Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Кризис на рынке ворованных машин преодолен — об этом свидетельствует статистика угонов: в 2010 году в Москве похищено 11 805 легковых автомобилей, почти на 500 больше, чем в 2009-м. Корреспондент «Денег» Екатерина Емельянова выяснила, какие машины воруют чаще и как оснастить и застраховать автомобиль, чтобы риск угона оказался минимальным при минимальных же расходах на безопасность.

Итоговой годовой статистики угонов по России еще нет, но есть неизменная доля столичного региона: примерно четверть угнанных машин. И есть впечатляющие общероссийские данные за три квартала 2010 года: 35 533 автомобиля против 33 128 за весь 2009 год.

В целом по России третья часть угонов приходится на продукцию тольяттинского автозавода. Если исключить из этой статистики Москву, где 25% похищенных машин — это модели Lada (их доля в столичном автопарке меньше, чем в региональных), процентное отношение угнанных в провинции моделей АвтоВАЗа и иномарок будет примерно 40 к 60.

В Москве лидеры по угонам в вазовской линейке — «Калина» и «Приора», а в регионах в прошлом году вперед неожиданно вырвалась модель ВАЗ-2106. Есть предположение, что «шестерки» зачастую угоняют, чтобы отправить в утиль: в рамках программы утилизации, стартовавшей 8 марта 2010 года, за любой автохлам старше десяти лет можно получить скидку на новую машину 50 тыс. руб. В этом смысле воровство древних «шестерок» можно расценивать как мелкую подработку не слишком претенциозных угонщиков — вряд ли покупатель такой машины захочет отдать за нее больше 15 тыс. руб. Правда, по условиям программы утилизации, сдаваемая в утиль машина должна находиться в собственности владельца не меньше года. То есть, если исключить вариант подделки документов, «шестерки», угнанные в прошлом году, пойдут в утиль в нынешнем.

Красноречива иномарочная часть статистики. По России на втором месте после АвтоВАЗа — японский автопром (Toyota, Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan), причем почти с тем же общим результатом. В Москве «японцы» составляют уже 45% угнанных автомобилей. Что может говорить о двух особенностях этой категории иномарок — популярности в народе вследствие надежности и ненадежности перед лицом угонщика.

Скрытая мотивация
«В 2002-2005 годах произошла качественная смена ориентации угонщиков с немецких автомобилей — Audi, Volkswagen — на японские, преимущественно Toyota и Honda,— говорит Евгений Стасюк, начальник диспетчерского центра группы компаний «Эшелон».— Последние пять лет резких скачков не наблюдается: угоняют практически весь модельный ряд Toyota и Honda. Также с 2008 года наблюдается некоторая либерализация «угонного» ассортимента: в Москве в списке весьма угоняемых машин появился почти весь модельный ряд Mitsubishi, некоторые модели Nissan, а также Ford Focus и Opel Astra».

Последние несколько лет эксперты ожидают появления в угонном рейтинге корейских автомобилей. Пока, по словам представителей столичного ГУВД, на «корейцев» приходится менее 3% похищенных автомобилей, однако тренд на увеличение их доли просматривается.

Заметим, многие специалисты о каких-либо явных тенденциях на этом криминальном рынке говорить не берутся. По мнению Игоря Ямова, заместителя гендиректора ОСАО «Ингосстрах» и президента Профессиональной ассоциации противодействия угонам, никаких закономерностей в этой сфере не существует, а «тренды», о которых любят говорить страховщики и милиция, частенько отличаются большой скоротечностью: «Скажем, у одного автопроизводителя рухнула крыша склада запчастей. Возник их дефицит, и потом в течение двух месяцев был всплеск угонов автомобилей этой марки — их брали на запчасти».

Если в Москве на первом месте по угонам «японцы», то в Санкт-Петербурге — Ford Focus. Почему? Никто не знает, делится наблюдениями директор по развитию бизнеса компании «Эшелон-Геолайф» Игорь Хереш. «Или Mitsubishi Lancer — за последний год он стал весьма рисковой машиной. Считается, что его чаще угоняют на запчасти, поскольку у официальных дилеров они очень дорогие. Но на Renault и Nissan запчасти не дешевле, а на Citroen их еще и ждать надо, тем не менее эти марки в данный момент не слишком интересуют угонщиков»,— продолжает он.

