Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Российским туристам, не желающим нервотрепки в аэропортах и визовых консульствах, идея застраховаться на случай невыезда кажется вполне здравой. Но если не изучить внимательно весь список покрываемых рисков и перечень документов, необходимых для получения выплат, о деньгах можно забыть. А вникать в подробности придется все большему числу россиян, поскольку туроператоры оставляют своим клиентам все меньше шансов отказаться от этой страховки.

Туманные перспективы

Просидев в прошлом году больше 12 часов в ожидании своего рейса в аэропорту Домодедово, я твердо решила отсудить у авиаперевозчика деньги, потраченные на билеты. Знакомый адвокат брался за мое дело не глядя. Вот только судиться оказалось не за что. Как выяснилось, за полдня, которые мы провели в окружении плачущих детей, компенсация за каждый час задержки рейса составляла 25 руб. На компенсацию морального вреда тоже можно было рассчитывать: исходя из российской судебной практики она составляет для авиапассажиров 2-3 тыс. руб. Можно было попробовать отсудить у авиакомпании деньги за билеты, которые стоили около 35 тыс. руб. Но львиная доля их стоимости — это топливные и аэропортовые сборы, которые никто компенсировать не будет. В лучшем случае можно было бы получить около 10 тыс. руб., за которые пришлось бы судиться оставшиеся два месяца лета.

Поэтому первое, что было решено сделать перед новой поездкой,— застраховаться на случай невылета или задержки рейса. Оказалось, такой страховки нет. Есть страховка на случай невыезда, которая покрывает заметно больший диапазон рисков, в первую очередь риск отказа в визе. Это особенно актуально в случаях, когда билеты или тур в страну с визовым режимом покупаются задолго до предполагаемой поездки.

Впрочем, здесь есть один важный нюанс. В апреле 2011 года посольство Великобритании в Москве стало задерживать выдачу готовых документов российским туристам. К концу июня задержки с выдачей готовых паспортов приобрели массовый характер. Скандал разразился, когда за два последних выходных июня из-за нерасторопности консульского отдела страны в Великобританию не смогло вылететь по оплаченным турам около 60 семей. «По нашим данным, за последние два месяца только из Москвы в Великобританию не смогли улететь 150 туристов,— говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР).— Все они однозначно потеряли деньги, потраченные на поездку. Им пришлось заново бронировать билеты и покупать новый тур».

У большинства этих туристов была страховка на случай невыезда. Однако вскоре выяснилось, что страховые компании деньги им не вернут. «И не вернут на совершенно законных основаниях. Дело в том, что страховка от невыезда покрывает риск отказа в выдаче визы,— поясняет Майя Ломидзе.— А консульство Великобритании в визе никому не отказывало. Оно просто не выдало вовремя готовые документы».

Отказная политика

Страховые компании уверяют, что этот случай — из ряда вон выходящий. И это понятно: туристы, планирующие поехать в Великобританию или США, являются основной целевой аудиторией для продавцов страховки на случай невыезда. Главным преимуществом этого полиса является именно покрытие риска по отказу посольства в выдаче визы. А среди стран, связанных с Россией визовым режимом, консульства Великобритании и США считаются лидерами по таким отказам.

По оценкам консульства Великобритании, в 2010 году отказ в выдаче виз получило у них более 7% российских соискателей: в число британских визовых отказников в прошлом году попало почти 11 тыс. россиян. Посольство США, по оценкам АТОР, отказывает примерно 2% соискателей. Если исходить из данных Росстата о количестве выехавших в Новый Свет россиян в 2010 году (206 тыс. человек), то получится около 4 тыс. отказов.

Шансов получить отказ в визе от стран Евросоюза, по словам представителей страховщиков и туроператоров, у россиян гораздо меньше. Впрочем, достоверной статистики на этот счет нет. Представители посольств говорить об этом не очень-то любят, а Ростуризм со ссылкой на оценки Росстата публикует статистику лишь о тех, кто выезжает из страны. Но принято считать, что с большим предубеждением, чем в остальных посольствах стран ЕС, к россиянам относятся в консульствах Чехии и стран Балтии.

