Как выяснил портал «Страхование» совместно с порталом юридических новостей «Право.Ру» не только простые граждане, но и предприятия и организации, чаще всего судятся со страховыми компаниями из-за выплат по страхованию автокаско. Совместное исследование порталов посвящено анализу судебной практики 2010 г по спорам страховых компаний с клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В исследовании изучены материалы вынесенных решений из системы баз данных Арбитражных судов РФ, однако сознательно исключены дела по суброгации. Отдельно стоит отметить, что в общей массе дел, которые приходится рассматривать арбитражным судам страны, дела о суброгации составляют 99 проц от общего числа.
Всего были изучены материалы о 18-ти крупнейших страховых компаний страны по объему собранной страховой премии за 2010 г. В расчет брались все дела, решения по которым были вынесены арбитражными судами страны в любой инстанции. Данные по СГ «МСК» и «Спасским воротам» даны раздельно, поскольку в 2010 г юридическая процедура объединения двух компаний не была завершена.
Исследование ставило задачей выяснить эффективность работы юридических служб отдельных крупнейших компаний не «на потоке» суброгационных дел, а по отдельным разбирательствам между юридическими лицами, что подразумевает более высокий уровень подготовки сторон, чем в спорах с физлицами.
Один из важнейших выводов исследования заключается в том, что автокаско не только «локомотив» рынка страхования, но и явный груз для судебной системы. Из 977 дел, рассмотренных в исследовании, 540* относится к требованиям по договорам автокаско. Таким образом, даже с клиентами — юридическими лицами страховщики в основной массе судятся не «по заводам и пароходам», а по автомобилям. Примечательно, что по числу действовавших договоров с юридическими лицами в 2010 г лидером /если исключить ОСАГО/ являлось не автокаско, а страхование имущества. Так с юридическими лицами действовало 483,5 тыс договоров автокаско, в то время как число договоров страхования имущества превысило 499 тыс договоров. Таким образом, превалирование исков по автострахованию может свидетельствовать о конфликтности правил страхования, которые используют страховщики в своей работе. Стоит также отметить, что на данную ситуацию повлияла и сложившаяся в последние годы практика страховых компаний, которые по полной программе пользовались возможностью изменять правила страхования в уведомительном порядке без согласования со страховым надзором.
Между тем, крупных исков, с объемом требований более 10 млн руб, было зарегистрировано не так много. Например у «СОГАЗа» – крупнейший иск в прошлом году был от эстонского судовладельца Vikerkaar Transport OU с объемом требований на 132 млн руб. По большей же части, в арбитражных судах, иски объемом от 500 тыс руб до 5 млн руб уже можно было отнести к крупным.
Среди других крупных исков можно отметить иск к «РЕСО-Гарантии» от ООО «Хроно-С» по страхованию имущества на 9,3 млн руб, к «РОСНО» от ИП Третьякова на 11 млн руб, к «Согласию» от ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» на 14 млн руб /остался неудовлетворенным/, к «Группе Ренессанс страхование» от ООО «Кедр» на 18,98 млн руб.
В рамках проведенной работы все оцениваемые компании были разбиты на три группы по двум параметрам: по соотношению проигранных исков к заявленным, а также по доле истребованных со страховой компании через суд средств. В первом случае, наибольшую эффективность продемонстрировала СК «Согласие», у которой показатель проигранных дел составил «всего» 51,2 проц от рассмотренных в прошлом году судами. Стоит также отметить, что лидер рейтинга оказался единственным страховщиком, который прокомментировал результаты работы своей юридической службы. «Роль правовой службы страховой компании увеличивается в прямой зависимости от увеличения объемов работы и спектра деятельности самой компании, так как неизбежно увеличивается и рисковая претензионно — исковая составляющая, которая ложится на плечи юристов страховщика. Не является исключением и работа правового управления СК «Согласие», поскольку рост оборотов компании в последнее время является значительным. По итогам минувшего года можно сделать вывод, что в производстве правового управления наблюдается увеличение показателей по количеству дел и средней сумме претензионно – исковых требований. Эффективность работы правового управления подтверждается результатами рассмотрения крупных споров с участием компании. Так, по ситуации на 01.03.2011 г. более 50 проц таких страховых споров /не включая суброгационную работу/ с участием компании в первой инстанции разрешены в пользу страховщика. При этом, подавляющая часть решений была оставлена в силе вышестоящими инстанциями», — говорится в комментарии «Согласия».