В ноябре 2007 года, вспоминает Игорь Хереш, угоняли каждую четвертую Honda Accord. Потом она на два года пропала из списка лидеров, но сейчас, уже в новой модификации, опять вернулась в десятку. А начиная с 2008 года угонщики прониклись большой любовью к Mazda6. «Внутри каждого класса меняются лидеры, но общая цифра угонов по классу остается одинаковой,— говорит Игорь Хереш.— Одно время в классе небольших кроссоверов угоняли в основном Toyota RAV4. Сейчас на этом месте — Honda CR-V. А RAV4, Mitsubishi Outlander XL и Suzuki Grand Vitara вместе равны по количеству угонов CR-V. Honda Accord, Mazda6 и Volkswagen Passat сейчас в сумме дают тот же показатель, какой три года назад был только у Accord».

По словам Дениса Щепетьева, гендиректора компании «Цезарь Сателлит», еще одно обстоятельство, влияющее на «угоняемость»,— появление специального оборудования, с помощью которого преступники преодолевают штатную защиту: «Это в первую очередь касается так называемых нерисковых моделей — на них хозяева редко ставят дополнительное оборудование. Поэтому, когда злоумышленники получают новое техническое устройство для взлома, транспортное средство оказывается беззащитным и автоматически переходит в разряд рисковых. Так, например, произошло с Audi Q7 — в конце прошлого года ее стали чаще угонять в Петербурге. Также в 2010 году участились случаи угона моделей Lexus и Toyota с использованием спецсредств».

Иногда спецсредств для взлома не требуется. Некоторое время назад в одном из немецких автоконцернов специалист, отвечавший за разработку систем безопасности, уволился, не сохранив хороших отношений с компанией. После чего модели этой марки стали вскрывать за пару минут, и так продолжалось некоторое время. «Это был катастрофический всплеск,— вспоминает сотрудник отдела урегулирования убытков одной из страховых компаний.— У нас было несколько случаев, когда человек останавливался, чтобы купить сигареты, и машина уезжала буквально на глазах».

Каждый год компания «Эшелон-Геолайф» на основании статистики страховых компаний составляет рейтинг самых угоняемых автомобилей в Москве и области. Двадцатка из нашей таблицы — это самые угоняемые иномарки из числа застрахованных по каско. От угона страхуют 40% иномарок, в основном в возрасте до четырех лет (и лишь 4% российских автомобилей), и этот рейтинг можно расценивать как информацию для покупателя новой машины, находится ли в группе риска выбранная модель.

Разделение труда
При выборе жертвы угонщик заранее знает, для чего она предназначена: на запчасти, для последующей реализации в массовом секторе или под заказ. Собственно, в каждой из этих ниш трудятся свои спецы. «Есть угонщики первой категории — подмастерья, которые линейкой успешно ковыряют наши родные «Жигули»,— говорит Игорь Ямов.— А есть профессионалы шестого разряда, которые работают в хлопковых перчатках, откручивают винтики и складывают их в пакетики, а на кожаную обивку надевают полиэтиленовые чехлы». Так, по информации компании «Цезарь Сателлит», при недавнем задержании угонщика на Новорижском шоссе (был угнан Lexus) у него было изъято специальное оборудование стоимостью примерно €30 тыс.

«Автомобили премиум-сегмента крадут под конкретные заказы — выбирают необходимый цвет и комплектацию,— рассказывает Денис Щепетьев.— Более дешевые машины — под массовый спрос с менее определенными требованиями. Чем больше возраст машины, тем более вероятно, что ее украли для продажи по запчастям. Стоимость такого автомобиля уже не столь высока, и его легализация может быть не очень выгодна».

Из относительно новых машин среднего ценового сегмента угонщики формируют партии. Сначала их собирают в так называемые отстойники, где они стоят примерно неделю. За это время на них перебивают VIN и готовят к легализации, а затем продают на рынках, преимущественно в регионах, по цене не более 50% реальной стоимости.

Центры угонов — Центральный и Северо-Западный федеральные округа, в основном мегаполисы. «Здесь больше концентрация автомобилей, легче скрыться,— говорит Денис Щепетьев.— Причем, по нашей статистике, в Санкт-Петербурге в пересчете на общее количество автомобилей попытки угонов совершаются чаще, чем в Москве. Одна из причин — в Питере легче, чем в Москве, выехать на ворованном автомобиле из города в область, где расположено большинство «отстойников». Перегоняется похищенный автотранспорт в республики Северного Кавказа, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголию, ОАЭ. Там машину проще легализовать и вновь поставить на официальный учет».

«Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser уходят в основном на Кавказ, где зачастую ездят без номеров,— рассказывает Игорь Хереш.— А кое-где своеобразный признак «крутизны» — ездить на угнанной машине, не снимая московских номеров».

В последнее время стал заметен поток угнанных машин в Евросоюз. По наблюдению специалистов, новое направление хорошо освоили после вхождения Польши в ЕС. Автомобиль угоняют в России, везут через Белоруссию в Польшу, где он становится бельгийским или швейцарским. Пока он ездит по объединенной Европе, шансы быть проверенным на «чистоту» у него невелики.

