Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Страховые компании с начала 2010 года до конца марта 2011-го вывели из России 16,3 миллиарда рублей. Об этом заявил представитель Росфинмониторинга Виталий Чернов на IX Международной конференции по страхованию, передает РИА Новости.
В то же время, как отметил Чернов, общий объем полученных из-за рубежа средств за то же время составил 2,6 миллиарда рублей. Он добавил, что половина этой суммы поступила со счетов клиентов кредитных организаций США.

В основном страховщики выводят средства на счета банков Кипра, Малайзии и Великобритании. Около половины указанных средств связано с платежами по договорам перестрахования рисков за рубежом. По словам Чернова, ряд российских компаний используют именно договоры перестрахования для вывода средств за рубеж.

По данным Росфинмониторинга, в 2010 году ведомство получило около 40 тысяч сообщений о финансовых операциях с участием страховых компаний. Общий объем операций составил 514,5 миллиарда рублей. Ежемесячно с участием страховщиков проводилось финансовых операций на 20-50 миллиардов рублей.

30.06.2011 Lenta.ru

Москомнаследие заставит владельцев памятников истории и архитектуры страховать их от разрушения и предложит бизнесу льготы и субвенции за научную реставрацию подобных объектов. Такие инициативы содержатся в принятой правительством Москвы госпрограмме «Культура Москвы на 2012-2016 гг.» (есть у «Ведомостей»). Также ведомство инициирует поправки в законодательство, которые позволят ему и проводить внеплановые проверки собственников исторических зданий. Однако не все девелоперы верят в действенность этих мер.

Концепцию «О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия на 2012-2016 гг.» (опубликована на официальном сайте комитета по культурному наследию г. Москвы dkn.mos.ru), в которой прописаны инициативы Москомнаследия, ведомство вынесло на обсуждение еще весной. Затем концепция была включена в госпрограмму «Культура Москвы на 2012-2016 гг.» в качестве отдельной подпрограммы. Столичное правительство одобрило госпрограмму в мае текущего года. Она вступает в силу с 2012 г.

С этого времени должен заработать механизм обязательного страхования ответственности владельцев памятников истории и архитектуры. В настоящее время в столице насчитывается 5000 памятников, из них половина находится в частной собственности. «Если свои памятники город еще приводит в порядок, то на чужие объекты мы не можем тратить ни рубля из бюджета Москвы, иначе это сразу станет предметом расследования прокуратуры как нецелевое расходование бюджетных средств», — говорит Николай Переслегин, советник руководителя департамента культурного наследия. Москомнаследию приходится искать собственника, заключать с ним охранное обязательство и потом пытаться принудить его выполнить обязательства по реставрации объекта. Многие из этих владельцев недоступны — например, они живут за границей, сетует он.

Теперь же, продолжает Переслегин, если собственник в оговоренный срок не отреставрирует памятник или ничего не сделает для его сохранения, то средства на реставрацию выплатит страховая компания, которая уже сама будет разбираться с владельцем имущества. Сотрудникам Москомнаследия больше не придется бегать за такими нерадивыми собственниками, понуждая их к реставрации. Размер страховой суммы пока уточняется, но в любом случае это будут миллионы долларов, уточняет Переслегин.

Еще одной мерой Москомнаследия по сохранению памятников истории и архитектуры стало введение рыночных механизмов стимулирования привлечения частного капитала в качественную научную реставрацию. Так, в концепции предусмотрено, что арендатор, который провел в памятнике реставрацию, будет иметь приоритетное право приобрести этот объект на торгах. В Москве 10 лет назад Кристофер Муравьев-Апостол взял особняк Муравьевых-Апостолов на Большой Басманной, 23, в аренду и за свои средства — более 10 млн евро — сделал там качественную реставрацию. Если сейчас это здание город выставит на торги, то ему придется участвовать в конкурсе наравне с остальными претендентами. Получается, он должен два раза платить за свою реставрацию, отмечают в Москомнаследии.

После незаконного сноса дома Кольбе на Якиманке компанией Capital Group появилось еще одно изменение с сфере охраны исторических зданий. Теперь по каждому значимому зданию, на снос которого ОАТИ выдает ордер, будет повторно проводиться проверка законности решения на снос объекта. Соответствующее письмо есть в ОАТИ, инициатива комитета по культурному наследию поддержана мэром Москвы Сергеем Собяниным, сообщили в Москомнаследии.

Также в Москомнаследии надеются внести поправки в 294-ФЗ, который запрещает внеплановые проверки частного предпринимательства. «Но мы не проверяем хозяйственную деятельность, а только сохранность объекта культурного наследия. Если нам сегодня поступит сигнал, что разрушают дом Пашкова или особняк Рябушинского, наша инспекция не сможет туда быстро выехать. Сначала нам придется отправить запрос в прокуратуру. Через неделю она выдаст или не выдаст разрешение на проверку. И когда мы туда приедем, может оказаться, что проверять уже нечего», — говорит Переслегин.

Опрошенные «Ведомостями» девелоперы сомневаются в эффективности предложенных Москомнаследием мер. «В Москве правообладателями памятников архитектуры порой являются фирмы-однодневки, применять какие-либо санкции к ним практически невозможно, как минимум весьма затруднительно. Если разрушение памятника архитектуры будет экономически оправданно для правообладателя, никакой договор страхования памятник не спасет», — комментирует руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка. По его мнению, чтобы указанные меры заработали, необходимо принятие соответствующего федерального закона, как было с ОСАГО.

Вадим Жук, гендиректор ГК «Жилищный капитал», также считает, что страхование зданий-памятников в столице не будет эффективным. «Полагаю, что эта мера нужна скорее Москомнаследию для отчетности, «дескать, сделали все, что могли, а памятники все равно разрушаются», — говорит он. Также, по его мнению, не всех девелоперов привлечет перспектива заниматься научной реставрацией и реконструкцией исторических зданий. «Если объект надо реконструировать, начинается ходьба по кругу, у согласующих организаций возникает масса вполне обоснованных вопросов, на которые согласующие органы не спешат ответить», — говорит он.

Директор по развитию KR Properties Павел Сальников рассказывает, что в Европе практика страхования давно и успешно работает: на объект оформляется охранное обязательство с перечнем того, что должен регулярно делать для сохранения/содержания памятника владелец, может быть требование об обязательном допуске публики для осмотра памятника в предписанные периоды времени, даже если памятник используется как жилое помещение. Естественно, он ограничен в проведении ремонтных работ. «К нему применяются разорительные санкции и даже уголовная ответственность при нарушении охранных обязательств. И конечно, все обязательно страхуется, — продолжает Сальников. — Владелец не может не выполнять эти требования».

