороны, российские миссии для изучения Венеры, такие как стартовавшие также 30 лет назад «Венера-13» и «Венера-14», были успешными, чего не удавалось другим странам.

Ни для кого не секрет, что серия неудач российской космической отрасли последнего времени вызвана тем, что ее высокая капиталоемкость в некоторой степени тормозит внедрение новых технологий и приток молодых кадров, а это повышает риски при реализации амбициозных космических проектов. Каждый из них является сложнейшей задачей, требует вложения немалых средств и огромных усилий всех вовлеченных специалистов. Но такие проекты необходимы, поскольку позволяют отработать новые технологии, а дабы свести к минимуму возможные финансовые потери в космической отрасли вот уже несколько десятилетий действует система страхования.

«Фобос-Грунт» в этом смысле не стал исключением. По официальной информации, станция застрахована на полную стоимость в 1,2 млрд рублей. По словам главы Роскосмоса В. Поповкина, все понимали риск, связанный с этим проектом, но на него нужно было либо идти, либо признавать отставание. К тому же в создании принципиально нового космического аппарата участвовали молодые специалисты, что позволило передавать знания работающего сейчас в отрасли поколения. «Все дальнейшие шаги будут определяться регламентом. Такие шаги должны предприниматься всегда, когда речь идет о нештатной ситуации. Здесь нет ничего необычного и из ряда вот выходящего», — заявил на днях глава межведомственной комиссии, расследующей причины ситуации с «Фобос-Грунт», председатель научно-технического совета госкорпорации «Ростехнологии» Юрий Коптев.

Похоже, что страхование космических проектов может стать важным вектором политики в отрасли. Яркое подтверждение тому — недавнее предложение Роскосмоса об обязательном страховании всех запусков космических аппаратов, которые осуществляются в рамках Федеральной космической программы. По словам заместителя руководителя ведомства Виталия Давыдова, вопрос был рассмотрен на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. Роскосмос предложил выделить для этого 1,97 млрд рублей.

Вопрос о страховании космических проектов оказывается отнюдь не праздным. Экономические потери от нештатных ситуаций, которые за последнее время случались в отрасли, удалось минимизировать исключительно благодаря тому, что полеты космической техники были застрахованы. В частности, в августе этого года не удалось вывести на расчетную орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4», запуск которого осуществлялся в интересах ФГУП «Космическая связь». В этой связи страховщику было направлено заявление о возмещении убытков в размере более 7,5 млрд рублей.

Рынок страхования космической деятельности во всем мире начал формироваться более 40 лет назад — первый полис страхования предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами был выписан еще в 1965 году для первого коммерческого вещательного спутника Intelsat-1. По оценкам, которые приводит одна из крупнейших международных страховых компаний Swiss Re, в 2010 году на орбите находилось около 160 застрахованных спутников общей стоимостью свыше 23 млрд долларов.

Страховать космические риски с помощью финансовых инструментов в нашей стране начали только в середине 1990-х годов, но рынок успел сформироваться довольно быстро. По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), в период с 1990 по 2010 годы отечественные страховые компании обеспечили страховой защитой более 200 федеральных и международных космических проектов. По подсчетам самих участников рынка, за минувшие 15 лет страховщики выплатили по космическим проектам страховых возмещений на общую сумму свыше 150 млн долларов.

Членами РААКС сегодня являются более 33 страховых компаний. Стоит отметить, что рынок космического страхования — это достаточно узкий сегмент, в котором работают или очень крупные игроки, или компании, которые изначально специализируются на страховании космической техники и деятельности. Притом что все они соответствуют обязательным требованиям к надежности, не менее важным является знание ракетно-космической техники.

Среди таких компаний эксперты называют «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Русский страховой центр» и «Страховой центр «Спутник». Последний как раз является примером специализированного страховщика, каждый специалист которого занимается страхованием и перестрахованием рисков космической деятельности не менее 10 лет. «Российский рынок профессионализируется — это становится все более заметным в ежедневной работе, в оформлении документов, в оперативности принятия решений. Постепенно утверждается и понимание того, что наиболее эффективной представляется стратегия поиска и сохранения долгосрочного партнерства», — отмечает руководитель программ перестрахования космических рисков СОАО «Русский страховой центр» Мария Ченцова.

Если по уровню компетентности российский рынок не уступает международному, то с точки зрения финансового потенциала разрыв, конечно, велик, хотя и постепенно сокращается. «В качестве положительной тенденции отмечается увеличение емкости отечественного страхового рынка, — подтверждает представитель компании «Ингосстрах» Андрей Башлай. — Так, по страхованию рынка запуска космического аппарата «Экспресс-АМ4» российский рынок подписал более $21 млн, самые большие доли были у «Ингосстраха», «СОГАЗа», «Евразии», «Альфастрахования», «ВТБ-Страхования» и «Сургутнефтегаза».