Угнать за 17 секунд
Представим себе угонщика, заглянувшего на «ночную автовыставку» в неохраняемом дворе. Если у него нет конкретного заказа, что он выберет? Этот вопрос мы задали экспертам из страховых компаний и специалистам по противоугонным системам.

Отечественные авто остаются самыми угоняемыми не только потому, что их больше всего, но и потому, что угнать их проще
«Если машина идет под заказ, угонщик готов с ней возиться часами. В обычных же случаях — максимум 10-15 минут,— говорит Игорь Хереш.— Если преступник встречает какое-то техническое препятствие, которое не позволяет ему уложиться в это время, он чаще всего машину бросает, ведь вокруг много таких же, но не оборудованных дополнительными противоугонными средствами».

По единодушному мнению экспертов, штатная защита у немецких машин в общем случае лучше, чем у японских. «Есть система двойного запирания дверей, чуть сложнее обмануть штатный иммобилайзер — процедура «прописывания» нового ключа к машине немного дольше, «воротком» немецкую машину, скорее всего, не откроешь,— перечисляет Игорь Хереш преимущества «немцев».— Японскую машину без дополнительных приспособлений можно угнать за одну-полторы минуты, немецкую — за три-четыре минуты».

Игорь Ямов приводит более впечатляющий хронометраж: «Как-то наши эксперты состязались, кто быстрей «угонит» одну очень хорошую японскую машину. Одна команда — с двумя зубочистками, вторая — со скрепкой. У одних получилось за 17 секунд, у других — за 22. Нет никаких оснований полагать, что среди угонщиков нет таких же профессионалов».

«Корейцы», по оценкам специалистов, в этой иерархии стоят на одной ступеньке с «японцами», Ford же по уровню штатной защиты ближе к «немцам».

В целом страховщики скептически относятся к любым штатным системам безопасности. «Штатные системы в основном показывают низкую противоугонную эффективность,— говорит Дмитрий Кузнецов, начальник отдела департамента страхования автотранспорта РОСНО.— Установка дополнительных противоугонных систем, в том числе спутниковых, уменьшает вероятность угона, однако полной защиты от угона не существует. Наибольшую эффективность показывают инновационные системы, и то только до тех пор, пока их не изучат угонщики».

«Все штатные системы серийно устанавливаются на заводе в одном и том же месте, поэтому угонщик заранее с ними знаком,— объясняет Игорь Хереш.— Нет ни одной штатной системы, которую бы не взломали. Это вопрос времени и изучения алгоритма».

Равнение на спутник
Спрашивается, куда деваться автовладельцу, если абсолютной защиты от угона не существует. Совет первый — не покупать автомобиль из группы риска. Правда, никто не гарантирует, что предпочтения угонщиков не изменятся в одночасье. Совет второй и самый очевидный — застраховать. Совет третий: если автомобиль из масс-маркета, следует поставить любую дополнительную систему защиты — хотя бы механическую, на руль и коробку передач. Если же машина из премиум-сегмента и при этом — кавказский хит, то придется оснащать ее самым современным набором противоугонных систем, в том числе спутниковых.

«Land Cruiser должен быть крепостью, потому что угонщик готов к тому, что у такого автомобиля есть дополнительная защита,— говорит Игорь Хереш.— Чаще всего у преступника есть устройство, создающее помехи на частоте 900-1800 МГц, чтобы диспетчер спутниковой компании не видел машину. Но глушилка не может быть включена на длительное время, как правило, у угонщика есть три-пять минут на поиск противоугонного блока. Здесь должны сработать автономные противоугонные системы. Наша задача, чтобы этот противоугонный блок не нашли; а ежели он и будет найден, это не должно позволять преступнику выиграть время».

Конечно, машины со «спутником» тоже угоняют. Вскрывают систему на подземных стоянках, где нет радиосигнала, пасут такие машины на сервисе, чтобы изучить охранный блок, подъемным краном грузят в фуру с гасящими сигнал стенками, наконец, разбойным образом выкидывают водителя из машины. Но, по статистике, на тысячу попыток угонов автомобилей со «спутником» результативными оказываются не более десяти. Сегодня более эффективной защиты не существует.