Сейчас в Москве штраф за причинение ущерба объекту культурного наследия — 1 млн руб., и это самый большой штраф в России (в регионах — 30 000 руб.). Как правило, эти суммы заранее закладываются девелоперами в бизнес-план. За последние 15 лет в Москве было снесено около 1000 исторических зданий.

30.06.2011 Ведомости

Арташес Сивков, заместитель гендиректора «Росно»

В I квартале 2011 г. российский страховой рынок, к удивлению многих, продемонстрировал весьма высокую динамику роста. Удивление было тем больше, чем неожиданнее стал рост практически всех сегментов страхового рынка — жизнь, добровольное медицинское страхование (ДМС), автоКАСКО, страхование от несчастных случаев (НС), недвижимости, финансовых рисков и т. д.

Ухудшение показателей наблюдалось только в двух сегментах — страховании ответственности и входящем перестраховании. Ключевым фактором для сокращения первого из указанных сегментов стало сворачивание страхования ответственности по госконтрактам. Этот вид страхования, показавший экономическую неэффективность, был фактически упразднен в 2010 г. Входящее перестрахование уже давно считается «безнадежным больным», российские компании вот уже много лет подряд шаг за шагом сдают свои позиции западным перестраховщикам.

Тем на менее, валовые показатели сбора премии по рынку в целом увеличились на 16%, достигнув 169 млрд руб. (без учета ОМС). Выплаты выросли гораздо скромнее, до 68 млрд руб., т.е. менее чем на 7%.

Возникает закономерный вопрос: как в России так успешно возрождается целая финансовая отрасль? Вопрос тем более актуален, что большинство экономистов до сих пор не могут определиться с тем, вышла ли уже отечественная экономика из кризиса или еще продолжает в нем пребывать. Да и большинство макроэкономических показателей наводят на не слишком оптимистичные размышления.

Скорее всего, мы наблюдаем набирающий силу восстановительный рост страховой отрасли. Вслед за увеличением продаж новых автомобилей оживляется автокаско. Развитие банкострахования толкает вверх объемы бизнеса по страхованию жизни (как краткосрочных договоров с банковскими заемщиками, так и накопительного страхования жизни), страхованию НС, риска потери работы. Пожары прошлого лета увеличили интерес физических лиц к страхованию индивидуального жилья. Возрождается строительство как коммерческой недвижимости, так и жилой — вместе с ними оживает страхование строительно-монтажных рисков.

В то же время в сегменте ДМС мы видим отчаянное балансирование большинства страховщиков между стремлением снижать «до последнего» тарифы на тендерах и невозможностью оплачивать возрастающие счета лечебно-профилактических учреждений. Аналогичная проблема возникает в корпоративном сегменте страхования имущества и ответственности — тарифы достигли столь малых величин, что дальнейшее перестрахование рисков с нулевой маржей считается уже достаточно успешным бизнесом. Откуда же рост в корпоративном имуществе и ответственности? Мнения экспертов расходятся, совпадая лишь в одном: удивительные объемы прироста бизнеса показали страховые компании, обслуживающие крупнейшие ФПГ и естественные монополии, славящиеся непрозрачностью своих денежных потоков.

Невольно вспоминается статистика оттока капитала из России и мнение министерства финансов о том, что формы ухода капиталов очень разнообразны и с трудом поддаются учету.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что российский страховой рынок жив и даже активно нащупывает новые точки роста. И несмотря на то, что есть еще элементы непрозрачности, от года к году он становится все более открытым и понятным как для самих страховщиков, так и, что принципиально важно, для конечных потребителей.

28.06.2011 Ведомости

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s повысила долгосрочные рейтинги — кредитный рейтинг контрагента и рейтинг финансовой устойчивости — российской страховой компании ОАО «СОГАЗ» с «ВВ+» до «ВВВ-» — уровня инвестиционной категории. Прогноз по рейтингам — «Стабильный». Одновременно подтвержден рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAA+». Об этом сообщается в пресс-релизе агентства.

По мнению агентства, конкурентная позиция российского ОАО «СОГАЗ» улучшилась, а капитализация ОАО «СОГАЗ» постепенно повышается.

Прогноз «Стабильный» отражает мнение о том, что ОАО «СОГАЗ» сохранит хорошие отношения с ОАО «Газпром», а также свои высокие операционные показатели. «Мы ожидаем, что ОАО «СОГАЗ» сможет достичь и поддержать как минимум адекватный уровень капитала, скорректированного с учетом риска, и как минимум приемлемое качество инвестиционного портфеля», — говорится в пресс-релизе.

Наряду с этими позитивными факторами учитываются относительно высокий кредитный риск, которому подвергается инвестиционный портфель ОАО «СОГАЗ», политика компании в отношении приобретения непрофильных активов, а также высокий отраслевой риск, связанный с деятельностью на российском страховом рынке.

Существенное и устойчивое снижение операционной прибыли, капитализации или ухудшение качества инвестиционного портфеля могут стать основаниями для понижения рейтингов или ухудшения прогноза по рейтингам компании. Еще одна возможная причина негативного рейтингового действия — снижение, с нашей точки зрения, уровня поддержки со стороны «Газпрома».

29.06.2011 Прайм-тасс

ОСАО «Россия» выплатило за неделю страхователям по КАСКО и ОСАГО 21,5 млн. рублей

За период с 20 по 26 июня 2011 года ОСАО «Россия» выплатило 21,5 млн. рублей в рамках урегулирования 771 убытка по автострахованию, из которых 289 составили выплаты в рамках страховых случаев по договорам КАСКО и 482 – по договорам ОСАГО.

При этом 8 млн. рублей было выплачено страхователям Москвы и Московской области, что составило 37% от общей суммы выплат. На втором месте по сумме выплат находится филиал Общества в г. Краснодар с 86 урегулированными убытками на общую сумму 3 млн. рублей.

Принцип «плати, как ездишь» давно стал привычным во взаимоотношениях западных страховщиков и автовладельцев. В России программы умного страхования, когда тариф каско зависит от поведения водителя за рулем, только начали появляться. И это не единственное интересное новшество в автостраховании.