Стоит отметить, что, пожалуй, первый крупный убыток российских страховщиков был урегулирован еще в 2000 году в связи с полной гибелью космического аппарата «Купон». Тогда «Ингосстрах» выплатил «Космической связи» сумму ущерба в размере 24,4 млн долларов. Надо сказать, что с тех пор отрасль получала и более крупные возмещения. В том же 2000 году «СОГАЗ» компенсировал 50,5 млн долларов ущерба по договору страхования космических аппаратов спутниковой связи и вещания «Ямал», в 2002 году «Русский страховой центр» выплатил 37,4 млн рублей НПО «Энергомаш», а в 2007 году — 20 млн рублей за нанесение ущерба третьим лицам в результате аварийного запуска «Протона-М».

Однако объективные обстоятельства влекут за собой некоторые сложности при работе за рубежом — в частности в сфере перестрахования. Это фактически обязательный элемент при страховании с высоким уровнем возможных выплат, который позволяет разделить риски между несколькими страховщиками и служит дополнительной гарантией надежности. «Российские страховые компании, работающие в ракетно-космической отрасли, испытывают трудности с деятельностью на международном рынке, так как их рейтинги не могут быть выше, чем рейтинг страны, — отмечает Андрей Башлай. — В свою очередь рейтинг России недостаточен для активной работы на международных рынках космического страхования».

Можно ожидать, что в перспективе отечественный рынок космического страхования будет только развиваться. Еще в начале этого года прозвучало предложение страховать космические аппараты по реальным рыночным ценам в надежных проверенных компаниях. Поводом послужил неуспешный запуск «ГЛОНАСС-М», получивший большую огласку. Ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками на борту стартовала с Байконура 5 декабря 2010 года, но из-за отклонения траектории от расчетной спутники в итоге упали в Тихий океан. Страхование блока космических аппаратов на этапе их вывода на орбиту осуществлял «Страховой центр «Спутник». Страховая сумма по договору составляла 3,5 млн долларов.

После падения спутников много говорилось об убытках из-за небольшой суммы страхового возмещения и о том, что страховая компания не сможет выполнить свои обязательства по договору. Как известно, страховая сумма определяется не страховой компанией, тем более что механизмы рынка позволяют обеспечить финансовую защиту практически в любом объеме. Что касается невозможности выполнения обязательств, то возмещение в связи с утратой «ГЛОНАССов» было полностью выплачено в начале мая 2011 года в минимальные сроки после предоставления страхователем всех необходимых в таких случаях подтверждающих документов.

Страховая сумма в связи с утратой «ГЛОНАССов» была небольшой, но, с другой стороны, она далеко не всегда может полностью соответствовать стоимости аппарата. Все зависит от выбранной стратегии. Так, международный оператор спутникового телевидения Dish Network вообще отказался от страхования и вместо этого инвестировал средства в создание резерва аппаратов на орбите.

Главный вопрос заключается не столько в том, кто и на какую сумму застраховал тот или иной космический аппарат. В первую очередь важно определить, что и от чего страховать.

По информации РААКС, базовые условия страхования покрывают этапы изготовления, монтажа, испытаний космических средств на предприятии-изготовителе, транспортировки космических средств, их хранения и предстартовой подготовки на космодроме до момента включения двигателей при запуске ракеты космического назначения. Кроме того, существует также страхование запуска, покрывающее риск утраты аппарата на этапе вплоть до его выведения в заданную точку космического пространства, и страхование эксплуатации на орбите. Орбитальные риски страхуются добровольно, хотя в мировой практике самым распространенным страховым решением являются именно запуск и последующая эксплуатация. Согласно материалам Женевской ассоциации 49% сбоев в работе космической техники с 2000 года произошло в течение первых двух месяцев после выведения космических аппаратов на орбиту, и еще 11% в течение первого года.

Очевидно, что возможность покрыть все 100% затрат на тот или иной космический проект существует только в том случае, если он был соответствующим образом застрахован, и тогда это дает новые возможности.

Уже было объявлено, что в феврале 2012 года будет принято решение о создании дублера станции «Фобос-Грунт» или об участии России в проекте «ЭкзоМарс» совместно с Евросоюзом, в рамках которого на 2016 год намечена отправка новой межпланетной станции и марсохода. И тогда средства, защищенные благодаря страхованию, придутся как нельзя кстати.

29.12.11 Российская газета rg.ru