Недавнее заседание комитета по финансовым рынкам Госдумы, на котором было завершено рассмотрение поправок в законы об ОСАГО и об организации страхового дела в РФ, оказалось богато на сюрпризы. При этом они были мало ожидаемы как страхователями, так и страховщиками, а приятны — лишь страхователям. На защиту страхователей встали члены комитета Госдумы во главе с председателем комитета Натальей Бурыкиной, проявившей редкую твердость и последовательность.
Немного подробностей. Без особых возражений со стороны страховщиков прошла поправка, уменьшающая с 80 до 50% максимально возможный износ деталей автомобиля, учитываемый при расчетах сумм компенсаций. Учет износа деталей значительно уменьшает сумму выплат, поэтому поправка была позитивно воспринята водителями. Зато поправка по срокам вступления в силу изменения лимита возмещения ущерба имуществу (до 400 тыс. руб.) и нового правила учета износа деталей стала для страховщиков неожиданностью и вызвала ожесточенные споры.
Если эта новация будет одобрена, после 1 апреля 2015 года ущерб, нанесенный водителем, чей страховой полис был куплен до 1 октября 2014 года, будет компенсироваться страховыми компаниями уже по новым правилам. Возражения страховщиков заключаются в том, что страховые резервы к 1 апреля вырастут недостаточно для выплат по новым правилам — давайте вначале наполним резервы в течение года, а затем будем выплачивать по-новому. Аргументы страхователей: несправедливо, если страховое возмещение потерпевшему, который купил полис ОСАГО по новым тарифам, будут выплачивать по старым правилам (максимум 120 тыс.) из-за того, что виновник ДТП купил свой полис ОСАГО до 1 октября. К тому же средства от продажи полисов, направляемые в резерв незаработанной премии страховых компаний, через год высвободятся из резерва и станут доходом страховой компании.
Одна из поправок, внесенная Верховным судом РФ — о праве страхователя на компенсацию по ОСАГО утраты товарной стоимости автомобиля — вызвала еще большие возражения страховщиков, т. к. должна существенно увеличить выплаты, а значит, и тариф.
Без сомнения, принятие этой поправки должно существенно увеличить выплаты. Но является ли это неразрешимой проблемой? Казалось бы, страховщики всегда заинтересованы в предоставлении новой услуги, т. к. она означает новые доходы, а доходы в обязательном страховании всегда означают прибыль. И страхователи заинтересованы в получении компенсации за утрату товарного вида.
Но проблема в том, что приоритетом для госрегулятора (которым недавно стал Банк России) является не удовлетворение реальных потребностей страхователей, чьи интересы он должен представлять, а задача сделать страховой рынок высокодоходным и устойчивым, чтобы пополнялся госбюджет.
Кроме того, существуют некие ориентиры и ограничения, продиктованные, например, оценкой социальных последствий повышения стоимости полиса ОСАГО. Страховщики это знают и считают, что увеличение стоимости полиса, которое может разрешить Банк России, не обеспечит средства в необходимом объеме для компенсации потери товарного вида автомобилей.
Поэтому пока получился замкнутый круг: страхователи хотят, а страховщики не могут, т. к. Банк России не хочет повышать тариф выше заявленного, чтобы не раздражать страхователей. Поэтому страхователи, вероятно, не смогут получать компенсацию за потерю товарного вида автомобиля.
Только комитет по финансовым рынкам пытается примирить все стороны, заботясь в первую очередь о том, о ком надо — о страхователях, так как они электорат, который скоро сможет высказать свое мнение. Но остальным депутатам Госдумы еще предстоит высказать свое мнение по этом вопросу. Голосование по второму и третьему чтению законопроекта должно состояться в Госдуме на следующей неделе.
Автор: Владимир Соколов — председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов»
ИТАР-ТАСС itar-tass.com
Последние комментарии