ЕКАТЕРИНА ЕМЕЛЬЯНОВА
Телематическое око

Умное страхование — российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). Это в чистом виде порождение прогресса: создатели автомобильных телематических устройств придумали им еще одно применение, понравившееся страховым компаниям. Смысл в том, что вместе с полисом каско автовладельцу вручают электронный блок для установки в машине, который отслеживает действия за рулем (в первую очередь превышение скорости), и в зависимости от своей аккуратности автовладелец получает скидку 1-3 процентных пункта от страхового тарифа. В Европе Pay-as-you-drive работает с 2002 года, используется она повсеместно и в США. Результат, как утверждают страховщики, поразительный: водитель, как только за ним начинают следить, становится намного аккуратнее и дисциплинированнее. Кроме того, у автомобильной телематики множество других полезных функций: спутниковая сигнализация или, к примеру, информирование служб экстренной помощи.

В России телематический блок (GPS, ГЛОНАСС или GPS-ГЛОНАСС) с необходимым для умного страхования акселерометром у разных операторов стоит от 6 тыс. («Эшелон») до 10-12 тыс. руб. («Цезарь-Сателлит»), абонентская плата — 4-5 тыс. руб. в год. На Западе, по словам директора по развитию группы компаний «Эшелон Геолайф» Игоря Хереша, страховые компании оплачивают и оборудование, и его установку. В России же страховщики предлагают клиентам самим покупать телематический блок. Это главный тормоз в развитии страхования «плати, как ездишь», ведь потенциальная скидка должна быть ощутимо больше стоимости оборудования и абонентской платы. Впрочем, Россия — первая страна, которая собирается сделать телематический блок обязательным оборудованием автомобиля по техрегламенту, причем произойти это должно, по заявлениям чиновников, уже в 2013 году. «Это даст фантастический толчок развитию умного страхования»,— уверен Игорь Хереш.

Одно из обстоятельств, которые заставляют страховые компании с осторожностью внедрять новый продукт,— отсутствие практики оплаты страховых услуг по факту. «В нашей стране у людей нет элементарной финансовой дисциплины. Скажем, нет привычки аккуратно оплачивать услуги страховой компании, предоставленные авансом,— объясняет Виталий Княгиничев, директор департамента комплексного страхования СК «Ингосстрах».— Поэтому все страховщики работают по предоплате». При этом законодательство не позволяет делать перерасчет тарифа задним числом — по итогам годового контракта, поэтому в случае с умным страхованием страховщик может лишь на свой страх и риск дать скидку уже при заключении договора.

По такому принципу работает первая и пока единственная розничная программа Pay-as-you-drive — «Молодой водитель» у «Ингосстраха». Смысл ее в том, что страховая компания дает скидки от своих же повышающих коэффициентов, которые традиционно применяются к молодым водителям с минимальным стажем (до двух лет). Если такой водитель поставит на свой автомобиль телематическое устройство (партнерами выступают три оператора, в том числе упомянутые «Эшелон» и «Цезарь»), то получит скидку на тариф по каско от 5 до 30%. Чем моложе водитель и чем меньше у него стаж, тем выше скидка. Чем опытнее автовладелец, тем меньше скидка, потому что основной тариф для него автоматически снижается. По большому счету это осторожный эксперимент с образовательно-статистическими целями. В «Ингосстрахе» признают, что наиболее выгодным предложение становится при стоимости автомобиля выше $25 тыс. и максимальной скидке 30%, которая предоставляется при нулевом стаже. Таких автовладельцев, прямо скажем, не слишком много. С осени прошлого года, когда была запущена программа, «Ингосстрах» заключил по ней несколько сотен договоров.

Как рассказал Игорь Хереш, другая крупная страховая компания в тестовом режиме почти год обкатывала по программе умного страхования 200 машин, 170 из которых принадлежали корпоративному клиенту. Для автомобилей было установлено ограничение по километражу (15 тыс. в год) и геозоне (не выезжать за пределы Московской области). Результат оказался положительным: у клиента на 20% снизилась аварийность и на 4% — расход топлива. Однако клиент не стал продлевать контракт умного страхования, так как экономический эффект оказался слишком мал по сравнению со стоимостью оборудования и абонентской платой; полученной от страховщика скидки (5-7 тыс. руб. от тарифа) оказалось недостаточно.

«Ингосстрах» в рамках программы «Молодой водитель» отслеживает при помощи телематики всего два показателя — превышение скорости и пробег. В то же время, по словам Игоря Хереша, устройство позволяет регистрировать интенсивность ускорения и торможения, смену полос (помогает в перевоспитании лихачей, мечущихся по проезжей части), перемещение по геозонам. В США страховщики интересуются названиями радиостанций, которые слушает водитель, и громкостью звука в салоне, а также сколько времени водитель разговаривает по телефону, будучи за рулем.

Еще один неоспоримый плюс телематики — возможность реконструировать ДТП, чтобы понять, кто виноват. Это значительно сокращает сроки разбирательств и ускоряет выплаты по страховым случаям.

Доплата за угон

Сэкономленные за счет образцовой водительской дисциплины деньги можно потратить на другой вид автострахования — GAP (Guaranteed Asset Protection Insurance). Эта страховка защищает финансовые интересы автовладельцев в случае угона и утраты машины. Полис GAP возмещает разницу между суммой, на которую изначально автомобиль был застрахован, и реальной выплатой по полису каско в случае конструктивной гибели или угона машины. В общих чертах принцип таков: новый автомобиль стоимостью 500 тыс. руб. застрахован по каско. В практике страховых компаний применяется амортизация: машина каждый месяц дешевеет, причем за первый год пробега больше всего — до 20%; затем на 10-15% в год. То есть если автомобиль угнали в конце годового периода страхования, застрахованный получит за него 400 тыс. руб. Если же автовладелец вместе с каско купил полис GAP, он получит разницу до стоимости новой машины, то есть 400 тыс. плюс 100 тыс. руб.

Идея GAP принадлежит банкам, для них это способ обезопасить себя от недостаточности выплаты страхового покрытия за кредитные машины. Зачастую автомобиль амортизируется быстрее, чем владелец выплачивает кредит за него, и может случиться так, что даже с учетом первоначального взноса выплат по каско не хватит, чтобы вернуть кредит. Недостаток по кредиту банку погашает страховая компания, это так называемый финансовый GAP, он покрывает только разницу между выплатой по каско и суммой займа. По словам Аллы Ошеровой, начальника управления развития компании «Русавтогарант», в мировой практике это самый недорогой вид GAP. По программе, которую по заказу «Русавтогаранта» разработали зарубежные страховщики для российского рынка, цена трехлетнего полиса не превышает $200 для автомобиля стоимостью $20-25 тыс. (программа пока не работает).

