Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Страховая компания «МАКС» в Москве заключила договор имущественного страхования с ОАО «Московский комбинат шампанских вин». Защитой по полному пакету рисков обеспечены производственные здания комбината общей площадью 36 тыс. 774,1 кв. м.

Совокупный лимит ответственности страховщика составил 896 млн 139 тыс. рублей.

«МКШВ» является одним из крупнейших предприятий России по производству шампанских и игристых вин. Его продукция хорошо известна и пользуется высоким спросом не только внутри нашей страны, но и на международном рынке.

02.08.2011

Как выяснил портал «Страхование» совместно с порталом юридических новостей «Право.Ру» не только простые граждане, но и предприятия и организации, чаще всего судятся со страховыми компаниями из-за выплат по страхованию автокаско. Совместное исследование порталов посвящено анализу судебной практики 2010 г по спорам страховых компаний с клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В исследовании изучены материалы вынесенных решений из системы баз данных Арбитражных судов РФ, однако сознательно исключены дела по суброгации. Отдельно стоит отметить, что в общей массе дел, которые приходится рассматривать арбитражным судам страны, дела о суброгации составляют 99 проц от общего числа.

Всего были изучены материалы о 18-ти крупнейших страховых компаний страны по объему собранной страховой премии за 2010 г. В расчет брались все дела, решения по которым были вынесены арбитражными судами страны в любой инстанции. Данные по СГ «МСК» и «Спасским воротам» даны раздельно, поскольку в 2010 г юридическая процедура объединения двух компаний не была завершена.

Исследование ставило задачей выяснить эффективность работы юридических служб отдельных крупнейших компаний не «на потоке» суброгационных дел, а по отдельным разбирательствам между юридическими лицами, что подразумевает более высокий уровень подготовки сторон, чем в спорах с физлицами.

Один из важнейших выводов исследования заключается в том, что автокаско не только «локомотив» рынка страхования, но и явный груз для судебной системы. Из 977 дел, рассмотренных в исследовании, 540* относится к требованиям по договорам автокаско. Таким образом, даже с клиентами — юридическими лицами страховщики в основной массе судятся не «по заводам и пароходам», а по автомобилям. Примечательно, что по числу действовавших договоров с юридическими лицами в 2010 г лидером /если исключить ОСАГО/ являлось не автокаско, а страхование имущества. Так с юридическими лицами действовало 483,5 тыс договоров автокаско, в то время как число договоров страхования имущества превысило 499 тыс договоров. Таким образом, превалирование исков по автострахованию может свидетельствовать о конфликтности правил страхования, которые используют страховщики в своей работе. Стоит также отметить, что на данную ситуацию повлияла и сложившаяся в последние годы практика страховых компаний, которые по полной программе пользовались возможностью изменять правила страхования в уведомительном порядке без согласования со страховым надзором.

Между тем, крупных исков, с объемом требований более 10 млн руб, было зарегистрировано не так много. Например у «СОГАЗа» – крупнейший иск в прошлом году был от эстонского судовладельца Vikerkaar Transport OU с объемом требований на 132 млн руб. По большей же части, в арбитражных судах, иски объемом от 500 тыс руб до 5 млн руб уже можно было отнести к крупным.

Среди других крупных исков можно отметить иск к «РЕСО-Гарантии» от ООО «Хроно-С» по страхованию имущества на 9,3 млн руб, к «РОСНО» от ИП Третьякова на 11 млн руб, к «Согласию» от ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» на 14 млн руб /остался неудовлетворенным/, к «Группе Ренессанс страхование» от ООО «Кедр» на 18,98 млн руб.

В рамках проведенной работы все оцениваемые компании были разбиты на три группы по двум параметрам: по соотношению проигранных исков к заявленным, а также по доле истребованных со страховой компании через суд средств. В первом случае, наибольшую эффективность продемонстрировала СК «Согласие», у которой показатель проигранных дел составил «всего» 51,2 проц от рассмотренных в прошлом году судами. Стоит также отметить, что лидер рейтинга оказался единственным страховщиком, который прокомментировал результаты работы своей юридической службы. «Роль правовой службы страховой компании увеличивается в прямой зависимости от увеличения объемов работы и спектра деятельности самой компании, так как неизбежно увеличивается и рисковая претензионно — исковая составляющая, которая ложится на плечи юристов страховщика. Не является исключением и работа правового управления СК «Согласие», поскольку рост оборотов компании в последнее время является значительным. По итогам минувшего года можно сделать вывод, что в производстве правового управления наблюдается увеличение показателей по количеству дел и средней сумме претензионно – исковых требований. Эффективность работы правового управления подтверждается результатами рассмотрения крупных споров с участием компании. Так, по ситуации на 01.03.2011 г. более 50 проц таких страховых споров /не включая суброгационную работу/ с участием компании в первой инстанции разрешены в пользу страховщика. При этом, подавляющая часть решений была оставлена в силе вышестоящими инстанциями», — говорится в комментарии «Согласия».