Если машина не застрахована по каско, то ее владелец после того, как стал жертвой угонщиков, может стать еще и жертвой мошенников
Большинство страховых компаний, стремясь снизить риск угона, делают ставку именно на спутниковые системы безопасности. Некоторые за установку «спутника» даже на самую угоняемую машину готовы давать скидки. «При наличии некоторых противоугонных устройств клиент может рассчитывать на понижающий коэффициент до 50% к тарифу по риску «Хищение»»,— говорит Игорь Иванов, вице-президент СК «Ресо-гарантия». У «Ингосстраха» стоимость полиса каско напрямую зависит от того, насколько эффективно машина защищена от угона (см. интервью с Игорем Ямовым).

Все крупные страховщики сотрудничают с поставщиками спутниковых охранных систем, и практически у всех есть гибкие тарифы на полис каско с зависимости от «угоняемости» машины и от того, какое дополнительное охранное оборудование на ней установлено (см. таблицы). В компании «Эшелон-Геолайф» говорят, что, например, при страховании высокорисковой Honda Accord в «Ингосстрахе» можно получить скидку до 90% по риску «Угон» — при установке определенной спутниковой системы. В компании «Цезарь Сателлит» поясняют, что скидки у всех страховых компаний разные, поскольку зависят от собственной статистики страховщиков по угонам и эффективности той или иной системы. Автовладельцам советуют не жалеть времени на изучение условий, предлагаемых страховыми компаниями. Можно найти такие тарифы, что скидка страховщика не только полностью покроет стоимость противоугонной системы, но и принесет некоторую выгоду — скажем, на второй-третий год страхования, когда скидка за «спутник» сохранится, а платить за него придется только абонентскую плату.

А еще лучше начать подсчитывать расходы на страховку раньше, при выборе дилера. Нередко автодилеры сами покупают у поставщиков «спутников» оборудование (оно обходится им значительно дешевле, чем розничным клиентам) и прилагают его к автомобилю бесплатно. Кроме того, у поставщиков время от времени случаются акции и распродажи — например, к комплекту оборудования можно получить год абонентского обслуживания бесплатно. У многих есть программы лояльности: скидки постоянным клиентам, кампании из разряда «Приведи соседа — получи скидку». Таким образом, тщательное изучение условий страховщиков, автодилеров и компаний-поставщиков спутниковых систем может дать неожиданную экономию — наряду с возможностью спать почти спокойно.

24.01.2011 Журнал «Деньги»

Игорь Ямов, заместитель гендиректора ОСАО «Ингосстрах» и президент Профессиональной ассоциации противодействия угонам, рассказал «Деньгам», как его компания моделирует риск угона.

Если проанализировать информацию об угонах в СМИ, создается впечатление, что этой проблемой всерьез озабочены только страховые компании и производители охранных систем.

— Противодействие угонам — потребность страхового бизнеса. В страховании КАСКО есть два больших риска: риск ущерба и риск хищения, или угона. Несмотря на то что частота страховых случаев по риску хищения в несколько раз ниже, в финансовом плане он очень значимый. Фактически компания должна выплатить в полном объеме стоимость автомобиля, а учитывая, что страхуются по КАСКО в основном иномарки, средняя страховая стоимость получается $20-22 тыс. Емкость криминального рынка угонов в России оценивается в $1,5-2 млрд, при этом примерно 5 млрд руб. ежегодно выплачивают за угнанные автомобили страховые компании.

Как вы пришли к такой в общем не свойственной для страховой компании деятельности — борьбе с криминалом?

— Мы серьезно занялись темой угонов лет десять назад. Изучили мировой опыт и поняли: чтобы снизить вероятность наступления страхового случая, риском надо управлять. В результате произошла смена парадигмы бизнеса. Раньше мы придерживались общепринятой практики: устанавливали тарифы исходя из статистики угонов, предполагая тем самым, что тренд будет сохраняться. Цена полиса устанавливается минимум на год, поэтому, если ситуация кардинально меняется, мы в течение долгого времени требуем с клиента совершенно необоснованный тариф.

Стали погружаться в тему — кто, что, где и как гонит. В результате появилось несколько принципиальных выводов. Первый: в том сегменте, где машины страхуются, работают профессиональные угонщики. Это структурированный бизнес, и у него есть бизнес-этапы: например, подбор транспортного средства для хищения, момент угона, отстой автомобиля, смена идентификационных номеров и подготовка к легализации, реализация и т. д. Наша задача — повысить для угонщиков себестоимость каждого этапа.

Второй: в условиях не очень высокой эффективности взаимодействия с правоохранительными органами наша задача — не допустить, чтобы машина тронулась с места. А если она все-таки поехала, информация должна дойти до правоохранительных органов как можно быстрее. Технически этим требованиям максимально соответствовали спутниковые системы.

Мы создали ассоциацию противодействия угонам. Ее соучредители — в основном страховые компании, а также национальные операторы и производители противоугонных систем. Заключили договор о партнерстве с ассоциацией ГЛОНАСС.