В посольствах США и Великобритании больше всего «не любят» российских студентов. В посольстве США, в частности, весной этого года массово стали отказывать в визах студентам из России, собиравшимся посетить Америку по программе Work & Travel. Лишь в мае, по оценкам АТОР, консульство отказало 500 студентам, связанным с этой программой. Это произошло после громкого скандала, вызванного мошенничеством с отмыванием денег в США в 2010 году, в котором оказались замешаны студенты из РФ.

В посольстве Великобритании среди отказников на первом месте тоже студенты — 38% тех, кто подает документы на долгосрочную визу Tier4. Основания — недостаточный уровень владения языком для обучения по данной программе или отсутствие сертификата о приеме (CAS; certificate of acceptance).

Впрочем, страховые компании рекомендуют покупку полиса от невыезда не только студентам, но и всем визовым туристам: такая страховка кроме отказа в визе покрывает и другие риски.

Рисковый набор

«Стандартный перечень рисков страховки от невыезда включает в себя отказ в выдаче визы, болезнь или смерть застрахованного или его близких родственников, кражу имущества и документов, судебное разбирательство и даже военный призыв. В среднем стоимость такого полиса составляет 1-2% стоимости тура»,— рассказывает директор дирекции развития страхования СК МАКС Алексей Володяев.

Вообще-то это дорого: стандартная медицинская страховка при выезде за рубеж обходится туристам в $15 или €15 (600 руб.), а при покупке путевки, скажем, за 40 тыс. руб. полис от невыезда будет стоить 800 руб. Представители страховых компаний соглашаются: страховка недешевая, но такой дорогой тариф объясняется высокими рисками в отказе визы.

Крупнейшие страховые компании предлагают различные варианты страховки от невыезда. Например, у «АльфаСтрахования» такая страховка может быть включена в качестве дополнительной опции в медицинскую. Если большинство страховых компаний привязывают цену страховки к стоимости тура, то «АльфаСтрахование» предлагает купить онлайн-страховку от невыезда всем, кто путешествует самостоятельно. И самостоятельно выбрать те риски, которые покрывает страховка. Похожий продукт есть и у «Росгосстраха». Стоимость полиса в таком случае рассчитывается исходя из количества выбранных опций.

Нюансы бизнеса

После внимательного ознакомления с правилами страховки от невыезда становится понятно, что при наступлении страхового случая получать страховую выплату турист будет долго и с трудом. Пакет документов, который турист должен представить в страховую компанию, впечатляет. И если, к примеру, с кражей загранпаспорта все понятно (требуется лишь документальное подтверждение из полиции), то письмо из посольства об отказе туристу в визе должно быть обязательно на его имя, со всеми реквизитами и печатями консульства. «Не так давно мы были вынуждены отказать в страховой выплате туристам, не получившим визу в посольстве США, потому что они не представили нам правильно оформленных документов об отказе в визах»,— рассказывает представитель одной из крупнейших страховых компаний. Причем, по его словам, если не потребовать у посольства такой документ сразу же, то потом получить его будет практически невозможно.

Немало вопросов вызывает и риск болезни близкого родственника. Очевидно, что первыми, кому придет в голову застраховать такой риск, станут родители, выезжающие за рубеж с маленькими детьми. Но в случае, если ребенок заболеет перед поездкой, компания потребует документы о его пребывании в стационаре. В противном случае выплату получить не удастся.

Настоящее открытие ждет туристов, когда выясняется, кого страховые компании считают близкими родственниками, а кого — нет. Можно догадаться о том, что жених и невеста, как и супруги, которые находятся в гражданском браке, близкими родственниками по российскому законодательству не являются, но о том, что бабушки и дедушки тоже не являются близкими родственниками, можно узнать только из условий полиса страховщиков, причем — из сносок.

Выплаты денег при страховом случае тоже придется долго ждать — в течение месяца-полутора. А в случае, если страховка подразумевала франшизу (часть убытков, которые туристу выплачивает не страховая компания, а туроператор), то сначала необходимо разбираться с туроператором, а уж потом идти за оставшейся выплатой к страховщику.

Страхуют все!