Наиболее печальные результаты работ юридических служб продемонстрировали следующие компании: «Цюрих» /проигравший три из четырех заявленных исков/, «Ингосстрах» /75,81 проц/, «СОГАЗ» /76,67 проц/, СГ «МСК» /77,78 проц/, «Спасские ворота» /80 проц/, «Ростра» /88,46 проц/ и СК «МАКС» /89,74 проц проигранных дел/.

Стоит отметить, что компании «Спасские ворота» /с которой взыскано 78,69 проц заявленных суду требований/, «Ростра» /78,69 проц/, «МАКС» /89,74 проц/ а также присоединившееся к ним «РОСНО» /88,46 проц/, являются лидерами по числу истребованных с них по суду средств. И если ситуация по «Спасским воротам» и «Ростре» может быть объяснена некой потерей качества менеджмента в связи с происходящими в компаниях пертурбациями, то в случае двух других страховщиков – «РОСНО» и «МАКС» такой высокий уровень взысканных средств можно объяснить лишь высокой долей договоров автострахования в портфеле.

Отдельно стоит отметить, очень высокий уровень претензий со стороны клиентов к ВСК. К компании было подано более 18 проц от общего числа исков к крупнейшим страховщикам. При этом по показателям эффективности работы юридических служб страховщик входит в тройку лучших. Скорее всего, компания недостаточно хорошо информирует своих клиентов об условиях страхования, что в конечном итоге приводит к конфликту сторон, который разрешается в суде.

Также нельзя не рассмотреть и лидеров по абсолютной сумме заявленных требований. Лидерами несомненно являются «ВСК» и «СОГАЗ», чьи клиенты попросили вернуть страховщиков 303,394 млн руб и 275,982 млн руб, соответственно. Получили, правда, они значительно меньше: 87,741 млн руб и 174,974 млн руб. На третьем месте разместился «Росгосстрах», к которому предъявили исков на 213,351 млн руб, а взыскали лишь 49 млн руб. В данном случае стоит отметить эффективность юридической службы страховщика, чьи сотрудники проиграли «лишь» 66,67 проц, что впрочем не помешало компании занять четвертое место среди перечисленных в первой таблице страховых компаний.

«Основные причины возрастающего количества обращений корпоративных клиентов в арбитражные суды – это необоснованные отказы, снижение размера выплат и затягивание рассмотрения страховых случаев», — говорит глава фирмы «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. По его оценке, страховщики не доплачивают по признанным страховым случаям от 30 до 70 проц, а также увеличивают сроки рассмотрения страховых случаев – в среднем /по сложным убыткам/ с вполне достаточных 2 месяцев до 6-8, т.е. в 3-4 раза.

Можно с уверенностью прогнозировать, что в 2011 г возрастет как количество страховых исков, так и сумма взыскиваемых со страховщиков средств. Так, только к компании «АльфаСтрахование» в конце 2010 г – начале 2011 г были поданы несколько крупных исков. В частности, «ФСК ЕЭС» просило взыскать со страховщика 499 млн руб по аварии на Чагинской подстанции в 2008 г /суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме, и почти 110 млн руб за аварию на подстанции «Пыть-Ях». В марте было суд утвердил мировое соглашение между Лебединским ГОКом и страховщиком по спору о взыскании 857,6 млн руб.

Возможно, в 2011 г будет вынесено судебное решение по спору «СОГАЗа» и «Газпром добыча Астрахань» о взыскании со страховщика более 107 млн руб.

«В том, что 2011 г станет годом резкого роста страховых споров, рассматриваемых арбитражными судами, у меня сомнений нет. Очевидно, что в тяжелый для всех 2009 г, чуть менее тяжелый 2010 г, очень многие страховые компании работали над уменьшением расходов, в том числе, за счет сокращения выплат и отказов клиентам», — отмечает Н.Тюрников.

Кроме того, можно отметить и тенденцию укрупнения объемов исков, прослеживающуюся в 2011 г. Например, согласно статистике «ГлавСтрахКонтроля», средний размер заявленных компанией исковых требований по корпоративным клиентам составляет 34,6 млн руб.

«Но подобная тенденция не должна продлиться долго. Мой прогноз – с 2013 г страховщики опять «повернутся лицом» к своим корпоративным клиентам, которые к тому моменту изрядно в них разочаруются, и заново начнут выстраивать цивилизованные отношения», — уверен руководитель «ГлавСтрахКонтроля».

* — в расчет не бралась СК «Ростра» по которой не представлены подробные данные в системе баз данных судов.

03.08.2011 Прайм prime-tass.ru