Виртуальная газета страхового рынка — новости, страховая аналитика, полезная информация, лучшие предложения страховых компаний России !!!

Из 42 млн полисов ОСАГО, которые находятся в обращении, около 1 млн – подделки. Такие данные приводит Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако эксперты уверены, что фальшивок на самом деле значительно больше. В страховых компаниях говорят, что доля поддельных или недействительных полисов доходит до 20%. При этом речь идет не только об обмане покупателей – во многих случаях граждане сознательно покупают фальшивую страховку, не желая платить за подорожавший полис.

Недавно в Татарстане задержали преступную группу, которая занималась сбытом поддельных ОСАГО. Мошенники продали на территории республики более сотни фальшивых бланков на общую сумму 500 тыс. рублей. Такие бланки полисов изготавливают в странах СНГ и Китае, где сохранилось оборудование «Гознака». Мошенники используют номера существовавших в действительности полисов ОСАГО и создают по ним высококачественную подделку. При этом такие полисы продаются чаще всего не в тех регионах, где ранее существовали оригиналы, а на других территориях.

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров утверждает, что бизнес по продаже поддельных полисов функционирует в России уже несколько лет: «С 2012 года мы регулярно обнаруживаем партии поддельных полисов, которые исчисляются тысячами. То есть можно однозначно сказать, что подделка полисов и их сбыт – это хорошо налаженный бизнес, который приносит мошенникам огромные деньги». Но точно оценить объем средств, который проходит через мошенников, эксперт не берется: «Конечная стоимость поддельных полисов очень отличается – кто-то продает их за сумму в районе 1 тыс. рублей, кто-то умудряется гораздо дороже под видом настоящих. Можно сказать, что количество подделок, которые пытаются продать мошенники, точно превышает несколько десятков тысяч».

При этом автомобилист может ездить целый год, даже не подозревая о том, что имеет фальшивый полис. «Факт подделки чаще всего вскрывается на этапе урегулирования страховых случаев или при попытке клиента внести изменения в договор», – говорит Марков.

Все это касается только случаев, когда автомобилист был заведомо введен в заблуждение агентами страховой компании. Однако в последнее время все чаще используется схема с продажей настоящих, но нелегитимных бланков, когда клиент знает о том, что именно он покупает. Люди сознательно идут на подлог, поскольку не могут себе позволить купить настоящий полис из-за высокой стоимости, уверяет руководитель юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников.

В первом полугодии 2015 года в России было продано 19,06 млн полисов ОСАГО, что на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом за полгода страховщики собрали 93,91 млрд руб. премии – на 39% больше показателей первого полугодия 2014 года даже с учетом общего падения рынка ОСАГО. Этот скачок вызван увеличением тарифов на ОСАГО в октябре 2014 года и апреле 2015 года, когда менялись базовые тарифы, а также с 5 до 20% был расширен тарифный коридор. Взамен автомобилисты получили увеличенный со 160 тыс. до 500 тыс. рублей предел выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, а также возможность купить ОСАГО в любом регионе.

Согласно данным РСА, после повышения тарифов средняя стоимость полиса ОСАГО выросла на 42% и достигла в регионах суммы 5 170 рублей. В столице автомобилистам теперь приходится платить за полис по 12 – 14 тыс. рублей. В таких условиях многие отказываются от покупки полисов, либо недорого приобретают недействительные бланки только ради того, чтобы не иметь проблем с органами ГИБДД, отмечает Тюрников. Причем такие бланки можно купить в тех же самых местах, где продаются и официальные страховки, рассказывает юрист: «Человек заходит в вагончик рядом с МРЭО, где ему считают полис ОСАГО на 12 тыс. рублей. Он говорит, что это дорого. И тогда ему предлагают другой бланк – всего за 1,5 тыс. рублей».

Тюрников полагает, что из-за повышения цен на ОСАГО в тень ушли минимум 5 млн человек, которые либо отказались от покупки полиса вовсе, либо сознательно выбирали недействительные бланки: «Еще до повышения цен мы проводили опросы, согласно которым к отказу от дорожающего ОСАГО были готовы 80-85% людей. Многие из них действительно стали покупателями фальшивых или недействительных бланков».

