Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Страховая компания взыскала с коммунальщиков плату за ремонт машины, которая угодила в яму на дороге.

Уникальное дело рассмотрено в арбитражном суде Волгоградской области. Впервые интересы пострадавшего собственника автомобиля защитила страховая компания, заставив виновного оплатить расходы на восстановление машины.

Страховщики отсудили у муниципального предприятия ЖКХ Тракторозаводского района 41,5 тысячи рублей.

Конечно, при этом страховщики имели и «свой интерес»: они пытались компенсировать сумму, которую безоговорочно выплатили владелице застрахованного по договору обязательного страхования автомобиля.

Но факт остается фактом: автовладелец побитой машины, не делая никаких лишних шагов и без всякой нервотрепки, пришел и получил деньги на ремонт, а уже страховая компания искала виноватых и вела с ними долгий спор на языке юристов-профессионалов.

Неприятный инцидент произошел еще в июне 2008 года. Владелица «Ниссана» Шаганэ Торосян ехала по улице Героев Тулы и въехала в лужу. Отечественный автомобилист не боится луж на дорогах, по той простой причине, что объехать их порой невозможно, а неисправные ливневки беда всех российских городов. Лужа оказалась глубокой, и машина брюхом уселась на разверзшийся асфальт. Выйти сухой из воды Шаганэ не удалось. Машину выволакивали буксиром, а все днище и капот оказались повреждены. На ремонт машины, по оценке специалистов, понадобилось 41,5 тысячи рублей.

После случившегося девушка обратилась в свою страховую компанию, предоставив акт о происшествии, схемы и фотографии, сделанные сотрудниками автоинспекции, получила деньги на ремонт и думать забыла об этом происшествии. По крайней мере сейчас, спустя три года, автовладелица не захотела ворошить неприятные воспоминания. Зато все это время страховая компания работала, собирая доказательства, кто же на самом деле должен платить за яму на дороге, в которую мог попасть не один автомобиль.

Специалисты компании выяснили, что причиной дорожно-транспортного происшествия стал дефект дороги — яма длиной два метра, глубиной 26 сантиметров и шириной около метра. Согласно ГОСТу, максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин или просадок полотна составляют по длине 15 сантиметров, по ширине 80, а по глубине — всего пять сантиметров. В крайнем случае коммунальщики должны были выставить предупреждающие и заградительные знаки вокруг злополучного места.

Поэтому страховая компания обратилась в арбитражный суд с целью взыскать деньги с виновных, применив статью Гражданского кодекса РФ о том, что страховщик, выплативший возмещение убытков по страховому случаю, имеет право и сам потребовать деньги с того, кто за эти убытки отвечает. При этом, как рассказала пресс-секретарь арбитражного суда Волгоградской области Дарья Голованова, вначале к ответу было призвано дорожно-строительное предприятие, отвечающее за капитальный ремонт дорог, но на самом деле виновным в недосмотре за дорогой оказалось районное предприятие ЖКХ, в обязанности которого входит текущий ремонт дорожного полотна.

Затем последовали судебные баталии с ответчиками, которые никак не желали соглашаться с иском. Ссылаясь на то, что злополучная яма расположена не на проезжей части, а на обочине дороги, и водитель сам виноват, что попал в нее. Такое заявление опроверг главный свидетель — сотрудник инспекции дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Тракторозаводского района, доказавший, что яма давно расползлась с обочины на проезжую часть. Представитель МУ ЖКХ попытался также перевести стрелки на дорожно-строительную организацию, поскольку «размеры ямы, в результате которой произошло дорожно-транспортное происшествие, превышают все допустимые нормы, и дорога нуждалась не в текущем, а капитальном ремонте. Но все эти доводы не произвели впечатление на суд, который полностью удовлетворил требования страховой компании возместить им убытки.

Между тем ситуация на дорогах Волгограда не меняется. Достаточно зайти на форум автолюбителей, чтобы узнать, сколько новых сигналов SOS поступает от водителей, пытающихся привлечь внимание властей к состоянию дорог. «На днях заехал на шиномонтаж по улице Дорожников, что рядом с мостом. Земля провалилась метров на пять вглубь, если не больше. Пробоина идет под дорогу!.. В Красноармейском на перекрестке в асфальте наблюдал яму диаметром три метра и глубиной метра два. Похоже как раз на провал». Но теперь прецедент создан. В случае повреждения автомобиля из-за этих провалов и ям на коммунальные службы вновь найдется управа.

Александр Белецкий, руководитель регионального юридического центра защиты прав автомобилистов считает:

— Автолюбитель должен понимать, если машина повреждена из-за провала или ямы, то это дорожно-транспортное происшествие. Надо не торопиться и не нервничать, вызвать сотрудников госавтоинспекции и написать заявление с просьбой сообщить, в чьем введении находится участок дороги, где машина получила повреждения. После получения ответа подавайте в суд с требованием компенсировать нанесенный автомобилю ущерб. Однако в моей практике только Виталию Шепелю из Ростова-на-Дону, «Мицубиси Оутлендер» которого провалился в яму в центре города, удалось выиграть подобное дело, доказав вину департамента управления дорог. Тогда нам удалось отсудить более 300 тысяч рублей за материальный и моральный ущерб. Проблема не столько в сложности, сколько в самих автолюбителях, которые зачастую не знают, как им поступить и куда обратиться. Прецедент, созданный в Волгограде, — еще более короткий и эффективный путь борьбы с нерадивыми чиновниками. Здесь не человек бегает со своими проблемами и ищет виновных, а серьезная структура, имеющая свой штат специалистов.

Кстати, волгоградка Торосян также может подать иск на возмещение и морального ущерба — ведь каждый человек, попавший в яму, испытывает стресс.

26.10.11 Российская газета rg.ru

Страховая отрасль «автогражданки» может лишиться многих игроков из-за недостаточности уставного капитала, который с 1 января 2012 года должен вырасти в четыре раза и составить 120 млн руб. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) опасаются, что не все неплатежеспособные игроки добровольно покинут рынок, и не без оснований ожидают случаев мошенничества. По приблизительным подсчетам, в группе риска более 1 млн действующих договоров ОСАГО.

Сегодня уставный капитал, который должен быть не менее 120 млн руб. для страховщиков, занимающихся ОСАГО, не сумели нарастить 36 компаний (19 — в ЦФО, 17 – в регионах). Это 31% членов Союза, а всего в ассоциацию входит 114 страховщиков, пояснил президент РСА Павел Бунин.
Часть этих компаний способны создать ситуацию, когда РСА придется расплачиваться с их клиентами. Кроме того, есть риск, что компании, которые будут уходить с рынка, не возвратят бланки полисов. Проблема осложняется тем, что до сих пор в полную силу не заработал закон о банкротстве страховщиков.

Собственных полномочий РСА для контроля за ситуацией и принятия решений не хватает — Союз может лишь заподозрить страховщика в неплатежеспособности. Чтобы не допустить злоупотреблений, РСА привлек к сотрудничеству Росфинмониторинг, МВД, Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и Центробанк. Имея достаточно веские обоснования для подозрений, РСА сможет обратиться за помощью в правоохранительные органы.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в марте, когда Минфин увеличит компенсационный фонд и лимиты выплат по ОСАГО, полисы «автогражданки» могут резко подорожать.

25.10.11 За рулем zr.ru