В российской практике некоторые страховые компании при выплатах не учитывают амортизацию, то есть фактически GAP включен в годовую страховку. Но договор каско заключается на один год, а в следующем году автомобиль будет застрахован на меньшую сумму. GAP же в его классическом варианте обычно продается на три года.

Программ чисто финансового GAP (когда возмещается только разница до непогашенной части кредита) в России нет. Во многом это обусловлено большим первоначальным взносом за машину, который покрывает риски банков в случае ее утраты до погашения кредита. «При нынешних объемах автокредитования тариф на этот вид страхования мог быть копеечным, но при этом благодаря полису GAP банки могли бы снизить планку первоначального взноса до 10 или даже 5%,— говорит Алла Ошерова.— Это сделало бы доступной покупку автомобиля в кредит для большего числа людей».

Другой вид GAP — когда страховая компания возмещает разницу автовладельцу до покупной стоимости машины, так называемый инвойс-GAP. «Если финансовый GAP — это необходимость для владельцев кредитного автомобиля, то инвойс-GAP — это более или менее роскошь»,— комментирует Алла Ошерова. Собственно, только этот вид пока и представлен в России. Как утверждают в «Русавтогаранте», трехлетний полис инвойс-GAP для автомобиля ценой $20-25 тыс. не должен стоить больше $500. На практике пока выходит дороже, но, как уверяют в компании «Муса Моторс Финанс», перспективы для снижения тарифов есть и по мере роста объемов GAP-страхования они будут уменьшаться.

Работающие профильные розничные программы есть у «АльфаСтрахования», ПСГ «Основа», группы «Муса Моторс» (входит в альянс Inchcape plc) и нескольких других компаний. «АльфаСтрахование» предлагает годовые полисы GAP в дополнение к собственному каско для машин в возрасте до трех лет, которые новыми были застрахованы в этой компании. В данном случае полис GAP покрывает разницу между выплатой по каско и стоимостью новой машины только в первый год страхования. На второй и третий годы он гарантирует выплату только до той суммы, на которую машина застрахована (на второй год страховая сумма будет на 15% ниже покупной, на третий — на 28%). По словам Ильи Григорьева, руководителя управления департамента андеррайтинга и методологии «АльфаСтрахования», полис GAP стоит 0,95 процентного пункта. То есть если тариф каско составляет 10% стоимости машины, то с GAP страховка будет стоить 10,95%; если каско — 5%, то с GAP — 5,95%.

С 1 июня «АльфаСтрахование» начало продавать полисы GAP для новых машин в дополнение к каско любых других страховых компаний. Тариф зависит от стоимости автомобиля и начинается с 5500 руб. на год. В «АльфаСтраховании» готовы продать полис GAP на все автомобили, кроме тех, которые входят в группу риска,— сейчас это ряд моделей Toyota, Lexus, BMW.

У компании «Муса Моторс Финанс», обслуживающей одноименный дилерский холдинг, предложение значительно шире. В сотрудничестве со страховой компанией «Кардиф» «Муса Моторс» предлагает полисы GAP не только на один, но и на два, и на три года, для новых и подержанных автомобилей, в дополнение к каско любой страховой компании. Правда, тарифы не слишком демократичны. При заключении договора на год полис GAP обойдется в 1,07% стоимости нового автомобиля или 0,7% — для подержанного; двухлетний полис стоит 2,91% стоимости машины (2,7% для б/у), трехлетний — 4,89% (5,5% для б/у). При этом существует лимит выплат: что меньше — 25% страховой стоимости или €25 тыс. С этой точки зрения невыгодно, чтобы машину угоняли в конце трехлетнего договорного периода (если куплен GAP на три года), когда амортизация может превысить 25%. Но и в этом случае даже 25% стоимости автомобиля с лихвой перекроют стоимость полиса GAP.

У ПСГ «Основа» полис GAP стоит 0,45% страховой суммы, предлагаются только годовые контракты и лишь в дополнение к каско этой компании. Зато нет никаких ограничений по возрасту автомобиля на момент заключения контракта, нет и лимитов выплат.

По словам Ильи Григорьева, в «АльфаСтраховании» выплат по GAP пока не было. В «Муса Моторс» программа работает почти год — и уже есть заявленные убытки от клиентов, по которым оформляется возмещение. У «Основы» за год была одна выплата. GAP в отличие от других видов страхования не приносит клиентам головной боли: если принято решение о выплате по каско, страховка GAP выплачивается автоматически.

Родоначальники GAP в России смотрят на развитие этого вида страхования оптимистично. Как и в случае с другими нововведениями на авторынке, страховщики надеются, что локомотивом GAP станут автопроизводители. Расчет делается на то, что автолюбители, попробовав раз, уже не смогут отказаться от этой услуги, как это произошло, к примеру, с сервисом помощи на дорогах. «АльфаСтрахование» в рамках сотрудничества с автопроизводителями уже предлагает полисы каско с включенным в них GAP для покупателей Volkswagen, Audi, Kia. У «Русавтогаранта» есть планы по запуску программы GAP страхования по тарифам значительно ниже действующих сейчас на рынке, и, главное, отдельно будет представлен финансовый GAP.

27.06.2011 Коммерсант

Тарифы по ОСАГО необходимо менять, считает заместитель генерального директора компании «АльфаСтрахование» Александр Горин. В интервью РБК daily он также рассказал, какой процент прибыли страховщиков за последние восемь лет «съела» инфляция, и объяснил, чем новая система прохождения техосмотра лучше прежней.

— Повысятся ли тарифы по ОСАГО в ближайшие годы?

— Вопрос о тарифах регулируется в нашей стране законодательно, то есть тарифы будут дорожать только в случае внесения изменений в закон. Если говорить о необходимости изменения тарифов, то, учитывая, что у нас в стране присутствует инфляция, тарифы должны меняться, и судя по всему, в сторону увеличения. Но тарифы не увеличивались с 2003 года, и, так как тарифы по ОСАГО не регулируются страховыми компаниями, мы надеемся, что их в ближайшее время увеличит законодатель. Мое личное мнение — тарифы нужно было менять уже давно.

— Как вы относитесь к принятым Госдумой изменениям в процедуре техосмотра: теперь этим будет заниматься не МВД, а частные аккредитованные Российским союзом автостраховщиков операторы?

— Мое отношение как гражданина — передать ТО дилерам и другим техническим центрам правильно. Минусы старой системы заключаются в том, что она не работает: 60% ТО люди получали, не проходя осмотра (то есть покупали). Пора было что-то менять. Страховщикам это выгодно в том плане, что при такой системе вероятность, что на дороги будут выходить машины более технически готовые, повышается. Мы это всемерно поддерживаем.