Строго говоря, бланки, которые продают представители страховых компаний, не являются поддельными. Как и действительные, они выпускаются на предприятиях «Гознака», имеют все необходимые степени защиты, а их номера находятся в базе данных РСА. Отдавая партию бланков на реализацию своим партнерам, страховая компания через некоторое время заявляет в полицию о том, что у нее украли партию документов и признает их недействительными. После обращения в полицию об утрате бланков с определенными серийными номерами страховщик не несет по ним никаких обязательств, поясняет Тюрников: «Компания продает своим агентам, скажем, партию из 100 тыс. полисов по тысяче рублей каждый, а потом заявляет о краже. Таким образом страховщик без каких-либо обязательств перед страхователями получает 100 млн руб. чистой прибыли».

Сами агенты, как правило, не пытаются ввести клиента в заблуждение, предлагая ему нелегитимный бланк в качестве действующего, поскольку в таком случае могут быть обвинены в мошенничестве. Клиент в момент покупки может даже проверить полис по базе данных РСА – на момент продажи «украденные» бланки чаще всего не успевают попасть в черный список. «До момента подачи страховщиком заявления о пропаже бланков полис легитимен, содержится в базах РСА и, как правило, уже продан. Но клиент в 95% случаев знает, что именно он покупает, и делает осознанный выбор в пользу полиса, который не будет действовать», – поясняет Николай Тюрников.

Случаев привлечения к ответственности за покупку подложного полиса в России пока не было, утверждает автоюрист. Проблемы у человека с подделкой начнутся тогда, когда владелец недействительного полиса попадет в ДТП. Если он стал виновником аварии, то пострадавший узнает о подлоге сразу после того, как попытается обратиться за возмещением ущерба в свою страховую компанию или компанию виновника. От страховщиков возмещения он не получит и пойдет в суд, после которого компенсацию за разбитый автомобиль виновнику ДТП придется выплачивать из своего кармана.

Впрочем, отказ в выплате может получить и владелец вполне легитимного полиса, который честно выложил за документ положенную сумму. Тюников рассказывает, что на подлог иногда идут сами сотрудники страховых компаний, регистрируя в базе РСА полисы на других людей: «Человек обращается к страховщику за возмещением, а там ему говорят, что этот полис выписан на другое лицо, и для вас не действует. Восемь из десяти развернутся и уйдут, и только двое начнут разбирательство, которое обязательно будет решено в пользу истца. В итоге страховщик не отвечает по всем страховым случаям. Поэтому любой отказ в выплате со стороны страховщика надо проверять». Труднее всего в этой ситуации придется покупателям электронного полиса, которые не удосужились получить оригинал документа в офисе страховой компании. Впрочем, в РСА уверяют, что все онлайн-сервисы по продаже полисов на сайтах страховщиков работают непосредственно с базой данных РСА, что исключает внесение изменений со стороны агента-продавца.

Тем, кто хочет быть уверен в легитимности полиса, в РСА советуют обращать внимание на стоимость полиса, соответствие регионов выдачи и продажи документа, а также обязательно проверять его номер на сайте РСА. «По номеру бланка можно определить, кому и какой страховой компанией он выдавался, не был ли отозван или аннулирован. Настоящий бланк не может иметь цену ниже утвержденной законодательством РФ. Если продавец предлагает купить полис ОСАГО по неоправданно низкой цене, скорее всего, это подделка», – отмечают в пресс-службе РСА.

Не рекомендует пользоваться услугами мошенников и автоюрист Николай Тюрников: «Зачем клиенту покупать фальшивый полис, который никак не гарантирует его от убытков? Лучше ездить вообще без ОСАГО, чем с фальшивкой. Не нужно платить жуликам даже скромные полторы тысячи рублей. Тем более, что сотрудники ГИБДД, имея доступ к базе данных РСА, смогут легко проверить любой полис».

06.10.15 autonews.ru

Оставить комментарий

(Обязательное поле)

(Обязательное поле)

*
= 4 + 2