При страховании в основу была положена идея о том, что при оснащении машины противоугонным устройством клиент экономически должен выигрывать. То есть скидка при страховании должна покрывать стоимость противоугонной системы.

Подобный подход — ваше ноу-хау, или это результат изучения иностранного опыта?

— Нам очень понравились успехи, которые были достигнуты на британском рынке. В середине 90-х угоны превратились там в огромную социальную проблему. Появлялись впечатляющие цифры: ДТП на угнанном автомобиле с нанесением ущерба жизни и здоровью стоит налогоплательщикам порядка £1 млн. Поэтому правительство, которое не борется с угонами, разбазаривает деньги налогоплательщиков. Этот подход создал платформу для консолидации усилий страховщиков, правоохранительных органов и автопроизводителей. Научно-исследовательский центр Thatcham Британского союза автостраховщиков разработал критерии для оценки штатной защищенности нового автомобиля от угона. Устанавливая тарифы, страховые компании стали ориентироваться на число баллов, набранных той или иной моделью по методике Thatcham. Это стало стимулом для автопроизводителей: в условиях конкуренции стоимость цикла владения автомобилем, где цена страховки весьма существенна, может стать решающим аргументом для покупателя. Иными словами, тот, кто борется за защищенность автомобиля от угона, снижает стоимость владения им. В итоге количества угонов в Великобритании уменьшилось в два раза за последние десять лет.

Методика Thatcham применима в российских условиях?

—- Эксперты Thatcham по нашей просьбе оценивали иномарки, которые поставляются на российский рынок. Выяснилось, что в среднем они защищены существенно хуже, чем аналоги, представленные на британском рынке. За два года мы проверили более 40 моделей. При этом был выявлен на первый взгляд парадоксальный факт: наиболее защищенные автомобили, получившие пять звезд по британской методике, у нас попадают в разряд самых угоняемых.

Почему?

— Их методика отражает национальные особенности криминального рынка. В Британии преобладала бытовая преступность, например угоняли пьяные, чтобы доехать от бара до дома. В России же мы имеем дело с отлаженным бизнесом. Стало понятно, что надо создавать свою систему оценки. Что мы и сделали. Протестировали по ней модельный ряд Volkswagen, выпускающийся в Калуге. Все модели получили достойные четыре балла, и теперь мы с уверенностью говорим, что автомобили этой марки прилично экипированы для защиты от случайных угонов. Мы планируем и в дальнейшем тестировать машины по нашей методике, и тогда появится некая объективная основа, чтобы говорить, какой автомобиль защищен лучше, а какой — хуже. Тестирование позволяет выявить «технические дыры», через которые преступники легко могут угнать машину.

В чем отличие вашей системы оценок от британской?

— Мы добавляем баллы за наличие мониторингового блока и за то, что производитель готов предоставлять информацию по кодам VIN. Это важно для организации информационного обмена, который в нашей стране крайне несовершенен. Между тем объединение информации ГИБДД, таможни и автопроизводителей практически перекрыло бы возможность легализации угнанных автомобилей.

Мониторинговый блок позволяет отслеживать перемещение автомобиля. Собственно, это и есть интегрированная спутниковая система, и мы пытаемся добиться, чтобы производители устанавливали блоки GPS-ГЛОНАСС. Мы готовы давать максимальную скидку за их наличие в автомобиле.

Как это отражается на тарифах?

— Протестировав уровень штатной защиты автомобиля, мы можем дать конкретные рекомендации, какие места надо закрывать послеконвейерными решениями. Разделив автомобили на четыре категории — от малоугоняемых до особорисковых, мы пришли к неким техническим требованиям к этим системам. Автомобили, оснащенные в соответствии с нашими рекомендациями, могут получить максимальную скидку — до 80% по риску «Хищение». Мы располагаем данными о 460 системах безопасности, причем одно и то же оборудование, поставленное на разные машины, дает различные скидки, в зависимости от штатной защищенности автомобиля и от того, к какой группе риска он относится.

Система показала свою работоспособность: мы не строим прогнозы угоняемости, а моделируем риск угона. Риск стал управляемым — это главный результат.

24.01.2011 Журнал «Деньги»

Скоро Росстрахнадзор сможет более оперативно реагировать на финансовые проблемы страховщиков: он будет вводить временную администрацию в страховые компании уже при первых признаках неплатежеспособности. Необходимые изменения были внесены в положение о Росстрахнадзоре в конце 2010 года.