— По новому закону страховщики имеют право не выдать полис ОСАГО автовладельцам, не прошедшим ТО. Может ли это стать инструментом шантажа в руках недобросовестных компаний?

— Это невозможно. Ведь выяснять, готова ли машина технически, будут не страховые компании, это не их работа. Их работа — проверить наличие талона. Если говорить о сервисных центрах, которые будут выдавать ТО, то им не удастся навязать ненужную для получения ТО услугу, ведь правила технического осмотра и признания машины технически исправной четко определены законодательством.

— Много говорят об убыточности ОСАГО для страховщиков, чем это обусловлено?

— В нашей стране она обусловлена тем, что тарифы не менялись с 2003 года. И когда рассчитывалась частота наступления страховых событий и т.п., ситуация в стране была совершенно другая. С тех пор цена автомобиля увеличилась в два раза, а тарифы остались неизменными. Помимо этого, учитывая, что инфляция составляет порядка 10–12% в год, а тарифы не менялись восемь лет, инфляция накопившимся итогом составила точно больше 100%.

Если сравнить с Европой, то в некоторых странах тарифы также регулируются государством. Где-то этим занимаются сообщества страховщиков, и там они являются своего рода свободно организованными рынками. В нашей же стране ситуация, когда тарифы регулируются государством, является, по моему мнению, наиболее рабочей и приемлемой для текущего состояния страхового рынка.

— Как вы оцениваете российский рынок автострахования в целом?

— Уровень профессионализма страховых компаний в нашей стране еще недостаточно высок. Поэтому компании необоснованно занижают цены на полисы добровольного страхования или завышают комиссию, которая платится посреднику. Поэтому рентабельность многих компаний отрицательная.

Проблемы законодательства касаются в основном регулирования обязательных видов страхования. Необходимо достаточно часто корректировать тариф. Законодатель должен успевать за рынком. У нас же это, как видим, не происходит. Но с другой стороны, хорошо, что регулируется именно законодательно — отсутствуют возможности для недобросовестной конкуренции хотя бы по цене.

— Что происходит с местными игроками на региональных ранках?

— На сегодняшний день местных игроков в регионах становится все меньше и меньше. В большей степени преобладают федеральные компании. С одной стороны это хорошо, так как, учитывая развитость нашего страхового рынка, крупные компании предоставляют более качественный сервис, можно быть уверенным в возмещении убытков. Мелкие же зачастую занимаются демпингом. Эта стратегия в условиях растущего рынка позволяет некоторое время сводить концы с концами. Как только намечается небольшой спад или замедляются темпы роста, компании уходят в убыток, и большинство разоряется.

24.06.2011 РБК daily

Страховая Группа «СОГАЗ» пролонгировала корпоративную программу страхования основных производственных фондов российских и перестрахования украинских предприятий, входящих в группу «ЕВРАЗ» — одной из крупнейших в мире вертикально интегрированных металлургических компаний. Данная программа является одной из крупнейших в портфеле СОГАЗа. Совокупная страховая сумма по ней составляет 29,5 млрд долларов США.

В соответствии с условиями программы, СОГАЗ обеспечил страховой защитой производственные активы основных предприятий «ЕВРАЗа», в том числе Новокузнецкого металлургического комбината, Западно-Сибирского металлургического комбината, ЕВРАЗ НТМК, ЕВРАЗ КГОК, Евразруды, ЕВРАЗ ВГОК и др. Активы этих предприятий застрахованы от имущественных рисков, включая поломку машин и оборудования, а также от рисков нарушения производственной деятельности. Страхование осуществляется по восстановительной стоимости, определенной профессиональным оценщиком, и включает также риски, связанные с основными поставщиками, а также риски по имуществу в горнорудных шахтах.

Предложенные СОГАЗом условия страхования полностью соответствуют параметрам и требованиям корпоративной программы страхования, разработанной ЕВРАЗом и страховым брокером «Виллис СНГ». Программа соответствует международным стандартам страхования, а по объемам страхового покрытия и лимитам ответственности является лучшей в России.

Корпоративная программа страхования имущества предприятий ЕВРАЗа была впервые заключена с СОГАЗом в конце 2007 года и с тех пор возобновляется уже четвертый раз.

EVRAZ Group S.A. (ЕВРАЗ) – одна из крупнейших вертикально-интегрированных металлургических и горнодобывающих компаний с активами в Российской Федерации, Украине, США, Канаде, Чехии, Италии и ЮАР. В 2010 г. объем производства стали составил 16,3 млн тонн, объем продаж стальной продукции – 15,5 млн т. Горнорудный сегмент в значительной степени обеспечивает потребности компании в железной руде и коксующимся угле. Консолидированная выручка ЕВРАЗа за 2010 год составила 13 394 млн долл. США, консолидированная скорректированная EBITDA составила 2 350 млн долл. США.

Страховая Группа «СОГАЗ» объединяет страховые компании ОАО «СОГАЗ», ООО СК «СОГАЗ-АГРО», ОАО СК «СОГАЗ-МЕД», ООО СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ», ООО СК «СОГАЗ-ШЕКСНА», ОАО МСК «Шексна-М», компанию по управлению активами ЗАО «Лидер» и сервисную медицинскую компанию ООО «Газпроммедсервис». В настоящее время региональная сеть Группы включает в себя более 600 подразделений и офисов продаж по всей России, а также представительство в Республике Казахстан. СОГАЗ имеет высший рейтинг надежности А++, присвоенный рейтинговым агентством «Эксперт РА», международные рейтинги финансовой устойчивости, присвоенные агентствами Standard & Poor’s («BB+», прогноз «Стабильный») и Fitch Ratings («BB+», прогноз «Стабильный»).

21.06.2011

Топ-менеджеры крупных корпораций стали чаще страховать свою ответственность. Но необходимость этой меры осознают только руководители компаний, размещающихся на зарубежных биржах.