Наиболее печальные результаты работ юридических служб продемонстрировали следующие компании: «Цюрих» /проигравший три из четырех заявленных исков/, «Ингосстрах» /75,81 проц/, «СОГАЗ» /76,67 проц/, СГ «МСК» /77,78 проц/, «Спасские ворота» /80 проц/, «Ростра» /88,46 проц/ и СК «МАКС» /89,74 проц проигранных дел/.
Стоит отметить, что компании «Спасские ворота» /с которой взыскано 78,69 проц заявленных суду требований/, «Ростра» /78,69 проц/, «МАКС» /89,74 проц/ а также присоединившееся к ним «РОСНО» /88,46 проц/, являются лидерами по числу истребованных с них по суду средств. И если ситуация по «Спасским воротам» и «Ростре» может быть объяснена некой потерей качества менеджмента в связи с происходящими в компаниях пертурбациями, то в случае двух других страховщиков – «РОСНО» и «МАКС» такой высокий уровень взысканных средств можно объяснить лишь высокой долей договоров автострахования в портфеле.
Отдельно стоит отметить, очень высокий уровень претензий со стороны клиентов к ВСК. К компании было подано более 18 проц от общего числа исков к крупнейшим страховщикам. При этом по показателям эффективности работы юридических служб страховщик входит в тройку лучших. Скорее всего, компания недостаточно хорошо информирует своих клиентов об условиях страхования, что в конечном итоге приводит к конфликту сторон, который разрешается в суде.
Также нельзя не рассмотреть и лидеров по абсолютной сумме заявленных требований. Лидерами несомненно являются «ВСК» и «СОГАЗ», чьи клиенты попросили вернуть страховщиков 303,394 млн руб и 275,982 млн руб, соответственно. Получили, правда, они значительно меньше: 87,741 млн руб и 174,974 млн руб. На третьем месте разместился «Росгосстрах», к которому предъявили исков на 213,351 млн руб, а взыскали лишь 49 млн руб. В данном случае стоит отметить эффективность юридической службы страховщика, чьи сотрудники проиграли «лишь» 66,67 проц, что впрочем не помешало компании занять четвертое место среди перечисленных в первой таблице страховых компаний.
«Основные причины возрастающего количества обращений корпоративных клиентов в арбитражные суды – это необоснованные отказы, снижение размера выплат и затягивание рассмотрения страховых случаев», — говорит глава фирмы «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. По его оценке, страховщики не доплачивают по признанным страховым случаям от 30 до 70 проц, а также увеличивают сроки рассмотрения страховых случаев – в среднем /по сложным убыткам/ с вполне достаточных 2 месяцев до 6-8, т.е. в 3-4 раза.
Можно с уверенностью прогнозировать, что в 2011 г возрастет как количество страховых исков, так и сумма взыскиваемых со страховщиков средств. Так, только к компании «АльфаСтрахование» в конце 2010 г – начале 2011 г были поданы несколько крупных исков. В частности, «ФСК ЕЭС» просило взыскать со страховщика 499 млн руб по аварии на Чагинской подстанции в 2008 г /суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме, и почти 110 млн руб за аварию на подстанции «Пыть-Ях». В марте было суд утвердил мировое соглашение между Лебединским ГОКом и страховщиком по спору о взыскании 857,6 млн руб.
Возможно, в 2011 г будет вынесено судебное решение по спору «СОГАЗа» и «Газпром добыча Астрахань» о взыскании со страховщика более 107 млн руб.
«В том, что 2011 г станет годом резкого роста страховых споров, рассматриваемых арбитражными судами, у меня сомнений нет. Очевидно, что в тяжелый для всех 2009 г, чуть менее тяжелый 2010 г, очень многие страховые компании работали над уменьшением расходов, в том числе, за счет сокращения выплат и отказов клиентам», — отмечает Н.Тюрников.
Кроме того, можно отметить и тенденцию укрупнения объемов исков, прослеживающуюся в 2011 г. Например, согласно статистике «ГлавСтрахКонтроля», средний размер заявленных компанией исковых требований по корпоративным клиентам составляет 34,6 млн руб.
«Но подобная тенденция не должна продлиться долго. Мой прогноз – с 2013 г страховщики опять «повернутся лицом» к своим корпоративным клиентам, которые к тому моменту изрядно в них разочаруются, и заново начнут выстраивать цивилизованные отношения», — уверен руководитель «ГлавСтрахКонтроля».
* — в расчет не бралась СК «Ростра» по которой не представлены подробные данные в системе баз данных судов.
03.08.2011 Прайм prime-tass.ru
Последние комментарии