Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Какая польза от накопительного страхования?

Страхование жизни может стать более выгодным за счет инвестирования части вложенных средств в фондовый рынок. Правда, на российском рынке такие продукты не получили большого распространения.

Часть внесенных по программе накопительного страхования жизни (НСЖ) средств во время действия договора идет непосредственно на страховую защиту, а часть инвестируется страховщиком в инструменты, приносящие стабильный доход. Таким образом, по окончании договора страхования страхователь получает не только накопленную сумму взносов, но и начисленный на нее инвестиционный доход. В зависимости от программы и срока страхования гарантированная доходность составляет от 2,5 до 5%. Дополнительная доходность напрямую зависит от эффективности инвестиционной деятельности компании по итогам каждого календарного года. «В нашей компании инвестиционная доходность с учетом гарантированной доходности в 2010 году составила 5% по валютным и 8% по рублевым договорам. Потребительские цены же, по данным Росстата, выросли на 8,8%. То есть инфляция немного обогнала доходность по программам НСЖ. В то же время максимальная ставка по депозитам в 2010 году также не превышала рост потребительских цен и составляла 8,4%», — говорит генеральный директор «СК Райффайзен Лайф» Максим Чумаченко.

В целом накопительное страхование жизни является финансовым инструментом, который нельзя сравнивать с чисто инвестиционными или сберегательными финансовыми продуктами. У накопительного страхования жизни совершенно другая задача. Прежде всего это долговременная защита здоровья и уровня жизни человека, а уже затем — сбережение средств для конкретной и определенной цели: образование ребенка, дополнительная пенсия и многое другое. И только на третьем месте, в качестве дополнительного бонуса — инвестиционный доход. Впрочем, ряд компаний, запустили страховые продукты, в которых инвестиционная составляющая является максимальной. Данный продукт является аналогом популярного в настоящее время в Европе, США и Японии «variable annuity» («переменного аннуитета», или «unit linked» с гарантией сохранения вложенных средств). Его основной целью является получение высокого инвестиционного дохода с максимальной гарантией сохранности вложенных средств.

Особенностью «unit linked» является возможность клиента участвовать в инвестиционном доходе, в том числе самостоятельно выбирая тот или иной вариант инвестиционной стратегии. Однако при этом они принимают на себя и часть инвестиционных рисков. Поэтому мировой финансовый кризис 2008 года внес значительные изменения в тренд развития «unit linked» за рубежом. «Популярные в США и Японии продукты „unit linked“ с гарантией сохранения вложенных средств начали широко распространяться в Европе после 2008 года. В настоящее время в Европе почти 70% клиентов „unit linked“ с риском перешло на „variable annuity“, то есть на аналог нашего продукта», — рассказывает управляющий директор СК «Ренессанс Жизнь» Олег Киселев. Клиентам предлагают на выбор три стратегии инвестирования — консервативную, сбалансированную и агрессивную. Причем последняя дает возможность получать прогнозируемую доходность от 11% до 25% за счет значительной доли акций в портфеле. При этом размер гарантированной установлен на уровне 0,1% в год. Правда, не все компании разделяют такой подход. «Allianz РОСНО Жизнь» еще в 2009 году отказалась от инструментов с высоким профилем риска — акций — в инвестиционном портфеле, и на конец 2010 года более 50% портфеля составляли облигации федерального займа и муниципальные облигации; 17% — корпоративные облигации; 28% — депозиты. «Следствием такой стратегии является стабильность инвестиционного результата в долгосрочной перспективе. По итогам 2010 года объявленная норма доходности компании на уроне 9,73% в рублях превышает как уровень инфляции (8,8%), так и среднюю ставку по депозитам (5,5–9,1%)», — отмечает генеральный директор СК «Allianz РОСНО Жизнь» Максим Чернин.

В развитых странах полис страхования жизни — первое, что приобретают люди после регистрации брака или рождения ребенка. Лишь в этом случае считается, что кормилец семьи позаботился о своих близких. Более того, многие приобретают себе сразу несколько полисов, на разные сроки и в разных компаниях. Полис страхования жизни решает сразу несколько задач: обеспечивает накопление средств к определенной дате в жизни страхователя и обеспечивает финансовую поддержку близких в случае его смерти. По желанию можно расширить перечень покрываемых рисков: инвалидность, травмы, тяжелые заболевания. Доходность полисов страхования жизни, как правило, сравнима с доходностью депозитов. «При этом законодательно закреплено, что минимальный уровень доходности, которую страховая компания платит своим клиентам, не должна быть ниже гарантированной нормы доходности, которая составляет порядка 4%. Неоправданно высокие нормы доходности должны настораживать клиента», — советуют в СК «Югория-Жизнь». По итогам деятельности в прошлом году компания объявила фактическую норму доходности 7% годовых по полисам с инвестиционной составляющей.

Поскольку у нас в стране все слишком быстро меняется, заглядывать далеко в будущее не принято, поэтому на страхование жизни приходится всего лишь 2% рынка, в то время как в Польше, Словакии, Венгрии может достигать 55–60%. Чумаченко вспоминает одного из самых первых клиентов. Сергею 40 лет, и у него двое детей. Старшему сыну 18, а дочке недавно исполнилось 12. Когда родилась дочь, жене Сергея пришлось уйти с работы, чтобы больше времени проводить с детьми. Сергей осознал, что стал единственным кормильцем в семье и от него зависят трое человек. «Он последовал совету коллеги, оформил программу накопительного страхования жизни. Год назад его сын сам поступил на бюджетное отделение одного из самых престижных архитектурных вузов Москвы, но очень хочет продолжить образование за границей. Сергей благодаря оформленной 12 лет назад программе может помочь сыну реализовать мечту и получить достойное образование», — рассказывает Чумаченко. Правда, такие истории в нашей стране скорее редкость. Обычно о том, сколько будет стоить поступление в вуз, у нас задумываются, когда дети уже учатся в старших классах школы.