Директора и управляющие российских компаний до сих пор не стремились страховать свою гражданскую ответственность. Полис D&O (directors and officers liability insurance) все еще относится у нас к разряду экзотики. Его приобретают в основном крупные публичные компании и фирмы, привлекающие к управлению иностранных топ-менеджеров. И хотя рынок D&O существует в России уже 15 лет, объемы его минимальны. По оценкам экспертов страховой компании «Чартис», сборы не превышают $30–40 млн. Это несопоставимо с объемами премий за рубежом.
В США и во многих европейских странах наемный руководитель не приступит к работе без полиса D&O. И это понятно: в развитых экономиках оснований для предъявления претензий к директорам за управленческие ошибки может найтись множество: практика судебных разбирательств по таким претензиям там отработана до мелочей. Известна масса громких международных процессов, связанных с такими исками. «В США и Европе полисы D&O покупают все крупные и средние компании. Претензии по искам, подпадающим под покрытие D&O, в среднем составляют более $3 млн, а судебные издержки на один страховой случай – около $500 тыс.», – уточняет замдиректора центра страхования ответственности «Росно» Борис Кузин. По его словам, согласно зарубежной практике, количество исков, попадающих под действие полиса D&O, ежегодно увеличивается в среднем на 15–20%. Причем размеры исков и страховых возмещений могут быть огромными. Немецкая компания Allianz ежегодно выплачивает страховые возмещения по D&O, размер которых может достигать сотен миллионов долларов. Другой лидер рынка D&O, компания Chartis, по иску против Deutsche Telekom за завышение директорами последней стоимости активов выплатила около $120 млн. А многомиллионный иск против директоров Royal Ahold N.V в Голландии за махинации с бухгалтерской отчетностью, как сообщил «Ф.» Владимир Кремер, начальник отдела страхования финансовых рисков компании «Чартис», был урегулирован с обвинителями за 8 млн. евро.
Неудивительно, что топ-менеджеры и наемные директора стремятся обзавестись полисом. Подобная страховка позволяет им защитить себя от материальных убытков и от судебных издержек.
В России, однако, все иначе. У нас привлечь к персональной ответственности за ошибки в управлении наемных директоров практически невозможно. Впрочем, ситуация может измениться уже в ближайшее время. Прежде всего потому, что оживает рынок IPO, и многие компании планируют выходить на зарубежные биржевые площадки. А там без полиса D&O не обойтись. Но есть и другие причины – стимулировать рост рынка будут и изменения в российском законодательстве.

Пионеры D&O. Пионером рынка D&O стала корпорация «Вымпелком». В 1996 году, накануне размещения акций, она застраховала ответственность своих управляющих. «Наша компания первой вышла на Нью-Йоркскую биржу и должна была учитывать возникшие риски потенциальных исков от американских акционеров. Такой полис не является обязательным условием для выхода компании на NYSE, но его наличие воспринимается всеми участниками рынка как best practice», – рассказывает генеральный директор «Вымпелкома» Елена Шматова. С тех пор в «Вымпелкоме» программа страхования ответственности топ-менеджеров, членов совета директоров и ревизионной комиссии обязательна.
По словам Елены Шматовой, у компании был только один случай, когда ей могло бы потребоваться вмешательство страховой фирмы, но, к счастью, этого не произошло. В декабре 2004 года «Вымпелком» опубликовал пресс-релиз о предварительных итогах налоговой проверки, в результате чего его акции упали на 25% в течение двух дней. Сразу вслед за этим два частных акционера – физических лица и один акционер – юридическое лицо подали иски в Нью-Йоркский суд против компании, ее генерального и финансового директоров. «Обвинения против руководства ”Вымпелкома“ заключались в том, что оно заблаговременно не проинформировало акционеров о налоговых рисках. В частности, тогда компанию обвиняли в недоплате налогов на общую сумму 4,4 млрд рублей (в окончательном решении сумма была снижена до 490 млн рублей). Суд оказался на стороне ”Вымпелкома“. Полис страхования ответственности D&O задействован не был, но мы должным образом проинформировали страховщика обо всех заявленных исках», – прокомментировала Елена Шматова. То есть, резюмирует она, полис D&O – отнюдь не формальность. «Как показал наш собственный опыт, такой полис нам реально пригодился, так как прибавил уверенности менеджменту в ходе судебных разбирательств. Хотя мы и считали себя правыми, суд в США является испытанием для человека в любой ситуации, и чувствовать поддержку компании в этих условиях было очень важно», – добавила она.
Сегодня большинство публичных компаний уже имеют полис D&O. Среди них Сбербанк, ВТБ, «Лукойл», «Вимм-Билль-Данн», МТС, «Трансконтейнер» и другие. Список этот постоянно расширяется за счет компаний, чьи акции торгуются на мировых биржах. «Самыми крупными клиентами являются компании, выходящие на IPO. По сути, для них это обязательное страхование, так как вероятность предъявления претензий увеличивается в разы, но за последние полгода мы заметили интерес к этому виду страхования со стороны организаций различных сфер деятельности – одним из наших клиентов является образовательное учреждение», – рассказал «Ф.» Антон Казиев, заместитель начальника отдела страхования финансовых институтов «Ингосстраха».
Впрочем, страховщики не особенно охотно делятся данными о своих клиентах. Еще сложнее получить информацию о выплатах по полисам D&O. Страховщики ссылаются на конфиденциальность информации, а сами компании стараются не афишировать претензии, которые предъявляются к их топ-менеджерам.

Российский опыт. Выплаты по полисам есть и здесь. По словам Владимира Кремера, компании «Чартис» в России приходилось оплачивать убытки по полисам D&O, хотя объемы этих выплат не сопоставимы с возмещениями, которые выплачиваются за рубежом. «Один из российских случаев – это компенсация расходов на расследование и защиту в уголовном процессе по обвинению главного бухгалтера одной известной компании в уклонении от уплаты налогов. Главный бухгалтер списал расходы в конце года, а налоговая инспекция посчитала, что это должно было быть сделано в следующем году. Пока шло следствие в суде, закончился срок исковой давности, однако на тот момент «Чартис» уже возместила расходы на защиту главного бухгалтера на сумму около $100 тыс.», – рассказал «Ф.» Владимир Кремер.
По его словам, практика привлечения к ответственности топ-менеджеров начинает применяться в России все шире. «Существует известная статистика Банка России, которая говорит о том, что с 2005 года имеется 14 вступивших в силу решений суда о взыскании с российских директоров банков более 4 млрд рублей по различным гражданско-правовым искам. Также сейчас рассматриваются иски о привлечении к гражданско-правовой ответственности российских директоров банков на сумму более 5 млрд рублей», – поделился информацией Владимир Кремер.
Известна и история с корпорацией «Мечел». Как сообщали СМИ, частные инвесторы из США в 2009 году подали в суд Южного округа Нью-Йорка иск против российской компании. Ее обвинили в том, что она не проинформировала инвесторов о проведении в отношении компании расследования антимонопольными органами, чем ввели инвесторов в заблуждение. У топ-менеджеров корпорации был полис D&O. Правда, ни страховщик, ни сама «Мечел» не захотели комментировать эту историю. Однако, по словам независимого эксперта, знакомого с ситуацией, полис сработал. «Судебное решение еще не принято, однако страховщик уже покрывает расходы по юридическому сопровождению этого процесса, компенсирует затраты на адвокатов, привлеченных к защите интересов топ-менеджеров компании. И эти затраты уже составляют не один миллион рублей», – сообщил он.
О том, что количество претензий к российским директорам растет, говорят и эксперты «Ингосстраха». «Российское законодательство содержит достаточно много возможностей для предъявления претензий директорам и хорошо защищает акционеров, третьих лиц и работников компаний», – уточняет Антон Казиев. По его словам, компания уже принимала участие в урегулировании страховых случаев по страхованию ответственности директоров.
В последние годы расширяется российская судебная практика подачи претензий и исков от акционеров, государственных органов, кредиторов не к компании, а непосредственно к менеджменту. Кроме того, становятся более распространенными случаи предъявления претензий, исков со стороны компании или акционеров и менеджменту за причиненный бизнесу вред. «Эта тенденция во многом связана с тем, что в России все больше собственников отдают полномочия по управлению компаний нанятому менеджменту, которому не всегда хватает опыта», – резюмирует эксперт «Росно».