В положение о ФССН внесены изменения, которые добавляют ей полномочия при контроле платежеспособности страховщика. Теперь Росстрахнадзор сможет оперативно назначать временную администрацию страховой организации при первых признаках неплатежеспособности страховщика. Регулятор также будет выбирать кандидатуру руководителя временной администрации и ее членов, это позволит лучше контролировать финансовое положение страховщиков и вовремя принимать меры по их банкротству, что весьма актуально, учитывая инвестиционную и ценовую политику многих СК. Как ранее отмечал глава ФССН Александр Коваль, в 2010 году из-за неплатежеспособности лицензии лишилось порядка ста страховых компаний.

«Новые полномочия ФССН важны: раньше при банкротстве страховщика приходил арбитражный управляющий, теперь же функции временной администрации будет исполнять не представитель судебной системы, а человек с рынка, назначенный регулятором», — отметил вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. Он полагает, это позволит не допустить, чтобы собранные страховщиком деньги испарились волшебным образом, как это происходило при банкротстве многих компаний в кризис.

Гендиректор СК «Россия» Юрий Колесников напомнил, что в июле вступили в силу изменения в закон «Об организации страхового дела в РФ», которые устанавливали новый порядок банкротства страховщиков, а изменения в положение о ФССН были необходимы, чтобы чисто технически регулятор смог дей­ствовать по букве нового закона. «Страховщики на удивление спокойно восприняли изменения в законе, который дает возможность ФССН вводить временную администрацию при формальных нарушениях, например если страховщик не исполнил решение суда по взысканию в течение десяти дней после предъявления исполнительного листа», — отмечает Юрий Колесников. По его словам, это «пороховая бочка, которая может взорвать рынок». Он признался, что если это положение будет широко использоваться, то временную администрацию можно будет вводить в каждую вторую компанию.

«В новые права ФССН вступит в течение первого квартала, после принятия Минфином по­следних необходимых приказов, тогда останется надеяться только на благоразумие регулятора. Только при этом новые полномочия превратятся в инструмент оперативного реагирования на признаки неплатежеспособности страховщиков», — уверен Юрий Колесников. «Посмотрим, как регулятор поведет себя: как благородный рыцарь в доспехах или как разбойник с оружием», — отметил Илья Соломатин.

17.01.2011 RbcDaily

Скоро на российском рынке появится банк, который может потеснить крупнейшие розничные кредитные организации, став по числу точек обслуживания граждан вторым после Сбербанка. Сейчас в Банке России на согласовании находится документация по организации перекрестных продаж от Русь-банка, который скоро будет переименован в Росгосстрах Банк. Он будет принимать вклады и выдавать кредиты через отделения «Росгосстраха» Данила Хачатурова.

В декабре прошлого года «Росгос­страх» зарегистрировал в Роспатенте новый товарный знак — Росгосстрах Банк, под этим наименованием вскоре станет работать Русь-банк. Как удалось выяснить РБК daily, после ребрендинга изменится и бизнес-модель кредитной организации: банковские продукты будут продаваться в офисах страховой компании и наоборот. Это позволит банку Данила Хачатурова стать вторым в стране по числу точек продаж в офисах. Сейчас наибольшее количе­ство офисов имеет Сбербанк — более 19 тыс. У Русь-банка на данный момент чуть более 200 офисов, но если к ним прибавится 3 тыс. отделений «Росгосстраха», то одноименный банк в будущем станет вторым по количеству офисов продаж, обогнав Россельхозбанк. Сейчас документация по организации перекрестных продаж находится на согласовании в ЦБ.

Спектр продуктов, которые будут продаваться через офисы «Росгосстраха», пока еще точно не определен, сообщил РБК daily источник в компании. В ближайшее время банк собирается уменьшать выдачу ипотечных и автокредитов и сфокусироваться на потребительском кредитовании, поскольку оно более доходно, чем займы с большими сроками и объемами. Из-за интереса к потребкредитованию понятно желание Русь-банка увеличить число точек продаж. Возможно, в офисах страховой компании «Росгосстрах» можно будет и открывать вклады. В пресс-службах «Росгосстраха» и Русь-банка сообщили, что в среднесрочной перспективе «Росгосстрах» намерен расширить линейку продуктов, в том числе за счет финансовых услуг. Сроки реализации и подробности перекрестных продаж организации пока не раскрывают.

Сеть — один из главных факторов успеха розничного бизнеса, отмечает зам­пред правления банка «Нордеа» Андрей Мальцев. «Продажи через «Росгосстрах» могут стать серьезным конкурентным преимуществом. Но для сотрудников страховой компании банковские продукты всегда будут вторичны, поэтому успех зависит от их конкретной реализации», — говорит он. Решение использовать сеть страховой компании хорошее, но эффект от синергии вряд ли можно подсчитать арифметически, полагает зам­пред правления банка «Ренессанс Капитал» Олег Скворцов. «Расположение и формат банковских и страховых офисов различаются, для банковской деятельности требуется также другое оснащение», — рассуждает он, отмечая, что только для продажи пластиковых карт нужно минимум два сейфа.