Правда, позитивная тенденция налицо. По итогам 9 месяцев 2011 года страховая премия по накопительному страхованию жизни выросла на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорят в «Ренессансе».

На что же стоит обращать внимание при покупке страховки? Своим клиентам «Югория» рекомендует оформлять договоры накопительного страхования в рублях. Во-первых, договор в иностранной валюте несет в себе риски и для клиента, и для компании в случае изменения курса иностранной валюты. Общемировая практика доказывает, что 10% своего ежегодного дохода любой работающий человек может инвестировать, не ухудшая своего образа жизни. Финансовые проблемы у клиента могут случиться только по двум причинам: потеря здоровья и потеря работы. Потеря здоровья приводит к финансовым проблемам в том случае, если человек становится нетрудоспособным. «Поэтому риск потери трудоспособности из-за проблем со здоровьем должен быть обязательно включен в страховую программу. Если же наш среднестатистический клиент (образованный, имеющий семью, сбережения и определенные обязательства) потеряет работу, то он в скором времени найдет ее. И доход его если и уменьшится, то не намного. Именно поэтому сумма взноса по программе страхования жизни не более 10% от годового дохода не станет критичной», — резюмирует Киселев.

22.11.11 Московский комсомолец mk.ru

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажира может быть введено в 2012 году. Такое мнение высказал вице-премьер РФ Сергей Иванов в ходе форума «Транспорт России».

«Важным аспектом обеспечения безопасности является переход на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров. Я очень рассчитываю, что в 2012 году эта норма наконец будет законодательно введена для всех видов транспорта без исключения», — сказал он.

Судьба законопроекта

Законопроект был принят в первом чтении 1 ноября 2010 года. Он был внесен правительством РФ. Документ устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозке на всех видах транспорта, для которых действует соответствующий транспортный устав или кодекс, а также при перевозке на скоростном внеуличном транспорте, в том числе на метрополитене. Нормы законопроекта не будут применяться к перевозкам легковыми такси.

Вопрос об актуальности данного законопроекта особо остро встал после трагедии с теплоходом «Булгария» в июле текущего года, в которой погибло 122 человека.

В середине ноября замдиректора департамента госполитики в области морского и речного транспорта министерства транспорта РФ Виталий Клюев отметил, что министерство рассчитывает, что Госдума примет данный законопроект в весеннюю сессию.

Суть законопроекта

Законопроектом определены минимальные страховые суммы, установленные для рисков причинения вреда жизни или здоровью на основе уже существующего стандарта возмещения вреда, который действует для пассажиров на воздушном транспорте (статья 133 Воздушного кодекса РФ).

Так, предполагается, что страховая сумма за причинение вреда жизни пассажира составит на каждого потерпевшего не менее 2,025 миллиона рублей; за причинение вреда здоровью — не менее 2 миллионов рублей; за причинение вреда имуществу — не менее 23 тысяч рублей.

В случае принятия законопроект должен вступить в силу с 1 октября 2012 года.

Безопасность пассажиров

В ходе форума Иванов также сообщил, что сейчас необходимо сформировать новые стандарты обслуживания пассажиров, гарантирующие безопасность при оказании транспортных услуг.

Соответствующие меры по обеспечению безопасности с использованием современных технических средств уже предпринимаются. «Вопросам обеспечения безопасности пассажиров на транспорте правительство уделяет в последнее время неослабное внимание», — сказал первый вице-премьер.

Иванов добавил, что процессы массовой приватизации и ликвидации существовавшего централизованного управления отрасли кардинально изменили рынок транспортных услуг, в частности, резко возросло количество владельцев транспортных средств различных организационно-правовых форм собственности на всех видах транспорта.

«Эти обстоятельства зачастую приводят к снижению уровня технологической безопасности на транспорте, росту количества аварий и катастроф с тяжелыми последствиями», — сказал он.

При этом Иванов отметил, что этим следствием является активизация деятельности органов транспортного надзора на всех видах транспорта, а также постоянно увеличивается размер средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по госконтролю и надзору в области обеспечения безопасности на транспорте.

23.11.11 РИА Новости ria.ru

Страховые компании отказались продлевать истекающую 15 января 2012 года страховку для аварийной АЭС «Фукусима-1», пострадавшей от землетрясения и цунами в марте этого года. Об этом сообщили в среду японские СМИ.

Причина, по которой страховщики были вынуждены отказать продлевать соглашение с компанией-оператором АЭС Tokyo Electric Power (TEPCO), заключалась в том, что в связи с мартовскими событиями и последовавшей за ними аварией на АЭС риски стали слишком высоки.

В связи с отказом продлевать страховку электростанции правительству Японии придется предпринимать определенные шаги со своей стороны. Один из возможных вариантов развития событий, полагают аналитики — создание специального резервного страхового фонда в размере 120 миллиардов иен (около 1,5 миллиарда долларов), что является максимально возможной страховой выплатой по контрактам с АЭС.

В настоящее время правительство Японии ведет переговоры с TEPCO и страховыми компаниями о возможности урегулирования данной проблемы, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на местные СМИ.

23.11.11 Вести vesti.ru