Повышение тарифа по ОСАГО не имеет никакого смысла, поскольку разница осядет у посредников – недобросовестных автоюристов, а не у страховых компаний, полагает зампред Банка России Владимир Чистюхин.
На встрече с депутатами комитета Госдумы по финансовому рынку он напомнил, что тарифы повышались в октябре 2014 года и апреле 2015 года. Это стабилизировало ситуацию в субъектах РФ, поскольку «страховщики опять пришли в регионы и начали продавать». Однако в настоящее время, по словам зампреда ЦБ, этот эффект исчерпан и приблизительно в трети регионов наблюдаются проблемы с приобретением полисов ОСАГО.
«Сегодня это связано исключительно с тем, что коэффициент комбинированной убыточности (выплаты по ремонту, резервы под обязательства страховые, расходы на ведение дел) превышает 100%. То есть фактически страховые компании по этому виду собирают меньше, чем отдают обратно», — пояснил Чистюхин.
«По нашим прогнозам, если ситуация будет развиваться так дальше, особенно с электронным полисом ОСАГО, то коэффициент комбинированной убыточности может превысить 100%, что вообще всю систему ставит под угрозу», — уверен он.
Варианты
Выходов, по словам зампреда ЦБ, может быть несколько, и первый из них — отменить систему ОСАГО, «но тогда понятно, что завтра произойдет на дорогах». «Вторая тема – повышение тарифа — с нашей точки зрения, не имеет никакого смысла, потому что вся эта дельта, на которую тариф можно повысить, она мало того что перетечет посредникам, она не останется у страховых компаний, она вся перейдет туда. Самое неприятное, что мы получим физическую доступность, то есть граждане смогут купить полис, но мы получим ценовую недоступность полиса ОСАГО, потому что все-таки есть ограничения по возможности граждан покупать эти полисы», — отметил Чистюхин.
Третий выход состоит в том, что государство может передать весь этот бизнес в государственную компанию. «То есть фактически из рыночной среды уходим в некую государственную монополию, но надо понимать, что это достаточно серьезные бюджетные расходы. По нашим предварительным оценкам, это минимум 25 миллиардов рублей расходов бюджета в год, что тоже, наверно, не оптимальные условия», — допускает зампред ЦБ.
«Четвертый выход – это создание антистимулов для этого специального посреднического бизнеса (недобросовестных автоюристов – ред.). И вот здесь мы предлагаем перейти на систему приоритета материального возмещения ущерба в рамках ДТП, а также внедрить институт страхового омбудсмена», — заявил Чистюхин. Именно по этому пути и необходимо идти, считает он.
По экспертным оценкам, за первые полгода 2016 года потери, которые не связаны напрямую с выплатами, возмещением вреда в связи с ДТП, составили где-то от 5,6 до 9 миллиардов рублей, сообщил зампред ЦБ.
«Это все выплаты по юристам, по завышенной оценке, по специфическим штрафам и так далее», — добавил он. Чистюхин напомнил, что когда Банк России в 2012 году стал мегарегулятором, то столкнулся с двумя проблемами на рынке ОСАГО: недобросовестным поведением страховщиков и специфическим посредничеством автоюристов.
29.11.16 РИА Новости ria.ru
Последние комментарии