В офисах страховой компании сложно полноценно продавать банковские продукты, поскольку есть и организационные, и законодательные трудности, рассказывает зампред правления Абсолют Банка Эмиль Юсупов. «В точке страховщика можно выдавать кредитные карты, а также собирать анкеты потенциальных заемщиков по другим продуктам. Однако окончательное оформление кредитов лучше производить в офисе банка», — говорит г-н Юсупов.

Сейчас довольно распространена практика продажи в офисах банков страховых продуктов, привязанных к банковским, например к ипотеке. Ряд банков имеют сложившийся пул страховщиков, чьи услуги предлагаются клиентам при оформлении жилищных займов. Некоторые продают в своих офисах продукты аффилированных страховщиков, такая модель существует в Альфа-банке и «Уралсибе». В ВТБ24 РБК daily сообщили, что во второй половине 2010 года более чем в десяти московских офисах стартовал пилотный проект по продаже страховых продуктов в банковских точках. Результаты проекта пока не раскрываются, однако в ВТБ24 сообщили, что такие продажи показывают хорошие результаты и число банковских точек со страховыми продуктами будет расти.

Однако обратная схема — предложение банковских услуг в страховых офисах — пока не развита, поэтому «Росгосстрах» в случае исполнения своих планов может стать первопроходцем в этой нише. Сейчас Русь-банк, по данным РБК.Рейтинг, занимает 40-е место по активам (94,2 млрд руб.). «Росгосстрах» является лидером страхового рынка: по данным НРА, по итогам первого полугодия объем собранных премий страховщика составил 34,1 млрд руб.

17.01.2011 RbcDaily.ru

Когда три года назад создатель и президент страховой группы «Спасские ворота» Борис Хаит и его младший партнер Михаил Тамиров договорились о продаже контроля над страховщиком Банку Москвы, в «Ведомостях» вышла статья с заголовком «Столичные ворота». Банк, задумавший выстроить крупный страховой холдинг и собиравший под крылом столичных страховщиков, купил «Спасские ворота» перед самым кризисом, и можно предположить, что не поскупился. Сам Хаит на вопросы о сумме сделки всегда отшучивается: «Вам что, интересно, сколько у кого денег в кармане?» И, услышав утвердительный ответ, говорит уже наотрез: «Не скажу».

С имиджевой точки зрения, пожалуй, банк попал в точку — «Спасские ворота» у многих ассоциируются именно с Москвой. Группа в свое время активно занималась муниципальными программами, страховала городское жилье, продавала полисы ОМС. Рассказывают, что хорошие отношения Хаита с ныне опальным мэром Юрием Лужковым помогали страховщику вести бизнес, и не только страховой. «Особых привилегий у мэрии для нас я не вижу, тем более, что многие страховщики давно работали и работают с городом», — парировал Хаит в интервью «Ведомостям» пару лет назад.

С бизнесом все было немного по-другому. После сделки грянул кризис, премии «Спасских», как и у конкурентов, стали падать. Хочешь — не хочешь, а объединение детища Хаита с главным страховым активом банка, группой МСК, было неизбежно по многим причинам: из-за пересечения по клиентской базе, дублирования функций друг друга и т.д. К тому же, у МСК есть опыт поглощения такой же универсальной компании, с большой долей не только московского, но и регионального розничного бизнеса в портфеле — «Стандарт-резерва». Банк договорился с Хаитом, что обратного хода у сделки не будет, и дальновидный Хаит, бывший соратник Владимира Гусинского, оставил себе блокпакет «Спасских» и кресло президента.

Все это время партнеры не могли решить, на каких условиях будут объединяться. В этом году «Спасские ворота» присоединятся к группе МСК, при этом основной акционер единой компании, «Столичная страховая группа» (к слову, один из акционеров Банка Москвы), получит 88,5% в ее капитале, а Хаит — 8%. Очень даже неплохо.

Есть несколько «но». Времена изменились, и каково сейчас отношение Банка Москвы к страховому бизнесу, понятно, наверное, немногим. После смены мэра новый хозяин появился не только в здании на Тверской — владельца, не исключено, сменит и сам банк. Президент ВТБ Андрей Костин торопится получить контроль над Банком Москвы уже в первом полугодии 2011 г. Менеджеры МСК и «Спасских» признаются в частных беседах: «Никто ничего не знает, все ждут, что будет дальше». Неясна также судьба президента и одного из основных акционеров Банка Москвы Андрея Бородина, главного идеолога столичного страхового проекта. Я жду развязки и искренне надеюсь, что Хаит не продешевит и на этот раз.