Ошибки под покрытием. Само по себе страхование D&O – продукт сложный. Им занимаются далеко не все компании. Среди лидеров «Чартис», «Альянс», «Ингосстрах, «Росно», «АльфаСтрахование». По признанию страховщиков, каждый такой полис – «штучный товар», он всегда делается эксклюзивно под клиента и требует серьезной проработки. Объект страхования D&O – гражданская ответственность менеджера перед третьими лицами, интересам которых может быть нанесен ущерб. В первую очередь речь идет об акционерах компании, но претензии менеджеру могут предъявить также партнеры и кредиторы, конкуренты, надзорные и регулирующие органы и даже работники компании.
Как считают эксперты, ситуации повышенного риска для директоров возникают чаще всего во время слияний и поглощений, при выпуске ценных бумаг, то есть при попытке компании привлечь дополнительные активы. Ущерб может быть причинен в результате ошибок, бездействия, неоправданных инвестиций, ошибочной политики в отношении сделок слияний и поглощений, растраты средств компании, использования инсайдерской информации, нарушений трудового и антимонопольного законодательства, а также в результате неосторожных публичных высказываний.
К ошибочным действиям, по словам Бориса Кузина, можно, например, отнести неточности или неполное раскрытие информации, допущенные в финансовой отчетности, инвестиционных декларациях и проспектах эмиссии, несоблюдение порядка проведения крупных сделок, нераскрытие или несвоевременное изложение существенных фактов, неправильную оценку сделок, применение методов недобросовестной конкуренции.
Полис покрывает также ошибки при принятии решений, связанные с несоблюдением процедур, предусмотренных законодательством РФ по корпоративным вопросам, уставом компании, внутренними документами компании – например, в процессе реорганизации, увеличения уставного капитала, конвертации акций или дополнительной эмиссии, оплаты дивидендов, принятия решений без согласия собрания акционеров и многое другое.
«Практика заключения подобных договоров такова, что полис построен на базе «всех рисков», то есть полисом покрывается все, что не исключено. Если еще полтора года назад список исключений был достаточно большим, то сейчас основным исключением являются умышленные противоправные действия», – уточняет Антон Казиев. Это значит, что компенсация будет выплачена только в том случае, если ошибки директора являлись непреднамеренными. Страховщики не возместят убытки, если они возникли в результате умышленных или противоправных действий со стороны руководителя. Ведь страхуется только гражданская ответственность директоров, но не уголовная и не административная. «Основными исключениями по полису являются умышленные действия директоров, незаконная финансовая выгода, на которую руководитель не имел права, суммы административных штрафов и налоговых платежей, уже известные на момент начала периода страхования, а также требования по причинению вреда жизни и здоровью, нанесение ущерба имуществу, что покрывается договором страхования имущества», – уточняет Владимир Кремер.
Как правило, полис D&O оформляется сразу на несколько первых лиц компании, и лимит ответственности страховой фирмы тоже устанавливается один на всех, а не индивидуально. В среднем крупные корпорации включают в страховой полис 15–20 человек – президентов, членов совета директоров и правления, шефов отдельных служб и департаментов.
Основная программа обычно предусматривает два покрытия. Во-первых, это расходы компании в связи с возмещением, выплаченным руководителям по предъявленным против них искам (в этом случае возмещаются убытки компании). Во-вторых, покрываются расходы самих руководителей, в случае если компания по закону не может возместить их расходы (возмещаются убытки самих директоров). Такие договоры заключаются, как правило, на год, но могут предусматривать и возможность расширения периода покрытия даже по истечении срока действия договора.
И еще один важный плюс – полис покрывает все судебные издержки по искам, предъявленным к директорам, еще до того, как судебное решение принято. «По договору страхования в первую очередь авансом выплачиваются разнообразные расходы на защиту директора, должностного лица до признания его виновным в причинении вреда третьим лицам. И только потом, когда предприняты все необходимые меры по защите интересов менеджера (а косвенно и компании, и акционеров), и менеджер все-таки признается виновным в причинении вреда, то страховщик компенсирует этот вред», – поясняет Борис Кузин.