Оператор компании «Ланта-тур», которую корреспондент «Денег» попросила рассчитать стоимость поездки в Америку без страховки, значившейся дополнительной услугой, честно предупредила: страховку надо брать. «Иначе вам придется писать расписку в том, что вы берете на себя все финансовые риски, которые могут возникнуть в случае отмены или переноса сроков поездки,— предупредила меня она.— Турагентство никакой ответственности в таких случаях не несет. Такие порядки действуют с этого года у всех крупных компаний».

Цену страховки, заявленную страховщиками в 1-2% стоимости тура, у туроператоров найти не удалось. В «Ланта-туре», сотрудничающем с компанией «Ингосстрах», страховка от невыезда стоила 4,3%. И представитель компании меня заверила, что это не самые высокие тарифы на рынке: стоимость страховки от невыезда доходит до 6% стоимости тура.

В результате такая страховка для поездки в Нью-Йорк на меня и десятилетнего ребенка обходилась в 5,2 тыс. руб. А общая стоимость недельного тура составила 126 тыс. руб. Понятно, что потенциальный риск потерять такую сумму просто-таки заставлял меня не отказываться от страховки. «У нас сейчас страхование вводится везде, даже там, где это не нужно,— говорит председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков.— Страхуются и турпоездки, и перелеты. Многие страховки навязываются, и все эти издержки в любом случае перекладываются на потребителей».

18.07.2011 Коммерсант Деньги

Июл 192011

Правила игры становятся все более неподъемными для туристов, считает спецкор отдела потребительского рынка Сергей Соболев.

Пренеприятное известие в минувшую пятницу сообщило клиентам банкротящегося «Капитал тура» отраслевая информационная служба «Банко»: сайт страховой компании «Инногарант», финансового гаранта туроператора, прекратившего свою деятельность в ноябре 2010 года, не работает, телефоны компании не отвечают. С учетом того, что еще в апреле Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приостановила действие лицензии «Инногаранта» на осуществление страхования и перестрахования, а в арбитражный суд Москвы подано несколько исков о признании страховщика банкротом, сама собой напрашивалась версия о его исчезновении.

Впрочем, за выходные представителей «Инногаранта» все-таки удалось разыскать. Гендиректор компании Виктор Калиновский заверил «Ъ», что руководство страховщика ни от кого скрываться не собирается, по-прежнему готово отвечать за взятые на себя обязательства. На этом, собственно, хорошие новости закончились. Перебои с сайтом, видимо, вызваны просрочкой по платежам провайдеру, уточнил господин Калиновский. Из-за отсутствия лицензии «Инногарант» не может вести бизнес, всячески сокращает расходы, увольняет персонал и т. п. Господин Калиновский признал, что рассчитаться с клиентами «Капитал тура» страховщик сможет только тогда, когда полностью восстановит свою деятельность. Когда это произойдет — вопрос открытый. Из чего следует, что шансы более 6 тыс. человек, обратившихся в «Инногарант» за компенсациями, близки к нулю.

«Капитал тур» оказался первым неплатежеспособным туроператором среди действительно очень крупных игроков, застрахованным на максимально возможную сумму — 100 млн руб. Выплаты по такой гарантии будут чувствительны для любого страховщика. Тем более что сразу выяснилось, что эта сумма «Инногарантом» не была перестрахована. И хотя страховщик неоднократно заявлял, что располагает необходимыми 100 млн руб., его стремление всячески отсрочить выплаты уверенности в этом не прибавляло. Первоначально расчеты с пострадавшими были запланированы на март.

Впрочем, текущие проблемы «Инногаранта» вызваны все-таки не предстоящими платежами по счетам «Капитал тура», а конфликтом с ФСФР и высокой конкуренцией страховщиков на рынке ОСАГО. Но должны ли проблемы страхового бизнеса волновать отправляющегося на отдых туриста? Получается, что теперь, обращаясь в турагентство за путевкой, потребитель должен уточнять не только информацию о туроператоре — надежен ли он и на какую сумму у него оформлена финансовая гарантия. Отныне не лишним будет перед поездкой поинтересоваться, а какой именно страховщик выступает фингарантом, перестраховал ли он все свои риски, насколько успешен его бизнес в целом и не грозит ли ему в ближайшее время отзыв лицензии. Хочешь безопасного отдыха — досконально изучай страховой рынок.

19.07.2011 Коммерсант