21.01.2011 Ведомости

Мария Мальковская, генеральный директор «Интач страхования»

Пожалуй, основной темой в сфере автострахования под конец прошлого года стало предложение Министерства финансов увеличить лимит выплат ОСАГО по имуществу со 120 000 до 400 000 руб., а за вред жизни и здоровью граждан, попавших в ДТП, — со 160 000 до 500 000 руб. Максимальный размер выплат ОСАГО при упрощенной схеме оформления ДТП теперь может составить 50 000 руб. (ранее — лишь 25 000 руб).

Лично я позитивно отношусь к предложению Минфина об увеличении лимита страховых выплат. Прежде всего потому, что все подобные инициативы направлены, в первую очередь, на создание наилучших условий для автомобилистов. Я сама не первый год вожу машину и понимаю, что существующие лимиты не полностью позволяют защитить интересы страхователей и потерпевших — они не менялись с 2003 г., когда был введен закон об ОСАГО. За это время цены на автомобильные услуги значительно изменились и 120 000 руб. часто не хватает на ремонт после ДТП даже подержанного автомобиля.

Вместе с тем, вполне логично говорить о том, что для осуществления выплат в предлагаемых размерах потребуется и соразмерное увеличение страховых тарифов по ОСАГО. Мы все прекрасно понимаем, что страховая компания — это бизнес, и она не может работать себе в убыток. Увеличение лимитов страховых выплат без увеличения тарифов приведет к тому, что страховщики начнут сокращать издержки и просто платить по заниженным нормативам ремонта, что сведет на нет прекрасную идею об повышении защищенности автомобилистов.

Несмотря на то, что пока нет достоверной информации о подготовке каких-либо предложений по повышению тарифов, нельзя не отметить, что представители Минфина в своих комментариях не раз заявляли, что понимают назревшую необходимость их пересмотра. Это, безусловно, позитивный тренд для страхового бизнеса и он может служить предпосылкой того, что вместе с интересами граждан будут учтены также интересы и страховых компаний.

Автомобильный рынок 2003 и 2011 годов — это два совершенно разных рынка. Идеальной ситуацией стала бы либерализация тарифов, которая позволила бы рынку самому регулировать стоимость полисов. Введение такой возможности даже вместе с увеличением лимитов страховых выплат вовсе не означало бы рост страховых тарифов для всех страхователей. При этом у компаний появилась бы возможность выделять наиболее и наименее убыточные категории клиентов и предлагать каждой справедливые цены, а также предоставлять своим клиентам официальные скидки. Ни для кого не секрет, что сейчас зачастую агентам платится до 20% комиссионных вместо максимально разрешенных 10%. Однако, после подсчета реальных затрат многие компании могли бы пересмотреть свою тарифную политику. Это также могло бы повлиять на общую ситуацию на дорогах, повысив заинтересованность граждан в более аккуратном и безопасном вождении и, следовательно, в экономии на покупке страхового полиса. А сегодняшняя система регулирования тарифов на государственном уровне приводит к уравниловке, когда «безаварийные» водители оплачивают премию наравне с теми, кто регулярно попадает в аварии, тем самым фактически оплачивая часть премии за них.

Либерализация тарифов на ОСАГО — это то, о чем мы говорим уже очень давно. Разумное регулирование со стороны правительства, безусловно, необходимо. По нашему мнению, стоит пресекать действия компаний, деятельность которых заведомо может принести вред потребителю, а также компаний, не имеющих достаточной финансовой устойчивости для покрытия убытков и выживающих только за счет ежегодного увеличения сборов. Кризис 2008-2009 годов уже показал, что такие компании не выдерживают конкуренции уже в первый год небольшого снижения продаж. В остальном рынок сам себя отрегулирует: демпингующая компания не сможет долго выдержать конкуренции и уйдет; с компанией, завышающей тарифы, произойдет то же самое.

Конечно, либерализация тарифов — это весомый фактор конкурентной борьбы. До введения прямого урегулирования, фактически, было все равно, где покупать полис ОСАГО — тарифы везде одинаковые, а в случае ДТП в страховую компанию, где вы купили полис, все равно будет обращаться другой участник аварии. Другое дело, когда стоимость полиса отличается и работает система прямого урегулирования — в такой ситуации выбор страховой компании становится осознанным и рациональным. Это, естественно, приведет к уходу с рынка недобросовестных компаний, которые просто не выдержат конкуренции. А это опять же на руку автомобилистам.

24.01.2011 Ведомости