Цена ответственности. Заключить договор страхования D&O не так-то просто. Для этого от компании потребуется максимальная открытость, ведь страховщики запросят подробную информацию о ее деятельности: список акционеров, отчетность за несколько лет, результаты аудиторских проверок, сведения о допэмиссиях, слияниях и поглощениях. Обязательно анализируются структура акционерного капитала, параметры размещения ценных бумаг компании, структура корпоративного управления и внутреннего аудита. «Страховщики, которые фактически становятся партнерами в части несения рис­ков, имеют право на полное раскрытие информации в ходе подготовки предложения и выдачи полиса. Желательно уделить этому серьезное внимание и не скрывать возможных проблем от своего партнера», – советует Елена Шматова.
Тарифы рассчитываются индивидуально для каждой компании. Стоимость полиса определяется исходя из вероятности предъявления претензии. По словам экспертов «Росно», размер страховой премии зависит от многих параметров: от результатов финансового анализа, оценки хозяйственной деятельности компании, состояния отрасли в целом, наличия и условий листинга ЦБ, профессионального опыта застрахованных лиц, наличия возможных рисков в странах с развитой правовой средой и многого другого.
Здесь все имеет свой «вес»: величина активов компании, ее профиль, долговая нагрузка (структура долгов), отсутствие требований против директоров, наличие в прошлом слияний и поглощений и многие другие факторы.
В среднем по рынку страховые тарифы варьируются от 0,25 до 3% от лимита ответственности. Здесь многое зависит от территории покрытия, географии ведения бизнеса, обращения ценных бумаг. Например, в случае отсутствия покрытия по искам по ценным бумагам и страхования только на территории РФ тарифы будут минимальными. В случае наличия покрытия по искам по ценным бумагам и страхования по всему миру, за исключением США и Канады, – 1,5–2,5%. Если же покрытие учитывает иски по ценным бумагам, а территория страхования – «весь мир», включая США и Канаду, то тариф будет самый высокий. Исходя из сложившейся практики покрытие с территорией страхования «весь мир» обеспечивает оплату страхового возмещения по претензиям в рамках любой юрисдикции.
Что же касается лимитов покрытия, то тут диапазон еще шире. В зависимости от характера деятельности компании страховая сумма может быть установлена от 15 млн рублей до 1 млрд рублей. Для организаций с капитализацией до $500 млн, не имеющих активов за рубежом и торгуемых ценных бумаг, лимит обычно не превышает $5 млн. Компаниям, которые проводят IPO в России, достаточно лимита $10–15 млн, компаниям с рисками западного IPO – $20–30 млн. Лимиты ответственности крупнейших российских предприятий – лидеров в своей отрасли составляют $50–75 млн, но могут достигать $100 млн и более. Правда, самая распространенная страховая сумма, по признанию страховщиков, укладывается в $5–10 млн.

IPO в помощь. Взрывного роста на рынке D&O страховщики не ожидают, но постепенный рост количества договоров будет. Драйверами рынка на ближайшие годы пока так и останутся первичные размещения акций. Стремление торговаться в Лондоне или Нью-Йорке – основная причина, по которой наши компании будут задумываться о полисах D&O. «Дальнейшая интеграция в международную экономику, выход отечественных компаний на рынки других стран, в особенности участие в сделках по слияниям и поглощениям, значительно повышают подверженность российских директоров риску предъявления им исков со стороны иностранных инвесторов, кредиторов и партнеров», – уверена Елена Шматова. «IPO является локомотивом данного вида страхования, поскольку компания в ходе IPO раскрывает большой объем информации о себе и ощущает повышенное внимание инвесторов», – добавляет Владимир Кремер.
А по убеждению экспертов «Ингосстраха», компании, выходящие на IPO, уже стали локомотивами страхования ответственности директоров. «За 2010-й и первую половину 2011 года наблюдаются заметное оживление на рынке D&O, а также значительный рост сборов», – уточняет Антон Казиев. По данным «Росно», на протяжении последних лет рынок страхования D&O в России ежегодно прирастает на 5%.
По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, идет глобальное восстановление фондового рынка после кризиса: количество проведенных IPO в мире выросло с 597 в 2009 году до 1393 в 2010-м. При этом около 25 российских компаний планируют размещение на РТС в 2011–2012 годах. Именно с оживлением рынка IPO страховщики связывают свои главные надежды.
Однако кардинально ситуация изменится только тогда, когда будут ужесточены требования к нормам корпоративного управления, будет накоплена судебная практика привлечения к гражданско-правовой ответственности руководителей бизнеса за совершенные ошибки. «Для массового распространения страхования ответственности директоров необходимы развитые рыночные отношения и четко сформулированный государством принцип о необходимости и неотвратимости финансовой ответственности при любой предпринимательской деятельности», – заявил на проходившей недавно конференции, посвященной 15-летию D&O, президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим. Перспективы на этом пути есть. Сейчас идут серьезные дебаты вокруг изменений в Гражданский кодекс. Часть поправок как раз касается усиления персональной ответственности директоров. Этот законопроект предполагается рассмотреть в Госдуме уже в осеннюю сессию.

25.06.2011 Финанс

Страховой компанией «Югория», которую до конца года выставит на торги правительство Ханты-Мансийского автономного округа, интересуются «Ингосстрах» и «Росгосстрах».

Об этом рассказала губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Наталья Комарова в пятницу, после подписания соглашения о сотрудничестве между регионом и «Ингосстрахом». «Ингосстрах» — надежный инвестор, мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с ним по инвестпроектам в округе«- так отзывалась она о потенциальном претенденте. Помимо «Ингосстраха» и «Росгосстраха» «Югорией» интересуются и иностранцы.

Стартовую цену торгов Комарова не назвала. Оценка компании состоится во второй половине этого года. «Чем дороже продадим, тем лучше», — отмечает она. Последняя оценка страховщика — около 7 млрд руб., говорит топ-менеджер «Югории».

Первоначально продажа «Югории» была запланирована на 2012 г. Но затем торги были перенесены на конец этого года. «Доход от продажи “Югории” мы хотели бы получить в 2011 г.», — подтверждает Комарова.

«Ингосстрах» действительно может принять участие в приватизации «Югории», подтвердил гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев. «Югория» входит в число немногих российских страховщиков, которые интересны инвесторам«, — говорит Григорьев. А ХМАО — хорошее место для ведения бизнеса, добавил топ-менеджер. Детально изучать «Югорию» «Ингосстрах», по словам Григорьева, будет после появления оценки.

«Росгосстрах» не исключает участия в конкурсе по продаже «Югории», но говорить о какой-то конкретике еще рано, тем более пока нет оценки компании, говорит топ-менеджер «Росгосстраха».

Присматривается к активу и «Согаз», утверждают менеджеры нескольких страновых компаний. Представитель «Согаза» это опровергает.

По итогам прошлого года «Югория» вошла в топ-15 российских страховщиков по размеру собранной премии, более 80% сборов «Югории» приходится на регионы. Покупатель может серьезно усилить свои позиции в ХМАО и Тюменской области, где «Югория» продает около трети всех своих полисов, говорит заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. Он оценивает «Югорию» в 6-7,5 млрд руб. У «Согаза» есть свободные деньги для покупки «Югории» — эта компания самая прибыльная на российском рынке, к тому же работает в невысоко убыточных корпоративных сегментах, прикидывает Самиев. А «Ингосстрах» и «Росгосстрах», если компании будут участвовать в конкурсе, могут привлечь кредиты, допускает Самиев.

27.06.2011 Ведомости