Вчера ЦБ РФ опубликовал проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. Банк России подчеркивает, что это первый шаг по стабилизации ситуации на рынке ОСАГО и изменению подходов к тарификации ОСАГО в целях перехода к индивидуальным тарифам.
ОСАГО: Общественная экспертиза собрал мнения экспертов по этому поводу:
ЦБ, как и обещал, опубликовал проект Указания ЦБ, где предусмотрены новации в части ОСАГО: расширен тарифный коридор, детализированы коэффициенты по возрасту и стажу, изменен (упрощен) порядок расчета КБМ и др. Это полностью укладывается в анонсированные планы постепенной либерализации тарифа с целью сделать его более справедливым: чтобы нарушители платили существенно – в разы – больше аккуратных и дисциплинированных водителей. Похоже, мы действительно начинаем уходить от уравниловки, и это можно только приветствовать.
Михаил Емельянов, Депутат Государственной думы Российской Федерации, первый заместитель руководителя фракции партии Справедливая Россия
Первый этап либерализации тарифа ОСАГО, я уверен, позволит сбалансировать ситуацию на рынке. Страховые компании, имея возможность применять при расчете стоимости более гибкий тариф и персональные коэффициенты, будут предлагать выгодные тарифы. При этом нужно понимать, что снижение нижней границы тарифного коридора позволит безаварийным водителям получить стоимость полиса ОСАГО даже меньше, чем сейчас.
А применение коэффициента по стажу и возрасту с более широкими градациями позволит страховым компаниям устанавливать наиболее справедливые тарифы для каждой категории автовладельцев.
Уже сейчас, по сути, можно говорить о том, что тарифы становятся индивидуальными и напрямую зависят от того, как ведут себя водители на дороге. Добросовестные водители не будут платить за аварийных. А значит смогут существенно сэкономить.
Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт
По моему мнению, предлагаемые изменения ОСАГО в целом отражают основную тенденцию на рынке — постепенный переход к рыночному тарифу. Изменения назрели давно и являеются важным моментом в плане развития рынка автострахования, который сейчас регулируется преимущественно административными мерами.
При этом очень важно, что переход к рыночному тарифу осуществляется с учетом использования индивидуального подхода. И предлагаемые изменения как раз это демонстрируют. Речь в данном случае идет не только о реформировании коэффициента бонус-малус (КБМ), предполагающее введение по сути новой градации/дифференциации водителей, учитывающей различные факторы, но и введение и закрепление за каждым водителем страховой истории.
Это позволит рассчитывать индивидуальный и справедливый тариф ОСАГО для каждого водителя.
При этом немаловажным является и то, что, несмотря на расширение тарифного коридора, нижняя граница снижается для всех видов транспортных средств на 20%. Это позволит не только более эффективно применять тарифную шкалу, но и в определенном смысле дает возможности дисциплинировать водителей (хочешь платить меньше, быть более аккуратным). Последнее помимо прочего может способствовать снижению аварийности, что само по себе и особенно применительно к нашей стране является очень важным.
Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting
Проект Указаний ЦБ вышел в полном соответствии с ранее объявленной реформой ОСАГО – и это отрадно. Критикам же можно ответить следующее. Ни для кого не секрет, что ОСАГО сейчас находится в зоне убыточности. Поэтом, альтернативой обсуждаемому решению является простое повышение тарифов для всех – как это всегда было ранее. Здесь же сделан первый шаг в сторону установления индивидуального тарифа: раздвинут коридор, предложена сложная матрица КВС (коэффициент, устанавливаемый в зависимости от возраста и стажа водителя). Очевидно, что разные водители по-разному ощутят на себе эти изменения – и я считаю, что это движение в правильном направлении.
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем
Реформа не была неожиданной. О ее необходимости говорили давно. Более того, пару месяцев назад общий параметр озвучил заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин. То есть морально мы уже были к этому готовы. Для страхового сообщества такой шаг вполне логичен. Больше платить должны молодые неопытные водители или те, кто часто нарушает ПДД, а меньше – водители со стажем, у которых нарушений нет. Пока на первый взгляд проект указания выглядит логично и не пугает. Как реформа будет работать в реальной жизни – посмотрим. Первые изменения должны вступить в силу уже в ближайшее время.
Игорь Моржаретто, автоэксперт, партнер аналитического агентства «АВТОСТАТ»
Опубликованный проект Указаний ЦБ – это первый шаг в направлении т.н. свободного, справедливого тарифа, когда будет ликвидирована сегодняшняя уравниловка, и стоимость полиса для дисциплинированного водителя и лихача будет радикально, в разы, отличаться. Впервые реакцией на кризис ОСАГО становится не равномерное повышение стоимости полиса всем автомобилистам, а создание для страховых компаний возможности дифференцировать подход в зависимости от различных индивидуальных факторов риска ДТП – для этого расширен коридор (в обе стороны, а не только в сторону увеличения – это важно) и кратно увеличено количество ступеней коэффициента по возрасту и стажу. Собственно, это то, что ЦБ обещал, когда анонсировал трехлетнюю реформу ОСАГО. Что ж, в добрый путь!
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований
ОСАГО: Общественная экспертиза
Последние комментарии